Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рыночной экономике, к которой так трудно приспособиться отечественные предприятия, безопасность выживания и основа устойчивого развития компании - это управление финансовыми ресурсами компании, которое направлено не только на максимизацию прибыли в краткосрочное время, но и на поддержание устойчивого финансового состояния предприятия. Проблема финансовой стабильности предприятий является одной из важнейших не только финансовых, но и общих экономических проблем, поскольку нестабильное финансовое состояние ограничивает рост производства, что снижает платежеспособность отечественных компаний и может привести к их банкротству. Низкая финансовая стабильность предприятий является одной из причин их низкой инвестиционной привлекательности.
Обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия позволяет привлечь дополнительные инвестиции, увеличить производство и, в конечном счете, повысить рентабельность предприятия. Компания с устойчивым финансовым состоянием считается надежной, что позволяет не только привлекать инвестиции, но и получать компенсацию от поставщиков, приносить денежные средства в меньший процент, что снижает затраты и повышает конкурентоспособность.
Это один из основных факторов для преодоления кризиса и стабилизации национальной экономики в целом, для обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия - отдельного элемента единого механизма экономики страны.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные требования к составлению форм бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Снаблеспром».
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы аналитической обработки бухгалтерского баланса и анализа финансового состояния коммерческих предприятий России;
- провести обзор составления бухгалтерского баланса и анализа финансового состояния ООО «Снаблеспром»;
- оценить результаты анализа финансового состояния ООО «Снаблеспром».
Объектом исследования является ООО «Снаблеспром».
Предметом исследования являются бухгалтерский баланс ООО «Снаблеспром».
Нормативной базой исследования являются как законы и нормативные акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», так и научная и учебная литература, посвященная учету и анализу: Агеева О.А., Астахов В. П., Давыдова О. А., Качкова О.Е., Серебрякова Т. Ю.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы аналитической обработки бухгалтерского баланса и анализа финансового состояния коммерческих предприятий России
1.1 Понятие бухгалтерский баланс (виды и формы) и ее нормативное регулирование
Баланс является одной из основных форм бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс - это обобщенный набор финансовых и экономических операций, выполняемых организацией в течение отчетного периода.
Бухгалтерский баланс важен для руководителей организаций. Он играет большую роль в правильных управленческих решениях, так как отражает не только общие, но и структурные изменения в средствах компании [11, с. 154].
Бухгалтерский баланс - это документ, который имеет полное представление о финансово-хозяйственной деятельности организации за период с 1 января по 31 декабря. Есть возможность отслеживать изменения во времени, поскольку данные отображаются в балансе как минимум два года: за отчетный год и за год предварительное заключение.
Основная задача бухгалтерского баланса как формы бухгалтерского (финансового) отчетности заключается в том, чтобы показать собственнику, что он владеет или какой капитал находится под его контролем, что позволяет получить представление о размере материальных ценностей, их долях, статусе расчетов, размере инвестиций и дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.
Существует множество видов балансов, отличающихся по ряду признаков.
По источникам составления бухгалтерские балансы подразделяют на инвентарные, книжные и актуарные.
Инвентарные балансы составляются только по данным инвентаризации. Ее итог фиксирует величину актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.
Книжные балансы составляются по данным счетов Главной книги без их предварительной проверки путем инвентаризации.
Актуарные балансы составляются по данным, собранным по статистике страховых, торговых и подобных им предприятий.
На практике чаще всего составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются по данным инвентаризационных описей.
По срокам составления бухгалтерские балансы могут быть начальными (вступительными), текущими (периодическими), санируемыми, ликвидационными, разделительными, объединительными.
Начальный (вступительный) баланс составляется на момент возникновения (учреждения) организации. Он определяет сумму ценностей, с которой организация начинает свою деятельность. Составляется после регистрации устава и внесения в уставный капитал активов.
Текущие (периодические) балансы составляются в течение всего времени существования организации. Такие балансы подразделяются на вступительные, промежуточные и заключительные.
Вступительные балансы формируются на 1 января отчетного года, заключительные – на 31 декабря отчетного года [12, с. 95].
Промежуточные балансы отличаются от заключительных следующим:
- к заключительным прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса;
- промежуточные балансы составляются за месяц, за квартал, полугодие, 9 месяцев в большей мере на основе данных текущего учета, не подтвержденных инвентаризацией.
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организации приближаются к банкротству. В этих условиях организация стоит перед выбором: самоликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей.
Кредиторам необходимо знать, как велик понесенный убыток, поэтому санируемый баланс составляется с помощью аудитора до окончания отчетного периода с целью показать реальное положение дел.
Разделительные балансы составляются при реорганизации организации в формах разделения и выделения.
Объединительный баланс формируют на основании передаточного акта при реорганизации в формах слияния нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к определенной организации.
По объему информации балансы делятся на индивидуальные, сводные и консолидированные.
Индивидуальный баланс отражает деятельность только одного предприятия.
Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него индивидуальных балансов. В таком балансе отражается общее состояние средств группы компаний в целом.
