Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Роль деятельности руководителя танцевального коллектива имеет психологическую основу и связано с проблемами эффективного руководства современными организациями. Из практического опыта мы знаем, что есть руководители, которые умело управляют организациями, постоянно работают над совершенствованием деятельности и над достижением целей организации, успешно преодолевая возникающие трудности.
Сегодня все более становится очевидным, что традиционное позиционирование педагога как простого источника знаний на современном этапе развития образования исчерпало себя, и педагога начали рассматривать в качестве менеджера, который должен выстраивать эффективное взаимодействие с ребёнком, чтобы управлять его развитием.
В связи с чем, современный педагог, руководитель, репетитор должен быть профессиональным лидером в педагогической деятельности. Однако, несмотря на то, что данная точка зрения нашла общее признание, в образовательном процессе танцевального коллектива в эстрадном стиле профессиональная подготовка педагогов еще не предполагает целенаправленного формирования их лидерской позиции. В то время как, лидерские качества педагога позволяют оказывать значительное влияние на процессы формирования групповых норм и ценностей, взаимодействия в малых группах, активизации деятельности ее участников и т. д., что особенно востребовано в анимационной деятельности.
Некоторые аспекты, которые рассматриваются в работе изучаются такими зарубежными и отечественными учеными разных времён, как Аристотель, И.П. Андриади, Г.Р. Амирян, В. Беннис, Ж. Блондель, М. Вебер, М. Вильсон, П. Друкер, Г.М. Коджаспирова, Н. Макиавелли, А. Менегетти, Ш. Монтескье, Н.А. Морева, Ф. Ницше, А. Пахарев, Платон, В. Пугачев, А. Романовский, Р. Стогдил, Л. Столяр, И. Сурай, С. Филонович, Я. Шалагинова, В. Шеклтон, Д. Дэй, С Заккар, С. Чалпин, С.Д. Якушева и другие. В то же время, проблема лидерства и его место в системе публичного управления остается мало исследованной.
Цель работы – исследовать основные аспекты роли, авторитета, лидерства руководителя танцевального коллектива в танцевальном стиле.
Объект – теоретические особенности и характеристика понятий, их сущность.
Предмет – особенности профессиональной деятельности педагога танцевального коллектива в эстрадном стиле.
Задачи исследования:
- изучить и описать характеристику и основные элементы понятий;
- рассмотреть лидерство как основа профессиональной деятельности педагога;
- проанализировать роль педагога, репетитора, его авторитетную позицию профессиональной деятельности руководителя танцевального коллектива;
- охарактеризовать роль психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности руководителя танцевального коллектива в эстрадном стиле как элемент авторитета педагога;
- проанализировать особенности деятельности танцевального коллектива в эстрадном стиле.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ, ИХ СУЩНОСТЬ
1.1. Характеристика и основные элементы понятий
Авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов. Педагог, являющийся для учащихся авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие. Однако авторитет возникает в процессе педагогической деятельности, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства педагога. Его нельзя приобрести во время учебы в институте. Авторитет педагога слагается из следующих компонентов:
- авторитет профессионала зависит от знаний и умений педагога как представителя той или иной области знаний;
- авторитет возраста: педагог обладает в глазах учащихся авторитетом как старший, более опытный человек;
- авторитет должности (власти), т. е. статус педагога, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
- нравственный авторитет – человека, личности; отсутствие такого авторитета может свести на нет все остальные компоненты авторитета педагога.
Авторитет – это мера социальной значимости субъекта, складывающаяся в общественном мнении в процессе эффективной деятельности, направленной на удовлетворение объективных социальных потребностей и интересов.
Авторитет проявляется в неформальном, ненасильственном влиянии субъекта на объект воздействия и только в значимой деятельности.
Авторитет руководителя танцевального коллектива в эстрадном стиле (с позиции учащихся) – это признание за ним права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, значимость для учащихся качеств личности учителя.
