Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. По признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения "Начальная школа-детский сад", группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.
Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте.
Главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование.
Предметом исследования выступают особенности системы дошкольного образования.
Цель исследования: рассмотреть систему дошкольного образования.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие, сущность системы дошкольного образования;
определить модель психолого-педагогической службы дошкольного образования;
охарактеризовать цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности;
изучить реализацию педагогического сопровождения в организациях системы дошкольного образования.
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Методы исследования: теоретические – научный анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: экспериментальные диагностики и коррекционные методики, наблюдение, сравнение.
База исследования: МБДОУ Детский сад № 25 города Курска.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного воспитания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития системы дошкольного образования
1.1 Понятие, сущность системы дошкольного образования
Система дошкольного образования в России – это ясли, детский сад, группы с кратковременным пребыванием и центры дошкольного образования. Они могут быть разного вида, разных категорий, отличаться программой развития и воспитания. Но цель у всех одна – создать основу для разностороннего развития ребёнка от приобретённого им положительного жизненного опыта.
Дошкольному образованию определена большая значимость, особенностью которой является возраст ребёнка. Пребывание в дошкольных учреждениях доступно от двух месяцев до семи лет. Это тот период времени в жизни детей, когда закладываются основы социализации, происходит интенсивное интеллектуальное, речевое, физическое и творческое развитие.
Формы дошкольного образования в России дают возможность родителям сделать выбор в пользу ребёнка, учитывая особенности его развития и физического здоровья. Выбирая определённую форму дошкольного образования, родитель должен знать, какие существуют отличительные особенности, в каком направлении работает выбранное дошкольное учреждение .
Детский сад – это учреждение, которое выполняет ООП ДО с группой детей в направлении общего развития. Ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет ждут в детском саду для детей раннего возраста, от 5 лет до 7 лет, – в детском саду предшкольного возраста. Если у ребёнка проблемы со здоровьем, ему необходимы регулярные санитарно – гигиенические процедуры, мероприятия по профилактике заболеваний, то можно выбрать детский сад присмотра и оздоровления.
Помочь детям с проблемами в физическом и психическом развитии смогут в детском саду компенсирующего вида. Иногда перечисленные формы детских садов объединяют в одном здании, организуя детский сад комбинированного вида. Желая заняться развитием ребенка, в каком – то конкретном направлении, родители могут обратиться в детский сад, который работает в направлении художественно – эстетическом, познавательно – речевом, физическом и т.д.
Форма дошкольного образования «детский сад – центр развития ребёнка» предполагает и реализацию программы дошкольного образования, и развитие детей по нескольким выбранным направлениям: социально – личностное, художественно – эстетическое и т.д.
Как и любое направление в образовании дошкольное образование регулируется законом «Об образовании» . Какие формы и методы использовать в работе? Каково содержание и принципиальные подходы? К какому результату приведут разработанные и приступившие к реализации программы? Это только часть вопросов, ответы на которые работники системы дошкольного образования, родительская общественность нашли в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует, в каком направлении идти для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, обеспечивая на выходе преемственность с начальной школой.
В систему дошкольного образования в России включены не только воспитание, развитие и обучение, но ещё и оздоровление, и присмотр за детьми, родители которых заняты трудовой деятельностью.
На сегодняшний день в России реализуют дошкольные образовательные программы около 45 тысяч учреждений ДО.
Особенности дошкольного образования в России выражены в целостном подходе к процессу обучения и воспитания. В неё определено не только педагогическое направление, но и психологическое, и медицинское. Особое внимание уделяется формированию личностных, нравственных, моральных, эстетических качеств, а также развитию интеллектуальных, творческих, физических способностей. Всестороннее развитие малышей обеспечивает окружающая среда, созданная в стенах ДО. Комфортная и уютная обстановка помогает создать эмоциональную устойчивость. Разнообразные образовательные программы дают возможность выбора вариантов для дошкольного учреждения, чтобы обеспечить полноценную работу по развитию способностей и склонностей детей в соответствии с их интересами.
