Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Во всем мире местное самоуправление признается в качестве одного из демократических институтов публичной власти. Участие органов местного самоуправления в общественных отношениях является одним из факторов, позволяющих охарактеризовать государство как демократическое и правовое, стремящееся к построению гражданского общества и следующее идеалам конституционализма. Местное самоуправление - это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям - тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. Именно поэтому важнейшей задачей муниципального строительства следует признать оптимальное нормативное закрепление предметов ведения органов местного самоуправления, обеспечивающее решение важнейших вопросов жизнедеятельности местного населения - вопросов местного значения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при нормативном регулировании вопросов местного значения, как предмета ведения органов местного самоуправления.
Предмет исследования - конституционное, законодательное и муниципально-правовое регулирование предметов ведения органов местного самоуправления, а именно, вопросов местного значения.
Цель работы - выработать и обосновать целостное научное представление о вопросах местного значения как предмете ведения органов местного самоуправления на современном этапе развития муниципально-правовых отношений в Российской Федерации.
В соответствии с целью данного исследования формулируются следующие задачи:
изучить категориальное понятие «вопросы местного значения»;
рассмотреть классификацию вопросов местного значения;
раскрыть вопросы компетенции органов местного самоуправления;
охарактеризовать территориальную организацию местного самоуправления.
Для решения поставленных задач в исследовании использована совокупность общенаучных методов (дедукции, теоретического анализа, диалектический) и специальных юридических методов исследования (историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы вопросов местного значения и их роль в территориальной организации местного самоуправления
1.1. Категориальное понятие «вопросы местного значения»
Нормативное правовое регулирование института местного самоуправления (далее – МСУ) в его традиционно-демократической европейской форме в системе организации публичной власти закреплено в Конституции РФ1. В гл. 8 основного закона страны предусмотрена функциональная направленность местного самоуправления – «обеспечение решения вопросов местного значения».
При этом категориальное понятие «вопросы местного значения» и его содержание в Конституции РФ не раскрываются. Проанализируем становление дефиниции «вопросы местного значения», используя метод исторического анализа развития муниципальной власти в России и метод сравнительного анализа определения предметов ведения органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) в зарубежном законодательстве. А.М. Сергиенко утверждает о рецепции вопросов местного значения из советского периода: местные Советы народных депутатов решали все вопросы местного значения «исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета...» (ст. 138 Конституции РСФСР 1978 г.).
Так, районный Совет народных депутатов как орган государственной власти в районе решал все вопросы районного значения: в области планирования, учета и отчетности бюджетно-финансовой работы; сельского хозяйства; землепользования, водопользования, лесного хозяйства, использования недр и охраны природы; промышленности; строительства, транспорта и связи и т. д. Аналогичная юридическая конструкция была использована и для поселковых, сельских Советов народных депутатов РСФСР. Принятие закона СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» не изменила ситуацию относительно законодательного осмысления вопросов местного значения. Данный закон лишь охарактеризовал функцию МСУ как самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения. Таким образом, в советский период местные Советы были определены как органы государственной власти, решающие вопросы обеспечения жизни населения на определенной территории. В данный период отсутствовало законодательное и научное содержание категории вопросов местного значения.
В ранее действовавшем ФЗ от 28.08.1995 № 154–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»2 была дана формулировка вопросов местного значения, но содержание этого термина позволяло определить лишь субъект, который был уполномочен устанавливать эти вопросы. Анализ зарубежного законодательства, определяющего предметы ведения ОМСУ, позволяет констатировать следующее.
В Конституции ФРГ все дела местного сообщества регулируются самими общинами в рамках закона под ответственность (ч. 2 ст. 28). Конституция Франции предоставляет право территориальным коллективам принимать решения в рамках компетенции, которая может быть им предоставлена на их уровне (ст. 72). Там же предусмотрено, что они в исключительных случаях могут отступать в отношении какого-либо предмета, входящего в их компетенцию, содержащегося в законодательных или регламентарных положениях.
Конституция Италии предусматривает правило об обладании коммунами, провинциями, столичными городами и областями собственным статутом, полномочиями и функциями в соответствии с конституционными принципами (ст. 114). В ст. 117 закреплено, что области осуществляют законодательную власть в любой сферой, специально не отнесенной к законодательной компетенции государства. Конституция Японии закрепляет за местными органами публичной власти право управления своим имуществом, ведение дел и осуществление административного управления, а также издание нормативных актов в пределах, установленных законом. Следовательно, зарубежное законодательство не конкретизирует перечень вопросов местного значения. Как и в России, оно устанавливает определенные ограничения по решению вопросов местных дел (Франция, Италия, Япония) и налагает ответственность ОМСУ за решение вопросов местного значения (ФРГ).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
3. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2019. – 260 с.
4. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2019. – 254 с.
5. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c.
6. Дремова, Л.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области / Л.А. Дремова. – Курск: Изд-во ИП Афанасьева Е.А., 2019. – 104 с.
7. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
8. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников. - М.: Инфра-М, 2018. - 368 c.
9. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2019. - 222 c.
10. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2018. – 364 с.
11. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 520 с.
12. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин. – М.: Дело, 2018. – 120 с.
13. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2019. - 112 c.
14. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
15. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 399 с.
16. Прудников, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 383 с.
17. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
18. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
19. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. Том 2 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
20. Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие / В.А. Тупчиенко. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 663 с.