Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что таможенные органы, осуществляя свои функции, обязаны обеспечить качество таможенных процессов и в то же время создать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза.
Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач. Деятельность таможенных органов России, в рамках установленных полномочий, направлена на достижение поставленных перед ней стратегических целей и решение тактических задач. Важно стремление к повышению качества предоставления услуг таможенными органами, сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.
Объектом данной работы являются отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенными органами своей деятельности.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие перемещение товаров через таможенную границу.
Целью данной работы является изучение роли таможенных органов в достижении социально-экономических целей государства.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть роль государства в таможенных органах;
• исследовать значение таможенных органов и социально-экономические цели государства;
• проанализировать таможенный контроль в социально-экономическом значении для государства;
• изучить правоохранительную деятельность таможенных органов как форму государственного контроля.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Общие положения о значении таможенных органов в социально-экономических целях государства
1.1. Роль государства в таможенных органах
Конституция РФ в ст. 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации таможенное регулирование. Положения данной статьи следует рассматривать в сочетании с положениями ч. 1 ст. 8 Конституции, устанавливающими единство экономического пространства. В.В. Мнишко к способам государственно-правового обеспечения единства экономического пространства относит такие, как установление правовых основ единого рынка, регулирование процессов осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, проведение единой денежно-кредитной политики, организация валютного регулирования, разработка и реализация основы ценовой и торговой политики. Единство экономического пространства также предусматривает недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ). Следовательно, высшая юридическая сила Конституции обусловливает необходимость осуществления органами государственной власти постоянной и эффективной деятельности по организации и управлению таможенного дела.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ и лежащим в основе системы организации государственной власти, закреплено осуществление органами государственной власти возложенных на них функций по осуществлению деятельности в сфере таможенного дела.
Отношения в сфере таможенного дела изначально формируются по поводу осуществления компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы для регулирования таможенных правоотношений. Представляется необходимым указать, что результатом правотворческой деятельности в сфере таможенного дела, основанной на положениях Основного Закона, является таможенное законодательство как источник современного таможенного права.
В Конституции Российской Федерации закреплен приоритет международного договора перед национальным законодательством (естественно, при определенных условиях признания такого договора), в том числе и в таможенных правоотношениях. Развивая взаимовыгодное международное сотрудничество в рамках заключенных международных договоров, Российская Федерация соответствующим образом корректирует свое внутреннее законодательство. Можно утверждать, что создание Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и является тем интеграционным процессом, который сформировал новое таможенное законодательство Российской Федерации. Посредством участия в международных договорах и создания интеграционных объединений наше государство все более стремительно становится неотъемлемой частью мирового экономического пространства. Таким образом, правотворчество (нормотворчество) является одним из направлений таможенного дела и реализации таможенной политики.
В свою очередь, реализацию таможенно-правовых норм можно определить как процесс воплощения юридических предписаний в поведении, поступках, в практической деятельности субъектов таможенных правоотношений по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках субъектов таможенного дела тех требований, которые в общей форме выражены в нормах таможенного права. Следовательно, организация и деятельность органов государственной власти в сфере таможенного дела тесно связаны с правотворчеством, поскольку реализация таможенных норм невозможна без их закрепления путем принятия таможенных законов и подзаконных нормативных актов. Кроме того, с помощью таможенного правотворчества раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования таможенных отношений, претворение в жизнь исходных правовых идей, заложенных в конституционно-правовых основах.
Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов государственной власти в сфере таможенного дела следует рассматривать начиная с полномочий Президента Российской Федерации. Глава государства на основе Конституции РФ и законов РФ издает указы, которые могут быть нормативного, индивидуального и оперативного характера. Нормотворчество Президента России характеризуется охватом всех сфер государственного управления. Указы Президента представляют систему, существующую в значительной мере автономно от иных нормативных правовых актов; они утверждают собственный приоритет в регулировании общественных отношений. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации. Полномочия Президента России в области таможенной политики условно можно разделить на две группы - внешние и внутренние, включающие общие и специальные.
Законодательные органы наряду с другими органами публичной власти выступают не просто как субъекты обеспечения, но и как субъекты созидания правопорядка определенного качества, что проявляется не только в принятии законодательных решений, созидающих правопорядок, но также при осуществлении парламентского контроля и взаимодействия законодательных органов с другими государственными органами власти, в том числе с правоохранительными органами, непосредственно обеспечивающими правопорядок. Данное положение применимо и к сфере таможенного дела. В России на федеральном уровне действует единственный законодательный двухпалатный орган - Федеральное Собрание России, на региональном уровне функционируют законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Следует указать, что структура Федерального Собрания РФ обусловлена федеративным характером Российского государства, сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования, а также основными направлениями его деятельности.
На основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. от 03.07.2016) «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство таможенным делом (ст. 14). Во исполнение данной нормы Правительство утверждает Стратегию развития таможенной службы. Кроме того, Правительство РФ: устанавливает ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров; может определять условия помещения товаров под определенный таможенный режим, особенности декларирования товара; утверждает критерии, необходимые для определения страны происхожде
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур // Собрание законодательства РФ», 08.08.2011, N 32, ст. 4810.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (г. Астана) между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. 10 октября 2014 года к ЕАЭС присоединилась Армения, а 23 декабря 2014 г. - Кыргызская Республика (см.: Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org).
3. Договор о зоне свободной торговли: подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 40. Ст. 5340.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
7. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
8. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7362.
9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. N 160.
10. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, N 48, ст. 6252.
11. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, N 38, ст. 4823.
12. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.06.2008, N 24, ст. 2867.
13. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.06.2008, N 24, ст. 2868.
14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2174.
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2162.
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2174.
17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
18. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 N 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.01.2006, N 2, ст. 260.
19. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2013, N 2, ст. 109.
20. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза» (вместе с «Правилами процедуры Комиссии таможенного союза») // СПС «КонсультантПлюс».
21. Александров А.И., Федоров А.В. Формирование российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующего деятельность таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. N 3 (40). С. 254 - 258.
22. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М.: Юстицинформ, 2015. С. 31.
23. Коровяковский Д.Г., Илюхина С.С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. N 4 (35). С. 73 - 78.
24. Канищев Д. Таможня на страже закона // ЭЖ-Юрист. 2013. N 3. С. 1, 7.
25. Козлов В.И. Реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства и ее влияние на деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. 2014. N 1. С. 38 - 45.
26. Курбанова Е.М. Некоторые современные проблемы, возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. N 2. С. 65 - 69.
27. Макаров А.В., Жукова А.С. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ в условиях Таможенного союза // Юридический мир. 2016. N 10. С. 51.
28. Мозер С.В., Цэрэнчимэдийн Ц. Экономические и правовые аспекты таможенного контроля товаров в системе таможенного администрирования // Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы публично-правового регулирования в сфере экономики и финансов». 23.06.2014.
29. Ордина О.Н. Понятие и виды указов Президента Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 7. С. 25 - 27.
30. Романова Д.С. К вопросу о классификации таможенного контроля // Административное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 664.
31. Чермянинов Д.В. Решения высших судов России как источники таможенного права // Таможенное дело. 2015. N 1. С. 27 - 31.
32. Халипов С.В. Таможенное право. М.: Юриспруденция, 2012. С. 166.
33. Чермянинов Д.В., Серов С.И. Международные договоры и конвенции как источники таможенного права в Российской Федерации // Таможенное дело. 2014. N 2. С. 16 - 20.