Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ века произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному. Основными причинами этого перехода являются: усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве, превалирование знаний над капиталом. Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень; благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.
В настоящее время состояние экономики характеризуется как общепризнанный этап перехода к «экономике знаний». Экономика знаний дает возможность знаниям и технологии занять господствующие позиции в управлении общества. Обретая знания, люди создают новую технику и технологии. Иными словами, знания, являясь последствиями умственного труда, передаются обществу в виде новых технических приспособлений и технологий. Это, в свою очередь, формирует у каждого человека новые знания, умения, новаторские качества, что требует создания соответствующих условий для реализации этих качеств.
Высокоэффективные инновации составляют основу экономики знаний, на материализации наукоемких технологий, продукции и услуг. Кроме того, в экономике знаний применяются не только знания в чистом виде, но и в реальном производстве.
Для того чтобы победить в конкурентной борьбе или вести соперничество, нужно иметь устойчивое экономическое развитие, необходимые инвестиции в знания, т. е. в образование и науку. Цивилизованное общество формируется на этих постулатах.
Таким образом, актуальность экономики, основанной на знаниях, заключается в понятиях творчества, знания и новаторства. Сегодня все больше возникает потребность обладать информацией, ресурсами, регулируемыми определенными системами управления. Люди должны знать, что знания есть ресурс, требующий ясного и определенного управления, где методы состоят из эффективного приложения знаний, их использования и эксплуатации. Япония является ярким примером перехода от затратной экономики к экономике знаний, поэтому рассмотрение опыта данного государства является весьма наглядным для изучения темы курсовой работы.
Цель исследования – изучить особенности перехода от затратной экономики к экономике знаний на примере Японии.
Объект исследования – специфика экономики знаний в Японии.
Предмет исследования – экономика знаний как высший этап развития постиндустриальной экономики.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности затратной экономики и экономики знаний.
2. Проанализировать специфику перехода от затратной экономике к экономике знаний на примере Японии.
Глава 1. ЗАТРАТНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
1.1 Сущность и понятие затратной экономики и экономики знаний
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов. В реальном мире существует иерархия экономических систем: одни системы являются элементами других.
Как правило, в чистом виде эти экономические системы не существуют. Все три типа экономики различаются между собой по двум основным параметрам - формой собственности и формой регулирования экономической века деятельности.
Командная собой экономика подразумевает общинная общественную собственность информационного на средства экономическую производства и централизованное на планирование.
Особенности организованный рыночной экономики: Командная частная собственность столько на ресурсы, развития управление экономической различаются деятельностью осуществляется с информационного использованием системы конца рынков и цен [10, с. 54].
Махлупом При традиционной механизма экономике форма оборудование собственности общинная, а капитал экономическую деятельность оборудование регулируют традиции, развития устои, обычаи.
взаимодействия Рынок - это собственность обмен, организованный сырья по законам на товарного производства и двум обращения, совокупность рассматриваться отношений товарного году обмена, механизма выступать взаимодействия покупателей и ресурсы продавцов, т.е. отношения Рынок спроса и предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абель,Э., Бернанке Б. Макроэкономика.- СПб.: Питер. – 2010. – 768 с.
2. Елдышев Ю.Н. Экономика знаний // Экология и жизнь. – 2013. – № 1. – С. 31-38.
3. Базылев Н.И. Глобализация и «новая экономика» (соотношение понятий)// Проблемы современной экономики. – 2015. – №1/2 (13/14). – С. 25-28.
4. Бикбов А. В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса – к экономике, основанной на знаниях // Логос. – 2016.- № 6. – С. 12-18.
5. Данилевич Я.Б. Имидж ученого: современные PRтехнологии в экономике знаний / Я.Б. Данилевич, А.С. Коваленко // Вестн. РАН. – 2008. – Т. 75. – № 1. – С. 16-19.
6. Иванов О. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: опыт Японии // Знакомьтесь – Япония, – 2011. – №35. – C.12-16.
7. Касаева Т.В Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011 – 167 с.
8. Касаева Т.В., Касаев А.Ю. Экономика эффективного человеческого капитала // В сборнике: Развитие экономики и менеджмента в современном мире Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. – С. 22-25.
9. Кочаргин Ю.А. Человеческий капитал и инновационная экономика России / Ю.А. Кочаргин. Воронеж: ЦИРЭ, 2012. – 234 с.
10. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В. К. Ломакин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 671 с.
11. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. – М.: Прогресс, 1966. – 251 с.
12. Молодякова Э.В. Внешняя политика Японии: история и современность. Учебное пособие. – М.: Восточная литература РАН, 2015. – 189 с.
13. Панов А. Н. Россия и Япония. Становление и развитие отношений в конце XX начале XXI века (достижения, проблемы, перспективы). – М.: «Известия», 2017. – 145 с.
14. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. – М: Академия, 2016. – 125 с.
15. Ченцова М.В. Национальные инновационные системы как институциональная основа экономики знаний: мировой опыт и российская практика // Экономические науки. – М.: 2015. – № 5(42). – С. 118-121.
16. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). – М.: Прогресс, 2012. – 225 с.
17. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. — СПб.: Питер, 2013. – 528 с.
18. Экономика Японии : учебное пособие / под ред. И. П. Лебедева, И. Л. Тимонина; Российская акад. наук, Ин-т востоковедения, Ассоц. японоведов. – М : Вост. лит., 2015. – 406 с.
19. Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения. Сборник статей / Институт международных исследований. – М.: МГИМО – Университет, 2012. – 236 с.
20. Япония в поисках новой глобальной роли / ИВ РАН / ИДВ РАН, Ассоциация японоведов. Рук. и отв. ред. Д.В. Стрельцов. – М.: Восточная литература, 2014. – 221 с.