Рисунок 1. Структура авторитета
К специфическим особенностям авторитета педагога, определяемого как авторитет знаний, общения, личности, внешности, Н.А. Морева относит:
Нравственную сущность личности педагога (открытость, искренность, настойчивость, отсутствие давления и т.п.);
Нравственное самосовершенствование (требовательность к себе, принципиальность, идейная позиция, гражданская убеждённость);
Интеллектуальную развитость, духовность, независимость суждений и образованность;
Уважение личности воспитанника, создающее благоприятную атмосферу взаимодействия участников танцевального коллектива и педагога, нравственно-эстетическое взаимопритяжение [1, с. 167-179]
Механизмы воздействия авторитета (по И. П. Андриади) – внушение и подражание.
Структура авторитета педагога:
- профессиональный компонент – включает специальную эрудицию, методическое мастерство, технологическое разнообразие;
- личностный компонент – включает ценностную, характерологическую и культурологическую составляющие (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения);
- социальный компонент – социальная перцепция, на которую оказывают влияние социальная значимость, социальный престиж профессии и социальные (профессиональные) стереотипы;
- ролевой компонент – характеризуется занимаемой должностью и обусловленными ею правами, и обязанностями [1, c. 101-113].
Все компоненты взаимосвязаны, могут усиливать или ослаблять друг друга. Социальный и ролевой компоненты характеризуют объективную сторону авторитета педагога, профессиональный и личностный компонент – субъективную сторону.
Руководство пронизывает всю систему управления любой организацией, в том числе и в публичном управлении.
Итак, руководство – это официально регламентированный мыслительный процесс, который приводит подчинённых к выполнению ими предложенных официальных поручений и задач.
Лидерство же, наоборот, является процессом воздействия одного человека на другого человека, или на группу, путем внесения определенных изменений в их поведении.
В современных условиях лидерство-руководство рассматривается как высший уровень публичного управления.
Под управлением коллективом мы понимаем целенаправленное влияние на деятельность участников танцевального коллектива, для успешного достижения целей.
В процессе раскрытия феномена лидерства, следует обратить внимание на их научное обоснование.
Явление лидерства, как способность управлять людьми и группами людей известно еще с древних времен. «Лидерство, как писал Ж. Блондель, также старо, как и человечество» и существует в любых организациях [27, с. 7]. Оно свойственно и публичному управлению, для его существования требуется выделение педагогов-наставников и участников танцевального коллектива, лидеров и последователей.
Лидерство, как действия выдающихся личностей исследовали еще античные историки Геродот, Фукидид, Плутарх, философы Платон и Аристотель. Например, Платон в зависимости от социального положения и функциональных обязанностей описал три типа лидеров: правитель-философ (разумно и справедливо руководит государством (идеал лидера) военачальник (охраняет границы государства) руководители ремёсел и земледелия (организаторы производства) [20, с. 93].
Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель описал образ руководителя-лидера. По его мнению, лидерство содержит четыре составляющие:
- сторонники, которые его поддерживают;
- лидер понимает, что он ожидает от сторонников, а они понимают, что могут ожидать от лидера;
- воля лидера к выживанию;
- лидер – образец мудрости и справедливости для сторонников [14, с. 401].
Понятно, что лидерство возникает и формируется в процессе совместной деятельности людей, потому что является результатом внутренне группового взаимодействия между членами группы (между лидером и группой), направленной на достижение групповых целей. Такое взаимодействие осуществляется через вертикальное и горизонтальное распределение функций и ролей, через управленческие структуры, как правило, иерархические, которые осуществляют управление.
Исходя из этого различия между лидерством и руководством (менеджментом), лидером и педагогом-наставником проявляются в особенностях ролей и функций, ими выполняемых в процессе управления. Итак, если педагог-репетитор противостоит группе участников танцевального коллектива, выступает как внешняя сила, то лидер превращает коллектив в единую команду, что «влияет на членов группы ради достижения целей группы или организации» [23, с. 13-14], предлагая каждой личности участвовать в принятии управленческих решений. Именно поэтому в отечественной науке понятие «лидерство» и «руководство» не тождественны, хотя в американской науке понятие «руководство» и «лидерство» обозначаются одним понятием «leadership».
