Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время аптеки, большинство из которых находятся в составе аптечных сетей, функционируют в сложных экономических условиях, поэтому мобилизация внутренних резервов фармацевтических работников, формирование профессиональной команды является первостепенной задачей каждого руководителя аптеки.
С точки зрения задач управления аптечными коллективами, наибольший интерес представляют организационные конфликты, которые вызывают повышение уровня профессионального стресса, профессиональное выгорание, снижение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенности работой и лояльности персонала.
Вследствие особенностей профессиональной деятельности провизоров и фармацевтов (постоянное общение с большим количеством покупателей; частые контакты с людьми, находящимися в проблемных ситуациях; невозможность отказа от общения с посетителем; незащищенность от недоброжелательного поведения; необходимость сдерживать свои эмоции, всегда быть вежливым и доброжелательным; продолжительная рабочая смена) проблема профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания в последнее время стала одной из актуальных в среде фармацевтических специалистов. Повышение уровня профессионального стресса отрицательно влияет на эффективность деятельности фармацевтических работников и на их самочувствие. Поэтому неконфликтные отношения в коллективе, ощущение поддержки со стороны коллег имеют первостепенное значение для нормальной и производительной работы специалистов и формирования социально-психологического климата.
Качество социально-психологического климата является важным фактором и для формирования лояльности работника к аптеке, в которой он работает. Лояльным считается работник, разделяющий социокультурные ценности организации, выполняющий свои обязанности как можно лучше в интересах организации, сознательно работающий наиболее производительно. Лояльность является социально-психологической установкой, устойчивому отношению человека к кому-либо или к чему-либо. Поддержание лояльности можно рассматривать как вид социального взаимодействия работника аптеки с коллективом, руководителем и как процесс создания единого социокультурного пространства, где находятся разные личности, которые, несмотря на разнообразие интересов, должны соблюдать общие правила игры.
Таким образом, необходимо формировать конфликтологическую компетентность провизоров и фармацевтов для предупреждения возникновения социально-трудовых и деструктивных конфликтов в аптечной организации.
Объект исследования – конфликтные ситуации.
Предмет исследования – конфликты в организации и методы их разрешения.
Цель исследования – рассмотреть изучение методов управления конфликтами в аптечных организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть виды конфликтов, конфликты при продаже товаров и услуг;
изучить методы управления конфликтами в аптечных организациях;
определить методы и методики исследования;
охарактеризовать результаты исследования и их обсуждение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы изучения методов управления конфликтами в аптечных организациях
1.1 Виды конфликтов и конфликты при продаже товаров и услуг
Понятие «конфликт» - это один из видов межличностных отношений. Если он протекает конструктивно, то он предстает перед нами как развитие общения между людьми от конфронтации к общению: сначала люди не находят общий язык, но со временем в поисках общих точек соприкосновения ищут единую позицию и пути. для преодоления конфликтной ситуации. С психологической точки зрения, конфликт направлен на то, чтобы: показать и показать противоречия, которые возникают между людьми в процессе их общения или взаимодействия в целом; выявлять напряженность в отношениях, когда затрагиваются позиции, мотивации, цели и интересы несовместимых людей. Как социальное явление, конфликт имеет определенные функции: своего рода индикаторы, которые показывают, как конфликтные явления влияют на общество, группу или отдельного человека, какие социальные, групповые или индивидуальные нормы и подходы затрагиваются и каковы последствия таких нарушений .
При рассмотрении конфликтных функций наиболее широкими являются следующие типы:
1. Положительный (конструктивный, функциональный).
2. Отрицательный (деструктивный, дисфункциональный).
Упомянутые типы функций также очень широки по своему содержанию. Среди положительных функций наиболее известны:
– объединение группы (коллектива) - люди склонны объединяться друг с другом в середине группы против внешней угрозы;
– баланс сил и социального контроля - фактор перераспределения сфер влияния выходит на первый план, когда под влиянием конфликтной ситуации возникают измененные и более адекватные социальные связи и явления;
– информировать о ситуации - участвуя в конфликте, человек имеет более объективную ориентацию по отношению к социальной среде, окружающей человека или группу;
– структурирование отношений между людьми - во время конфликта можно определить пути и возможности налаживания сотрудничества, адаптироваться к новым условиям взаимодействия.
К отрицательным функциям относятся:
– разрушение благоприятного психологического климата в группе (коллективе);
– снижение взаимодействия и сотрудничества между людьми - участниками конфликта;
– повышенные затраты - как материальные, так и эмоциональные;
– усиление противостояния - противостояние сторон конфликта заставляет их искать пути собственной победы, что увеличивает напряженность ситуации;
– неадекватность восприятия ситуации – конфликтующие стороны склонны приписывать друг другу самые плохие намерения, стремления и цели.
Возникают конфликты вследствие самых всевозможных причин, которые разделяют таким образом:
1. Общие, «глобальные» причины: социально-политические и экономические (противоречия между народами в политическом и экономическом видении мира); социально-демографические (человеческие противоречия, связанные с полом, возрастом, этническим происхождением); социально-психологический (связанный с различиями в различных социальных группах по мотивам действий, настроениям, лидерству и т. д.); индивидуально-психологическая (отразить причины противоречий из-за различий личностных характеристик и проявлений).
