Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Журналистика – чрезвычайно важный элемент демократического строя, потому что помогает человеку понимать и решать важные жизненные дела правильно, эффективно и последовательно. Журналистика – это больше чем профессия. Журналистика – это не только репортерство: пойти, увидеть и рассказать о том, что происходит. Журналистика – это своего рода образ жизни. Журналист должен подавать материал так, чтобы помогать человеку развиваться, побудить его задуматься и над собой, и над всем, что происходит вокруг. Считаю, что быть журналистом – это очень ответственное дело, которое требует определенного образа жизни и определенного способа мышления, а также жертвенности ради общества. Когда журналист достойно выполняет свою задачу, народ имеет возможность развиваться и принимать решения ответственно и правильно.
Слушатели, читатели и зрители также должны осознавать свою ответственность за восприятие. Все, что прочитали, услышали или увидели, должны оценивать, насколько правдиво средство массовой информации выполняет свою задачу.
Профессия журналиста довольно-таки привлекательно выглядит на первый взгляд. У подавляющего большинства людей деятельность в этой сфере ассоциируется с развлечениями, славой и легким трудом. Но неточное представление об образе этой профессии создает побочные эффекты восприятия журналистики.
В современных условиях развития общества в целом и социальных коммуникаций в частности значительного значение приобретают вопросы морали, в частности в профессиональной сфере. Учитывая засилье современных технических и технологических средств представлением искаженной информации, возрастает роль нравственного стержня работника масс-медиа. Поэтому попытаемся обрисовать социальный и профессиональный портрет журналиста именно с точки зрения морали. Актуальность такого наблюдения подтверждает исследовательница Я. Ширченко, по словам которой, «нравственное сознание журналиста определяет его практическую деятельность».
Общественная нравственность содержится в законах и обычаях. Над личными моральными убеждениями должен стоять общий моральный дух. Это касается не только личности в общем, но и профессионала, в частности журналиста. Начинать разговор о нравственной основе деятельности журналиста необходимо, на наш взгляд, с первых дней пребывания на университетской скамье. Ведь образование, оторванное от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а портит его формальную образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а развращение цивилизации.
Сегодня в процессе образования и воспитания основной акцент должен быть сделан на развитии индивидуальных качеств личности, прежде всего духовно-нравственных, которые мотивируют социальную активность, побуждают человека работать в соответствии со своими установками и нравственными требованиями общества.
Степень разработанности проблемы. Методологической базой теории отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу являются труды ученых, таких как В.И.Здоровега, В.Иванов, В.Коптилов П.Малиновский, В.Пуля, Т.А.Приступенко, Михайлин, В.А.Салимовский Т.Ф.Фролова, О.Чергега и другие.
Объект исследования: современный журналист.
Предметом исследования являются составляющие портрета современного журналиста в социальной проблематике, его функции, преимущества и недостатки, профессионализм.
Цель нашего исследования: изучить профессиональные качества журналиста.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
- рассмотреть мораль в профессии журналиста;
- проанализировать профессиональные качества и функции в деятельности журналиста;
- выявить социальную позицию журналиста;
- определить сущность перестройки отношений.
Методы исследования. При освещении объекта исследования используется как структурно-функциональный, так и системный подход, с целью поиска соответствующих средств, способствующих формированию представлений об изучаемом явлении и его свойствах.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 32 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 19 источников.
ГЛАВА 1 Моральная составляющая профессии журналиста
Современное общество испытывает потребность в нравственных поступках рядовых граждан, однако еще больше – в нравственности журналиста-профессионала. Понятно, что журналист из обзора на специфику своей профессии, в частности ее социальный характер, постоянно попадает в ситуацию морального выбора. По словам А.А.Калмыкова, в этические проблемы обыденности журналиста и редактора уже заложен конфликт «между этическим выбором и служебными обязанностями» , а не просто между плохим и хорошим. Как подчеркивает профессор журналистики Бостонского университета, нет ни одного этического кодекса, который давал бы ответы на все случаи жизни. Учитывая на ситуацию конфликта нравственного выбора с обязанностью и отсутствие прописанных ответов на все морально-этические проблемы, которые возникают, считаем, что нравственная позиция журналиста является решающей в принятии им соответствующих решений. Иначе говоря, эта позиция как «последняя инстанция» перед запуском информации в социум.
Основное умение профессионала в сфере массовой коммуникации – это «умение правдиво, оперативно, аргументированно, ярко и убедительно писать, говорить и показывать, если речь идет о аудиовизуальных средствах информации». Эта мысль является не менее актуальной сегодня .
Учитывая бесспорную важность нравственных поступков журналиста, возникает весьма насущный вопрос: нравственность есть только личностной или также и профессиональной чертой деятельности журналиста? Если это сугубо личностная черта, то, во-первых, журналист может игнорировать ее во время выполнения профессиональных обязанностей; во-вторых, она не имеет отношения к процессу подготовки журналистов. Считаем необходимым подчеркнуть, что в журналистской области существуют два взгляда на эту проблему.