Дошкольное учреждение – это первая ступень, по которой ребёнок начинает подъём к вершине социализации. Именно на педагогов – дошкольников возлагаются обязанности помочь детям сделать первые шаги в этом направлении. ФГОС ДО поставил задачи, которые способны сориентировать воспитанников дошкольных учреждений при выходе из стен образовательного учреждения в школьную среду.
В задачи дошкольного образования в России включены вопросы коррекции. Медицинский персонал, психологи, педагоги физического воспитания работают над проблемами связанными с психологическим и физическим развитием детей, тем самым укрепляя их здоровье. Приоритетными задачами являются те, которые связаны с развитием индивидуальных качеств личности .
Разные формы организации занятий, позволяют увидеть творческий потенциал каждого воспитанника дошкольного учреждения, сформированность общей культуры, его индивидуальные способности. Анализируя уровень развития ответственности, инициативности, самостоятельности, педагоги могут сделать вывод о том, насколько они смогли решить ещё одну задачу, поставленную перед ними ФГОС ДО,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ (в ред. от 24.03.2021). – 160 с.
2. Вайндорф–Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф–Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
3. Галактионова, Т.Г., Казакова Е.И. Приобщение к чтению путем освоения текстов новой природы / Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова // ОТ ГОДА ЛИТЕРАТУРЫ – К ВЕКУ ЧТЕНИЯ Коллективная монография. – Челябинск, 2016.– С. 278-291.
4. Гребешова, С.В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования / С.В. Гребешова // Молодой ученый. – 2016. – №13.3. – С. 29-30.
5. Гусева, Т.А. Материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования Экологическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы» (Бийск, 29 апреля 2016 г.). / Т.А.Гусева, И.С. Леушина, О.И. Нагайцева - Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина», 2016. – 267 с. – С.42-47.
6. Журавлева, Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром Методическое пособие /Журавлева Л.С. - Издатель - Мозаика-Синтез 2016 – 144 с.
7. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада./ Зацепина М.Б.// ФГОС 2016. – 96 с.
8. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
9. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
10. МБДОУ Детский Сад №25 г. Курска[Электронный ресурс].– Режим доступа: https://egrinf.com/8365211
11. Медведева, Н.В. Система управления дошкольным образованием в РФ: сущность и особенности / Н.В. Медведева, Ю.В. Шмилер // Материалы ивановских чтений – №1(6) – 2016. – С. 234-238.
12. Новоселова, А.Н. Актуальные аспекты правового регулирования дошкольного образования как основа управления дошкольной образовательной организацией / А.Н. Новоселова // Нижегородский институт развития образования – №4 -3 – 2016 – С. 95-99.
13. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А.И. Булычевой. –-М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016 г. – 173 с.
14. Понятие о методах обучения и их классификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html
15. Продуктивный метод обучения в професс. обучении [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu...
16. Реброва, В.И. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в современных условиях / В.И. Реброва // Ленинградский юридический журнал – №4 – 2016 – С. 49-59.
17. Рогова, Е.А. Понятие и сущность продуктивных методов обучения / Е.А. Рогова, И.С. Шаблинская // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.–практ. конф. № 11(22). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf
18. Сатимбаева, Ю., Кориев А. У. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
19. Степанова, И.А. Особенности организации дошкольного образования в качестве ФГОС ДО / И.А. Степанова, Т.А. Макарова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-7.
20. Стульник, Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. /Стульник Т.Д //ФГОС. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016. – 180с.
21. Токарев, А.А., Федорова Г.А. Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО / А.А. Токарев // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 1-4.
22. Ушинский, К.Д. Русская школа /Ушинский К.Д. - Институт русской цивилизации,- 2015- 668 с.
23. Фалюшина, Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением (современный аспект). / Л.И. Фалюшина. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 114 с.
24. Ханова, Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного воспитания / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. – С. 84-86.