Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Средневековье является большим, насыщенным, интересным и своеобразным периодом в развитии и истории цивилизации Западной Европы, когда происходит новое формирование общественно-политической и экономической жизни. Особое место занимает прогресс материальной, духовной культуры по сравнению с предыдущими столетиями. Данная эпоха отличается тем, что наряду с невежеством, феодальным насилием, жестокими преследованиями инакомыслящих, разрушительными войнами, эпидемиями возникают первые вестники свободомыслия. Создаются произведения выдающихся писателей, творческие труды мастеров искусства, архитектуры, памятники народной культуры и другие шедевры.
В период Средневековья по всей территории Европы активно распространяется христианство в качество одной из мировых религий, внедрение которой шло достаточно медленно, оттесняя язычество. С течением времени, христианство заняло нишу основы культурной общности, выполняя этическую и идеологическую функции.
1. Германские племена. Предпосылки христианизации.
1.1 Франки, саксы, англосаксы.
В середине III в. племена, жившие в долине Рейна, образовали единую общность и стали называть себя франки , что означает «смелые, вдохновленные». На юге часть свевов-алеманов начала совершать набеги на Италию и Южную Галлию. Центральные же племена к концу столетия объединились в союз саксов и стали расширять сферу своего влияния. Они оттеснили франков на запад и грабили побережье Южной Британии и Северной Галлии. Саксы оставались язычниками еще на протяжении полтысячелетия. В Британии их нашествие рассматривали как столкновение двух вер и битву цивилизации с варварством. Победили в ней варвары. Описания кровавых сражений сохранились в трудах только одного историка — Гилдаса , жившего столетия спустя после вторжения. Британия превратилась в конфедерацию язычников-германцев, возводивших своих божественных предков не к Бели и Анне, а к Вотану.
1.1.1 Франки
Франки изначально обитали на территории современных Нидерландов и в долине Рейна . В I в. до н.э. они соприкоснулись с римско-галльской цивилизацией и со временем заняли пограничные, весьма неудобные земли, на которых, однако, находилась столица всех галльских провинций — Трир . Их национальная история начинается в 446 г., когда они (возможно, под руководством полулегендарного и полубожественного Меровея, букв. морского пирата ) захватили Турне. От него произошло название династии Меровингов, длинноволосых королей, которые, как и императоры поздней Римской империи, в конце концов стали лишь номинальными монархами, а реальная власть находилась в руках первого министра, хранителя дворца. Длинные волосы и борода прежде отличали языческих священнослужителей. Изображение одного из них хранится в Вюттембергском краеведческом музее в Штуттгарте. Это — статуя швабского языческого жреца, на его одежде еще сохранились следы красной краски, а его волосы заплетены в десять косичек, доходящих до талии. Она была найдена в стене дома в Вилдберге (около Калва, Баден-Вюттемберг) в 1698 г. и датируется, на основании стилистических особенностей, XIII в.
1.1.2 Саксы
Саксы (Саксоны) - древнегерманское племя, разделившееся в III—V веках на две части: одни пошли на юг — в Германию, а другие — на запад. От названия саксов произошло название исторической области в Германии — Саксония (в настоящее время это германские земли Нижняя Саксония, Саксония-Анхальт и Свободное государство Саксония). На острове Британия, совместно с англами и ютами, саксы участвовали в формировании английского этноса.
Из них вестфалы жили преимущественно между Рейном и Везером, их имя означало «западные люди», то есть западные саксы.
Остфалы, «восточные люди», жили между Везером и Эльбой.
Энгры занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. В их землях на Везере находилось Маркло, место ежегодных собраний.
Саксы, которые проживали на юге нынешней Германии, славились своими высокими боевыми качествами. Племенным тотемом саксов был волк, имя этого животного они используют в личных именах: Атаульф (старый волк), Ульфилла (волченок), Беовульф (волко-медведь) и т.п.Занимая большую территорию нынешних Германии, Бельгии и Голландии, саксы были известны как прекрасные мореходы и разбойники, что и сподвигло их однажды переселиться в Британию.
