Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальное развитие региона - это планомерный управляемый процесс направленный на достижение качественного изменения социальной сферы, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой работы.
Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование информационного обеспечения. Последовательное их применение позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Расширение, углубление и активное внедрение информационных технологий в направлении реформирования государственного и муниципального управления представляется очень важным. Актуальность этого направления обусловила формирование множества подходов к пониманию сущности информационного обеспечения стратегического планирования и инструментов его организации.
Актуальность работы обусловлена следующим.
Во-первых, в большинстве регионов не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием.
В-вторых, многие владеют методологией информационного обеспечения стратегического планирования на недостаточном уровне.
Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Объект исследования ‒ система информационного обеспечения стратегического планирования г.Луза Кировской области.
Предмет ‒ деятельность региональных органов власти по стратегическому планированию.
Цель ‒ провести анализ информационного обеспечения стратегического планирования развития субъекта Федерации на примере конкретного региона.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования и информационного обеспечения;
- определить систему органов регионального развития и их роль в достижении показателей развития региона,
- определить особенности современного информационного обеспечения стратегического планирования развития региона,
- изучить современное состояние информационного обеспечения стратегического планирования г.Луза Кировской области,
- определить потенциал совершенствования современного информационного обеспечения стратегического планирования развития региона.
При написании работы мною были использованы такие, основные методы исследования как, аналитический, статистические методы, системный и сравнительный анализ, синтез.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, научная литература по исследуемой проблеме, статистическая отчетность и интернет – источники.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов информационного обеспечения стратегического планирования регионов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность и содержание информационного обеспечения стратегического планирования субъекта Российской Федерации
В основе функционирования системы государственного и муниципального управления и составляющих ее элементов лежат информация и коммуникация.
Информация – это данные, которые имеют какую-либо значимость для получателей и отправителей и может являться основой для принятия ими управленческих решений .
Информационное обеспечение – это сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, используемой для планирования и контроля за ходом деятельности вверенных им организаций, подразделений, измерения и оценки полученных результатов.
С помощью формирования системы информационного обеспечения деятельности предприятия достигаются следующие задачи:
- экономичность затрат за счет снижения фонда заработной платы, коммунальных услуг; расходов на оформление договоров и т.д.;
- предотвращение затрат в будущем, а именно: избежание будущего увеличения количества персонала, снижение условий к обрабатыванию данных, снижение стоимости обслуживания и т.д.;
- получение нематериальной выгоды: улучшение качества информации, увеличение производительности, новейшие производственные мощности, снижение просроченных платежей, полное применение программного обеспечения.
Задачи информационного обеспечения процесса управления заключаются в следующем:
- выявление потребности в информации;
- поиск и отбор информации;
- систематизация данных;
- оценка достоверности полученных данных;
- передача информации заинтересованным лицам;
- хранение информации;
- обеспечение актуальности данных.
В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную социально - экономическую политику. Региональная социально - экономическая политика может рассматриваться в виде комплекса мер, которые осуществляют органы региональной власти. Меры направлены на расширение экономического потенциала муниципального образования и повышение эффективности его использования, повышения конкурентоспособности предприятий, расположенных в регионе. Основная цель региональной социально - экономической политики - рост качества жизни, через обеспечение занятости, создание налоговой базы для регионального бюджета .
Основными задачами региональных органов управления по разработке и реализации социально-экономического развития являются:
- определение наиболее существенных диспропорций в экономике региона;
- формирование стратегических целей по совершенствованию структуры экономики региона;
- выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики региона;
– создание и обеспечение функционирования организационно- экономического механизма в части регулирования и поддержки преобразований в экономике .
Для достижения целей территориального развития используется потенциал территории. Для социально-экономического развития важным является наличие условий и использование факторов управления.
Система стратегического планирования современной компании может быть представлена следующим образом (рис.1.1):
Рисунок 1.1 – Система стратегического планирования компании
Источник: разработано автором
Все аспекты стратегического планирования основываются на результатах информационного обеспечения, представленных отчетами, аналитическими справками, стратегиями и концепциями, планами развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М:Юрайт, 2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.:Юрайт, 2015
3. Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» ( в изм от 30 декабря 2015 г. № 460-ФЗ) // ИПО Гарант UPL:http://ivo.garant.ru/#/document/71296018/entry/3:2 (дата обращения 02.02.2021)
4. Стратегия социально-экономического развития Лузского района Кировской области на 2019-2030 годы. // Консультант Плюс (дата обращения: 12.02.2021)
Литература
5. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров.- М.:Юрайт, 2019. - 378 с.
6. Ветошкина, М.А. Теоретические аспекты управления информационными ресурсами организации [Текст]/ Современные проблемы управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2018.
7. Государственное предпринимательство в региональной экономике. Учеб.пособ. /Савченко В.Е., - М.: ИНФРА, 2018. 389 с.
8. Государственное регулирование экономической деятельности/ Агапов А., Балэкс М., Грехем К., Коршунова Т и др. М:Юрист, 2018. 531 с.
9. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
10. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. - 2016.- № 5 (35). - С. 2–17
11. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
12. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М.:Центрразвития ГЧП, 2020. 387 с.
13. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. № 1. - С. 4–15.
Электронные ресурсы
14. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2020).
15. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.03.2021).
16. Копытова Е.Д. Современные методы в управлении развитием территории: анализ российского опыта // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-v-upravlenii-razvitiem-territoriy-analiz-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 18.10.2020).