Первый взгляд: нравственность – это личностная черта, которая важна в профессиональной деятельности. В качестве примера мы можем взять глубоко верующего журналиста-христианина, у которого единство нравственности профессиональной и личностной – это прочная монолитная база его жизненной позиции, а согласно социальной позиции и профессиональной деятельности.
В журналистике сегодня происходят неутешительные процессы. Одним из печальных последствий этих процессов в СМИ, по словам российского исследователя С.Барлыбаева, стала потеря журналистами социального содержания своей деятельности, поскольку с 1995 г. начала работать модель профессии журналиста как игры – на личном уровне идет обособление себя-личности от себя-журналиста. Это означает, что личностные взгляды, интересы, убеждения журналиста как человека не связаны с действиями журналиста как профессионала.
Исследователь отмечает, что в таком случае журналист снимает с себя ответственность за свои профессиональные действия и поступки только на том основании, что относится к своей деятельности не как к социально ответственной, а как к определенному виду игры.
То есть понимание назначение журналистики как социальной деятельности смещено в сторону журналистики как эффективного средства воздействия.
Другой взгляд журналистов и ученых – нравственность является обязательной составляющей профессионального портрета журналиста. Такую позицию занимает В.Пуля, который отмечает, что в сфере массовых коммуникаций нравственность не является «сугубо личным делом журналиста, а, выходя на массового потребителя информации, может массово влиять положительно или отрицательно на общественное сознание» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баскакова О. В. Воздействие СМИ на формирование общественного мнения и ценностных ориентаций населения / О. В. Баскакова // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 6. - С. 266-272.
2. Бухарцев Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества: Материалы спецкурса / Р. Г. Бухарцев. - Свердловск: Уральский ун-т им. А. М. Горького, 2010. - 67 с.
3. Варецкий Б. И. Журналистика социальной сферы / Б. И. Варецкий. - М.: Изд-во Рос.гос. соц. ун-та, 2008. - 192 с.
4. Ворошилов В.В. Журналистика. - Учебник 2-е издание / В.В. Ворошилов. - СПб: Издательство Михайлова В.А., 2012. - 336 с.
5. Дзялошинский И. Региональная пресса: проблемы менеджмента / И. Дзялошинский // Материалы конференции, апрель-май 2011 г. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2011. - 221с.
6. Евдокимов В. А. Роль средств массовой информации в политизации социального конфликта / В. А. Евдокимова // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. ун-та, 2016. - 56 с.
7. Здоровега В. И. Теория и практика журналистского творчества: учебник / В. И. Здоровега. - М.: ПАИС, 2014. - 268 с.
8. Иванов В. Журналист и общество / В. Иванов. - М.: Центр Свободной прессы, 2010. - 25 с.
9. Коптилов В. Журналисты современности / В. Коптилов. - Л.: Феникс, 2013. - 210 с.
10. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. Учебник для ВУЗов / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 287 с.
11. Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий / П.Малиновский // Российское экспертное обозрение, 2017. – №3 (21). – С. 21-24
12. Мусияченко В. И. СМИ как институт социального управления / В. И. Мусияченко // Сборник научных статей преподавателей Курского ин-та гос. и муниципальной службы. - 2014. - C. 164-168.
13. Пуля В. Журналист-дирижер и пять уровней восприятия медиа / В.Пуля // Медиаконвергенция, которая изменила мир? - Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М.: 2014. – С. 80-84.
14. Приступенко Т. А. Теория журналистики. Этические и правовые основы деятельности средств массовой информации: Учеб. Пособие. - К.: Ин-т журналистики, 2014. - 375 с.
15. Михайлин И. Основы журналистики: Учебник / И. Михайлин. - К.: ЦУЛ, 2013. - 286 с.
16. Салимовский В.А. Речевой жанр: стилистический энциклопедический словарь русского языка / В.А. Салимовский. – М.: Наука, 2013. - 230 с.
17. Фролова Т. И. Социальная журналистика: антология возрождения / Т. И. Фролова. - М.: Центр развития «Сопричастность», 2012. - 200 с.
18. Фролова Т. И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге / Т. И. Фролова. - М.: Пульс, 2013. – 244 с.
19. Чернега О. Социальная журналистика: жанровый аспект / О. Чернега. - М.: Агентство социальной информации, 2015. – 217 с.
20. В России журналисты в прямом эфире подрались из-за Сталина [Электронный ресурс]. URL: https://vesti-ukr.com/mir/275587-v-rossii-zhurnalisty-v-prjamom-efire-podralis-iz-za-stalina-video (Дата обращения: 04.04.2018).