Можно согласиться с П. Друкером, что лидерство, как социально-психологическое явление возникает и реализуется только в общественной среде, а потому его свойством является характер (добродетели, свободы, самосовершенствования), а не темперамент (биология и генетика) [22, c.155]. По мнению А. Романовского и Н. Середы, темперамент только способствует формированию одних добродетелей и мешает развитию других; но, когда созревают добродетели, они накладывают на темперамент отпечаток характера, и темперамент уже не господствует над личностью. Поэтому темперамент препятствие лидерству, а недостатки характера, которые быстро покидают людей лишёнными нравственной энергии и воли [17, с. 23].
Итак, лидерство способно добавить общей цели группы в процессе управления большую привлекательность за счет личностных качеств, профессионализма и харизмы (jт греч. Charisma – благодать), которые, как правило имеет действительный лидер. Именно поэтому М. Вебер и Г. Лебон были уверены, что лидерство – это психологический феномен, который обусловлен такими качествами индивида, как энергия и упорство в достижении цели. Макс Вебер был убеждён, что в отличие от простых людей лидер имеет сверхъестественные, сверхчеловеческие качества [4, с. 359], такие как страсть, чувство ответственности и глазомер (способность спокойствием относиться к реальной действительности).
Г. Лебон был уверен, что лидерство – это способность сознательно или бессознательно влиять на людей, заряжать их своей энергией, а потому предложил целостную систему методов управления людьми, которые к тому же имеют подсознательное стремление к покорению власти [15, с. 38].
3. Фрейд считал лидерство следствием сублимации либидо в стремлении к власти и доминированию, своеобразное средство компенсации комплекса неполноценности, а лидеры – это люди, стремящиеся компенсировать собственные потери за счет доминирования над другими людьми [15, с. 95]. Итак, как видим однозначно определение понятия «Лидерство» не существует, каждый исследователь дает собственное определение.
С точки зрения публичного управления, проблемы руководства и лидерства связаны с властью – возможностью и способностью определённого субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц [6, с. 41]. Так, Ж. Блондель определял лидерство, как способность одного человека, находящегося «На вершине», заставлять других делать то, что они не делали или, в конечном счёте, могли бы не делать вообще [27, с. 2-3].
Беннис и Нанус определяли лидерство, как поиск пути, а руководство (менеджмент), как прохождение пути, то есть – правильное выполнение действий, подчёркивая, что лидерство – это выполнение правильных действий [23, с. 16].
По мнению Г. Минсберг, руководство – комплекс управленческих действий, то есть социальное влияние педагога танцевального коллектива в эстрадном стиле, как непосредственный, так и опосредованный на поведение и положение подчинённых [16, с. 46].
По нашему мнению, явление лидерства связано с развитием человеческого потенциала, лидерскими компетенциями управленцев, системой публичного управления, потому что лидерство является основой новой управленческой парадигмы современного этапа общественного развития страны. Лидерство качественно новый уровень управления, сущность и специфика которого соответствуют потребностям и вызовам современных общественных трансформаций. С помощью лидерства можно повысить эффективность системы публичного управления. Лидерство позволяет педагогу-лидеру влиять на подчинённых и направлять, мотивировать их усилия на определённые активные действия, достигать результатов в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом.
Лидер (англ. Leader – проводник, ведущий) – это авторитетный член группы, который спонтанно занимает лидерскую позицию при открытом или скрытом согласии членов группы, признают его право брать на себя ответственность за решения, которые затрагивают их интересы.
Лидерство опирается на личность, ее способность влиять на людей, доносить до них свое видение их потенциала и направлять их деятельность на достижение результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриади, И.П. Педагогическое мастерство и авторитет учителя [Текст] / И. П. Андриади // Андриади И. П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И. П. Андриади. – Москва, 1999. – С. 93-138.
2. Аристотель. Поэтика / Аристотель. – М.: ЭКСМО; С-Пб.: Terra fantastica, 2018. – 839 с.