Саксы были настолько вездесущи, что до сих пор название англичан и немцев в ирландском, гэльском, эстонском и финском языках производится от племени саксов, а не англов, как у прочих народов.
1.1.3 Англосаксы
Англосаксы – это народ, мигрировавший в V - VI столетиях с Кимбрийского полуострова и его окрестностей в Англию . Они являлись частью великой саксонской конфедерации, распростёршейся от Эльбы до Рейна. Враждебность этого огромного народа длительное время беспокоила западные районы Европы. Когда же германские народы захватили наиболее значимые провинции Рима, англосаксы вторглись в Британию вскоре после того, как её оставили римляне. Коренные жители и потомки римских поселенцев сгинули под продвижением новых завоевателей, либо попали в рабство. На их землях распространились саксонские законы, саксонский язык, саксонские обычаи, порядки и формы правления.
1.2 Германские племена и язычество
Мир германцев языческой эпохи – это реальный мир, мир человеческой практики и окружающей природы, не включающий в себя что-либо потустороннее. На стадии родового строя религиозные представления древнегерманского человека были тесно связаны с природой.
По мере развития германского общества изменялось и его религиозное представление. Германцы верили, что боги помогают в сражениях с врагами, поэтому брали с собой в битвы изображения богов в качестве боевых знамён. Наряду с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.
Их религиозные представления, насколько они известны, были лишены той устойчивости и твердости, которые придавала греко-римскому миру богов мифология, украшенная фантастическими и поэтическими вымыслами, а также искусство своими чудными образами, в позднейшее время и философия со своей символикой, не говоря уже о влиятельном жреческом сословии.
Существуют литературные источники, рассказывающие нам, как осуществлялись языческие культы до прихода христианства. Среди главных таких источников – исландские «Эдды» и саги, англо-саксонская поэзия, труды английского монаха 8-го века Беды Достопочтенного и «Германия» римского историка Тацита . Хотя большая часть их была написана уже в христианскую эпоху, они хранят религиозные верования и практики культуры, которая существовала до того, как христианство пришло в Северную Европу. Археологические находки подтверждают картину языческой религии, которую создаёт эта классическая средневековая литература. В дополнение к историческим источникам современные язычники формируют личное понимание своей религии и отношений с богами.
Германское язычество, как все древние европейские языческие религии, является политеистической, то есть она признает большое количество богов и других потусторонних духов. Хотя германские боги больше всего известны по скандинавской мифологии (и часто под англизированными версиями их старых скандинавских имен), им поклонялись многие народы вне Скандинавии. Например, бог, известный ранним германским племенам как Воданаз, стал Одином в древнеисландской, Воденом в англо-саксонской и древней саксонской, Вотаном – в древневерхненемецкой традициях. Некоторые из наиболее известных германских богов сохранились в английских названиях дней недели. Вторник (Tuesday) назван в честь Тира (Tyr), среда (Wednesday) – в честь Одина (Woden), четверг (Thursday) – в честь Тора(Thor), а пятница (Friday) – в честь богини Фригг (Frigg) .
1.3 Истоки христианизации
Возникновение христианства происходит на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. В качестве предпосылок его возникновения выступал системный кризис позднеантичной культуры, а так же, упадок государственной римской религии, когда духовный вакуум заполнялся либо экзотическими политеистическими культами других народов, вошедших в состав империи, либо философскими системами, особенно платоновско–неоплатонического типа, обретавшими фактически статус религии. Заметная часть населения перешла к вольнодумству и чисто внешней религиозности .
Помимо чисто теологического объяснения (христианство как результат откровения Бога, явленного в Богочеловеке Иисусе Христе), в числе предпосылок появления христианства указывались:
– нарастание кризисных явлений в Римской империи, включая усиливающееся расслоение общества и нарастание социального и иных видов отчуждения;
– дальнейшее развитие иудейской религии, обусловленное внутренними закономерностями;
– личностный фактор в виде деятельности Иисуса.
Разные исследователи склонны отдавать приоритет разным предпосылкам или совмещать их.