Консолидированный баланс – это баланс корпоративной группы, условно представленной как единое предприятие.
По характеру деятельности балансы бывают основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности компании неосновные.
Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы.
Таблица 1 – Нормативные акты, устанавливающие порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в Российской Федерации
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) которое введено для обязательного применения приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности ведущих деятельность на территории РФ юридических лиц. После изменения статуса государственных (муниципальных) учреждений, которые с 2010 года делятся на бюджетные, автономные и казенные, действие ПБУ4/99 по приказу Минфина России от 28.12.2010 № 191н распространяется также на автономные муниципальные учреждения.
В соответствии с п.3 ПБУ 4/99 в этом документе оговариваются используемые формы отчетов юридических лиц, порядок их составления, упрощенный вариант бухгалтерской отчетности, особенности формирования сводной, ликвидации и реорганизационной отчетности, требования о публикации отчетных документов в средствах массовой информации. Пунктом 7 ПБУ 4/99 предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна иметь нейтральный характер, удовлетворять интересы как внешних, так и внутренних пользователей.
1.2 Порядок закрытия периода и формирования баланса
Перед составлением годовой отчетности необходимо выполнить одну важную операцию - закрыть в бухгалтерском учете и сделать реформацию баланса. Реформацию баланса проводят после того, как отражены все финансово-хозяйственные операции, начислены необходимые налоги и определены финансовые результаты последнего месяца.
Реформации баланса - это закрытие (обнуление) некоторых бухгалтерских счетов. В обязательном порядке закрывают счета учета реализации и финансовых результатов - 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Остаток со счета 99 списывают на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Рассмотрим основные этапы реформация баланса.
1 этап реформации баланса: закрыть счета, на которых в течение года отражали доходы и расходы компании.
В течение года все доходы и расходы организации по основным видам деятельности вы учитывали на счете 90 «Продажи». Все остальные поступления и затраты, не связанные с основной деятельностью, отражали на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Так вот, в ходе первого этапа реформации данные счета нужно будет закрыть.
Счет 90 «Продажи». К этому счету у вас могут быть открыты такие субсчета, как «Выручка», «Себестоимость продаж» и «Прибыль/убыток от продаж».
ДЕБЕТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» КРЕДИТ 99 субсчет «Прибыли и убытки от обычных видов деятельности» - отражена прибыль от обычных видов деятельности за месяц;
ДЕБЕТ 99 субсчет «Прибыли и убытки от обычных видов деятельности» КРЕДИТ 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» *- отражен убыток от обычных видов деятельности за месяц.
Таким образом, если в течение года все операции формировались верно, то на конец года счет 90 у вас должен иметь нулевое сальдо.
Счет 91 «Прочие доходы и расходы». К данному счету открываются следующие субсчета: «Прочие доходы», «Прочие расходы» и «Сальдо прочих доходов и расходов». Так, на субсчете «Прочие доходы» в течение года вы накапливали доходы, не связанные с вашей основной деятельностью (например, активы, полученные безвозмездно, суммы списанной кредиторской задолженности и пр.). А на субсчете «Прочие расходы» отражали затраты, не имеющие отношения к основным видам деятельности (например, уплаченные проценты по кредитам, суммы списанной дебиторской задолженности, затраты по рассмотрению судебных дел и пр.). Ежемесячно вы определяли сальдо прочих доходов и расходов на субсчете «Сальдо прочих доходов и расходов». А в конце каждого месяца разницу между доходами и расходами относили на счет 99 субсчет «Прибыли и убытки от прочих доходов и расходов», делая при этом записи:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 99 субсчет «Прибыли и убытки от прочих доходов и расходов» - отражена прибыль по прочим операциям за месяц;
ДЕБЕТ 99 субсчет «Прибыли и убытки от прочих доходов и расходов» КРЕДИТ 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражен убыток по прочим операциям за месяц.
Таким образом, на конец года счет 91 будет иметь нулевое сальдо.
2 этап реформации баланса: Включите финансовый результат, полученный за год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
На данном этапе реформации баланса надо будет закрыть счет 99 «Прибыли и убытки», на котором месяц за месяцем в течение года вы копили данные о прибылях и убытках. И перенести конечный результат за год (итоговое сальдо по счету 99, кредитовое - прибыль, дебетовое - убыток) в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Чтобы закрыть субсчета, введите отдельный субсчет, например субсчет «Сальдо прибылей и убытков», для определения конечного результата (по аналогии со счетами 90 и 91). И закройте на него все открытые на счете 99 субсчета. Итоговое сальдо по счету 99 спишите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Для этого сформируйте проводки:
ДЕБЕТ 99 субсчет «Сальдо прибылей и убытков» КРЕДИТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - списана прибыль, полученная по итогам работы за год;
ДЕБЕТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» КРЕДИТ 99 субсчет «Сальдо прибылей и убытков» - списан убыток, полученный по итогам работы за год.
Таким образом, сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» станет нулевым. На этом реформация баланса заканчивается.