3. Бойетт, Дж. Г. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Дж. Г.Бойетт, Дж. Т. Бойетт; пер.с англ. А. А. Калинина. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2019. – 416 с
4. Ершов, А. А. Психология соактивности людей / А. А. Ершов А. А. – СПб.: Б. и. , 2016. – 32 с.
5. Есаулов, И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера [Текст]: учеб. пособие / И.Г. Есаулов. – Ижевск: Удмуртский университет, 2000. – 32 с.
6. Захаров, Р. В. Искусство балетмейстера [Текст]. – М.: Искусство, 1954. – 430 с.
7. Захаров, Р.В. Слово о танце [Текст]: учеб. пособие / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1999. – 254 с.
8. Иванова, И.А. Многообразие русского танца [Текст] / И.А. Иванова // Хореография: история, теория, практика. Вып. 4. – М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2011. – 248 с.
9. История бального танца [Электронный ресурс] // URL: http://cinref.ru/razdel/02700kultura/22/375043.htm 32. Куликова А. О проблемах в постановке танца [Электронный ресурс] / А. Куликова // URL: http://www.annkulikova.ru/stati/47-problemapostanovkitanca (дата обращения: 28.03.2021).
10. Карделл, Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф. Д. Карделл. – СПб.: Невский проспект , 2017. – 180 с.
11. Кнастер Мирка Мудрость тела [Текст] / Мирка Кнастер. – М.: Норма, 250 с. 61.
12. Кови, С. Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс , 2015. – 300 с.
13. Костровицкая, В.С. Классический танец. Слитные движения. Руки.[Текст]: учебное пособие / В.С. Костровицкая. – Спб.: Лань, 2009. – 128 с.
14. Красовская В.М. Балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века [Текст]: учебное пособие / В.М. Красовская. – Л., 1979. – 320 с.
15. Кричевский, Р. А. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. А. Кричевский. – М.: Изд-во МГУ , 2019. – 223 с.
16. Кузнецов, Е. Из прошлого русской эстрады [Текст] / Е. Кузнецов. – М.: Искусство, 1958. – 250 с.
17. Ландсберг, М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. – М.: ЭКСМО , 2015. – 215 с.
18. Ланковская, Е.К. Лидерские способности как профессионально важные качества педагогов-психологов для анимационной деятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. – № 2(15). – М., Изд. «МЦНО», 2018. – С. 45-49.
19. Маджони, А. История бального танца [Текст]: учеб. пособие / А. Маджони. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 96 с.
20. Мелехов, А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца [Текст]: учеб. пособие / А.В. Мелехов; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 128 с.
21. Морева, Н.А. Основы педагогического мастерства [Текст]: учеб. пособие студ. для вузов / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2006. – 320 с.
22. Никитин, В.Ю. Композиция и постановка в современной хореографии [Текст]: учеб. пособие / В.Ю. Никитин. – М.: Норма. – 2011. – 250 с.
23. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. Кн. для всех и ни для кого /Фридрих Ницше. – М.: СП «Интербук», 2016. – 301 с.
24. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце и балете [Текст] / Ж.Ж. Новерр. – М.: Искусство, 1965. – 375 с.
25. Попова, Т.В. О музыкальных жанрах [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Попова. – М.: Сов. Композитор, 1981. – 154 с.
26. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] / Е.Л. Рыбакова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи. – СПБ.: 2007.
27. Филонович, С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг / С. Р. Филонович // Бизнес-образование. – 2015. – № 1. – С. 31–34.
28. Хрусталев, М. Эстрадный танец [Текст] / М. Хусталев. – М.: Театр, 1964. – № 9.
29. Шалагинова, Я. В. Психология лидерства / Я. В. Шалагинова. – СПб.: Речь, 2017. – 494 с.
30. Шеклтон, В. Психология лидерства в бизнесе: пер. с англ. / Вив Шеклтон ; Пер. С. Комаров – СПб: Питер, 2017. – 222 с.
31. Шереметьевская, Н.В. Танец на эстраде [Текст] / Н.В. Шереметьевская. – Москва: Искусство, 1985 – 416 с.