2. Процесс христианизации германских народов
2.1 Роль миссионеров и власти
Амбиции новой религии совпали с новым периодом европейской истории. Римская империя распадалась, пришедшие с востока варвары заполняли европейское пространство. Карта христианской Европы постоянно менялась, расширяясь на север и на восток.
Но сегодня мы рассмотрим относительно небольшой – с шестого по девятый век – период европейского христианства. Он, кстати, и стал решающим для новой религии. Ведь именно на этот исторический отрезок времени и приходится экспансия европейского континента, а вместе с ней и жестокое сопротивление язычества новой религии. Именно в этот период конфронтации паганизма и христианства и возникло движение миссионеров, они-то в сущности и были самыми эффективными носителями новой религии. Жизнь этих «милитэс Кристи» - воинов Христа – была довольно хаотичной – они сами никогда не знали, куда их забросит судьба, не знали они также, будет ли им сопутствовать успех, или им придется отдать жизнь во имя веры .
Начало миссионерскому движению в Европе положил в шестом веке ирландец Коломар. Его самое заветное желание было изменить общество, в котором он жил. И как это не выглядит парадоксально, Коломар не отправился в населяемые язычниками земли, его миссионерская деятельность ограничилась нынешней Францией и Италией. Население обеих этих стран к тому времени уже было евангелизировано, и формально считалось христианским. Однако, по мнению ирландца, внешние атрибуты новой религии не соответствовали социальной жизни, Коломар считал, что лишь изменение многовековых устоев станет настоящей победой христианства. Своими противниками он считал не Юпитера или Вотана, а пиво, лившееся рекой в земле франков. Пожалуй, это и стало одной из главных причин миссионерского похода Коломара в землю Меровингов. Коломар оставил письменное подтверждение своего намерения. «Религиозная жизнь здесь почти погасла» - писал ирландец.
2.2 Христианизация саксов
Религия их была также типичной для германцев: верховный бог Вотан, кузнец Тор, воин Тюр. Британские саксы даже богов выбирали, как и королей, по удачливости, однажды помолившись богу христиан, саксонский правитель одержал победу, что и определило его верования на годы вперед!
Долгое время они успешно теснили соседей-франков, покуда те были язычниками. Но затем, после принятия христианства удача повернулась к франкам лицом!
Пустынная и нечеткая граница племен всегда была яблоком раздора и местом постоянного насилия, с чем решил положить конец Карл Великий. В 772 году он вторгся в Саксонию, закованный в латы, во главе огромного войска недавно победившего грозных авар.
Войско Карла закаленное в боях с аварами и маврами, легко сокрушило вестфольдов и энгров и дойдя до пределов остфольда заложило две крепости,с гарнизоном солдат. Так называемую «марку» - приграничье.
Одновременно началось принуждение саксов к христианству, когда огнем и мечем племенную знать крестили проповедники франков. А их святилище Ирминсул в Эггских горах – ясеневый столб Иггдрассиль, было сожжено дотла .
Саксы негодовали и готовили бунт.Один из знатных саксов - Видукинд, хотя и был крещен, презрел свою клятву и бежал в Данию, еще языческую, где стал готовиться к войне с франками, с помощью оставшихся остфольдов.
В 778 году, войско Видукинда прошло насквозь страну, разгромив гарнизоны франков и уничтожая все на своем пути. Саксы тут же сплотились вокруг него, забыв о клятвах, Христе и тяжелой длани франков! Они освободили страну и осадили франкский Кельн, где лежали святые мощи Бонифация.
2.3 Христианизация франков
В 486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства. Из трех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского), самым сильным оказалось королевство франков. К середине VI века франкские короли завершили завоевание Аквитании и Бургундии и овладели почти всей Галлией - от низовьев Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.
Прочность власти обосновавшихся в Галлии германских племен зависела от того, насколько удастся им, не растворяясь полностью в массе прежнего римского населения, объединиться с их новыми подданными, с тем, чтобы образовать общее культурно-этническое единство. Успешно эту задачу решили франки, вестготы и бургунды потерпели неудачу. Причиной тому была не только разница в устойчивости и действенности их общинного уклада, но и в различии религиозной политики их королей. Расселяясь на римских землях, германцы принимали христианство, что приобщало их к наследию античной цивилизации.