1.3 Аналитические приемы и процедуры анализа финансового состояния
Эффективное управление финансовым состоянием организации ‒ это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов организации. Достижение экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и представляет собой систему рационального управления процессом финансирования хозяйственной деятельности организации, которая в свою очередь включает в себя движение финансовых ресурсов и формирование финансовых отношений, возникающих в результате этого движения.
А.Д. Шеремет отмечает, что «финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов)» [19, с. 48].
Как отмечает Гусаков В. А., на сегодняшний день крайне актуально достижение экономических результатов деятельности в применением современных методов анализа и инструментов экономического регулирования [5, с. 74]. В современных условиях сложной рыночной экономики каждая организация, для того, чтобы быть конкурентоспособной должна проводить анализ показателей своей деятельности. В своей работе Горфинкель В.Я, дает определение сущности финансового состояния, «как важнейшей характеристики экономической деятельности организации определяющей конкурентоспособность организации, его потенциал в деловом сотрудничестве, с его помощью оценивается, в какой степени гарантированы интересы самого организации и его партнеров по финансовым и другим отношениям» [16, с. 25]. Изменения, произошедшие в экономике России за последние годы, все больше требуют от хозяйственных руководителей умения видеть перспективы, владеть методами современного стратегического анализа, принимать обоснованные стратегические решения. Необходимость правильно оценивать существующее финансовое положение и видеть тенденции развития как своего организации, предприятий по отрасли, так и предприятий со смежными отраслями, обусловлена тем, что для принятия правильных управленческих решений руководство должно уметь совмещать все полученные данные.
По мнению Ковалева В. В., механизм анализа финансово-экономического состояния организации – это процесс определения состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого производственного, технологического) посредством реализации комплексных процедур, выявления слабых звеньев [13, с. 58].
В качестве основы для разработки системы показателей можно взять коэффициенты, которые используются для оценки финансовой деятельности коммерческих организаций. Эта система показателей включает следующие группы коэффициентов: ликвидности, рентабельности, рыночной активности, финансовой устойчивости, деловой активности, оценки имущественного состояния. Возможность их применения при оценке деятельности некоммерческой организации представлена в таблице 2 [10, с. 62].
Таблица 2 – Параметры оценки показателей ликвидности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2: Офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2021. – 416 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2: Офиц. текст. – М.: Эксмо, 2021. – 669 с.
3. Абанин С.Л. Определение возможности компании по самофинансированию и заемному финансированию / С. Л. Абанин // Финансы и кредит. - 2019. - № 30. - С. 69-79.
4. Баканов М.И. Теория экономического анализа : учебник для экон. вузов / М.И. Баканов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М. : «Финансы и статистика», 2018. - 415с.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта : учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М. : «Финансы и статистика», 2017. – 184 с.
6. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2018. – 372с.
7. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебник. - 9-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2018. - 408 с.
8. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент : учебник / Н.Б. Ермасова.- М. : «Высшее образование», 2019.- 470с.
9. Илышева Н. Н. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации / Н. Н. Илышева; С. И. Крылов // Экономический анализ : теория и практика. - 2017. - № 8. - С. 11.
10. Ионова А.Ф. Финансовый анализ : учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.- М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2018. - 624с.
11. Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности : учебное пособие / Н.А. Казакова.- М. : Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2017. - 496 с.
12. Кельчевская, Н. Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния предприятия / Н. Кельчевская; И. Зимненко // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 1. - С. 93-99.
13. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2020.- 806 с.
14. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Под ред. А.И. Алексеевой.- М. : КНОРУС, 2018. – 671с.
15. Круглова Н.Ю. Антикризисное управление : учебное пособие / Н.Ю. Круглова.- М. : КНОРУС, 2017.- 511с.
16. Кувшинов Д. А. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия / Д. А. Кувшинов; П. И. Половцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - № 6. - С. 25-28
17. Мищенко А. В. Модели управления производственной деятельностью предприятия в условиях привлечения заемных средств / А. В. Мищенко; М. В. Андреева // Финансы и кредит. - 2017. - № 2. - С. 12-21.
18. Никитушкина И. В. Корпоративные финансы : учебник для академического бакалавриата / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под общ.ред. И. В. Никитушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 521 с.
19. Островенко Т. К. Проблемы методики анализа финансового состояния предприятия и его информационной базы / Т. К. Островенко; Г. Д. Гребнев // Экономический анализ : теория и практика. - 2019. - № 5. - С. 48-55.
20. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2018. - 671 с.
21. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 511 с.
22. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2018. – 655 с.
23. Чирков С.В. Источники формирования и экономические показатели использования оборотных средств // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - №2 (5). – 2017. – С. 39-51.
24. Экономика предприятия : учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 670 с.
25. Ямпольский С. М. Логистический подход к автоматизации управления оборотными средствами торгового предприятия / Ямпольский С. М. ; Шаламов А. С. // Логистика и управление цепями поставок. - 2016. - N 4. - С. 65-70.
26. Янков В. М. Запасы материальных оборотных средств: проблемы расчета / Янков В. М.// Вопросы статистики. - 2016. - N 6. - С. 45-52.