2. Указанные причины имеют этот аспект: ресурсы (противоречия об их недостатке, распределении, отсутствии); взаимозависимость (в любой ситуации: личной, рабочей, эмоциональной, когда человек недоволен и пытается измениться); различие целей и задач (они не совпадают для конфликтующих личностей или даже мешают реализации собственных); ценности и представления (разные люди могут впадать в антагонизм); общение (противоречия из-за неадекватного общения или неконструктивной тренировки коммуникативных навыков, здесь же – недостоверность информации, недомолвки, искажения).
Различия в видах конфликтов очень разнообразны и широки; их классификацию можно представить следующим образом:
1. В зависимости от сферы, в которой возникают конфликты: семейные (возникают в рамках семейных отношений, между родителями, детьми, разноплановыми родственниками); производство (существуют в командах и группах по рабочим процессам и дисциплине, между руководителями, подчиненными, сотрудниками в целом); (что проявляется в интенсивном взаимодействии различных групп и социальных образований: власти, народа, общественных организаций).
2. По источникам возникновения конфликты проявляются как: бизнес - возникают в структуре нескольких учреждений и организаций из-за недостатков в структуре, распределении ответственности; эмоциональные - возникают из-за индивидуально-психологических особенностей каждого человека, когда люди несовместимы по типам темперамента или характера, проявлениям эмоционально-волевой сферы.
3. Как именно человек воспринимает конфликты на субъективном уровне, они бывают: ошибочными - реальных причин для противостояния нет, но человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликт; потенциал – когда предпосылки для конфликта уже проявились, но сам конфликт пока не возник; истинными (реальными) – «классический» конфликт с открытым противостоянием между его участниками.
4. Исходя из субъектов, которые принимают участие в столкновении,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Баканов, М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / М.И. Баканов. – М.: Экономика, 2018. – 352 c.
2. Барнгольц, С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития / С.Б. Барнгольц. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 214 с.
3. Бекетов, Н.В. Формирование маркетинговой стратегии фирмы с учетом поведения потребителей / Н.В. Бекетов // Консультант директора. – 2018. – № 8. – С. 38-44.
4. Белавский, Е.А. Учет товаров на складе / Е.А. Белавский // Логистика. – 2017. – № 2. – С. 25-29.
5. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием / И.А. Бланк. – М.: ЭКМОС, 2018. – 189 с.
6. Боровинский, Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. – К.: СФУ, 2016. – 172 с.
7. Ворожцова, Е.С. Последствия межличностных конфликтов в фармацевтической деятельности / Е.С. Ворожцова, М.Н. Гурьянова // Дальневосточный медицинский журнал. – 2019. – №1. – С. 56-60.
8. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 480 с.
9. Губин, Н. Качественные лекарства возврату и обмену не подлежат: 3 исключения из общего правила / Н. Губин // Новая аптека. – 2019. – №2. – С. 24-27.
10. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2017. – 512 c.
11. Деликатная, И.О. Безопасность товаров (продовольственных) / И.О. Деликатная, И.Ю. Ухарцева. – М.: Мир, 2018. – 256 c.
12. Егорушкина, Т.Н. Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли / Т.Н. Егорушкина, В.Н. Бабанов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № 31. – С. 621–625.
13. Егорушкина, Т.Н. Теоретико-методологические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспективы его развития / Т.Н. Егорушкина, С.Д. Ковляметов // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 12. – С. 24-26.
14. Ефимова, О.В. Анализ экономической отчетности / О.В. Ефимова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://usinskvuz.ru/.biblioclub.ru/book.
15. Муслимова, Н.Н. Подходы к разрешению и предотвращению конфликтов в современной аптеке: качества, необходимые провизору / Н.Н. Муслимова, Я.В. Грибова // Медицинский альманах. – 2018. – №5 (56). – С. 207-210.
16. Наумов, В.Н. Маркетинг сбыта / В.Н. Наумов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m11/5.htm.
17. Одегов, Ю.Г. Система управления персоналом в организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persona-92nova.ru/article_cat3.html.
18. Петрова, Ю.О. Роль мотивации в повышении эффективности управления персоналом / Ю.О. Петрова // Actualscience. – 2017. – № 2. – С. 66-67.
19. Петрюкова, К.А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом / К.А. Петрюкова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. – 2017. – №2. – С. 96-98.
20. Пономарева, М.А. Конфликтологическая компетентность руководителя как основа эффективного управления / М.А. Пономарева // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2016. – №16-2. – С. 197-203.
21. Пушкарева, В. А. Управление конфликтными ситуациями в организации / В.А. Пушкарева // Молодой ученый. – 2018. – №47. – С. 273-276.
22. Семенюк Е.А. Управление персоналом на современных предприятиях / Е.А. Семенюк // Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития. – 2017. – №2. – С. 150-154.
23. Субботина, Л.Ю. Конфликты / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 271 с.
24. Чижевская, Е.Л. Возможности роста эффективности использования труда в организации / Е.Л. Чижевская // Экономика и предпринимательство. 2016. – № 1–1 (66–1). – С. 442–446.
25. Чумак, В.Г. Проведение изменений в управлении персоналом организации / В.Г. Чумак // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 2. – С. 94-97.