2.4 Христианизация англосаксов
VI столетие было эпохой экспансии завоевателей Британии англосаксов, и закончилось оно их безраздельным доминированием на острове. Беда Достопочтенный писал о трех германских народах, поселившихся в Британии: саксах, англах и ютах. Из «Истории» Беды известно, что юты, или, как он их называет, «виты», образовали королевство Кент на юго-востоке Британии, саксы заняли юг острова ― территорию современных графств, а в пору Беды ― королевств Эссекса, Сассекса и Уэссекса, то есть Восточной, Южной и Западной Саксонии, названных так в отличие от Старой Саксонии ― их германской прародины, и, наконец, англы обосновались в центре и на севере современной Англии, а также на юго-востоке Шотландии. Их владения составили вначале два королевства в центральной Англии: Восточную Англию и Мерсию ― и два королевства на севере: Дейру и Берницию, которые позже объединились в единое королевство ― Нортумбрию, названное так потому, что оно расположено было к северу от реки Хумбер.
2.5 Христианизация германских народов в эпоху Каролингов
Наивысший расцвет Каролингской монархии связан с именем и деяниями Карла Великого (742-814) . В 768 г. Пипин Короткий по обычаю разделил королевство между двумя своими сыновьями, которое было воссоединено в 771 г. под единодержавием Карла.
Изучение внешней политики Карла Великого отчетливо показывает, что она в основном была связана с Италией и Германией, где с 772 по 804 г. франки вели завоевательные войны против Саксонии. Подавление выступлений аламаннов, рипуарских франков, баваров, их насильственная христианизация, навязывание феодализации по западнофранкскому образцу сделали саксов врагами Каролингов задолго до Карла Великого. Граница к северу от Везера давно была нестабильной. Возвести там лимес, подобный римскому, для франков не представлялось возможным. С другой стороны, Каролинги для решения своих внутренних проблем нуждались в добыче и землях. Саксонские войны велись под знаменем христианизации язычников. В 772 г. Карл вторгся в земли ангариев, захватил их укрепление Эресбург, где разрушил общесаксонское святилище Ирминсул (священное дерево, поддерживающее небесный свод); была захвачена большая добыча и взяты заложники. Общество саксов, хотя в нем уже была имущественная и социальная дифференциация, сплотилось для отпора франкам.
Саксы в 774 г. ворвались в Гессен и Фрисландию, где разорили монастыри и церкви. В 775 г. ответный удар Карла был нанесен не только по землям ангариев, но также остфалов и вестфалов. Разграбление было настолько серьезным, что часть саксонской знати начала переговоры с Карлом о мире на его условиях. В Эресбурге, Сигисбурге, Карлштадте были расквартированы франкские гарнизоны, в Падерборне был построен пфальц, в котором в 777 г. было собрано Великое собрание франкской знати. Там часть саксонской знати принесла Карлу клятву верности и произошло массовое крещение. В течение ряда лет, когда обстоятельства требовали присутствия короля в Италии, саксы восставали, разрушали церкви и бурги, восстанавливали язычество. После этого вновь следовали карательные походы с новыми клятвами, заложниками, массовыми крещениями. Во главе сопротивления франкам стояла группа саксонской знати, предводительствуемая Видукиндом. В 780 г., подавляя выступления мятежных саксов, войска Карла достигли нижнего течения Эльбы.
Заключение
Исходя из проведенного выше исследования, можно заключить, что христианизация германских народов являлась одним из важнейших событий раннесредневековой европейской истории. Христианство оказало огромное влияние на процесс становления средневекового общества и государства. Процесс христианизации германских народов (франков, англосаксов, саксов) был длительным и в каждом случае имел место свой особый путь.
В период складывания первых варварских государств, христианство превращается в орудие завоевания франкскими правителями власти. Не развив высоких духовных устремлений, церковь в основном руководствуется политическими мотивами и практическими соображениями. С этих позиций оправдываются захватнические войны.