Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. США и Китай занимают важное место в общей системе международных отношений в силу, их конкуренция, возможно, будет во многом определять будущую систему международных отношений.
Если для США роль мирового лидера кажется уже привычной, то растущее экономическое, политическое и военное значение КНР побуждает и ее начинать проявлять свои глобальные амбиции.
Проявлением глобальных устремлений Китая является Инициатива «Один пояс, одни путь». Она призвана соединить Китай и Европу через Евразию посредством «восстановления» исторического Великого Шелкового пути и новых условиях XXI века. Морской Шелковый путь XXI века призван позволить КНР занять лидирующие позиции в Индо-Тихоокеанском регионе.
При этом Китай в последние годы сталкивается с разносторонним давлением со стороны США и их союзников, а также азиатских конкурентов, в первую очередь Индии и Японии. Китай, превращаясь в глобальную державу, воспринимается как опасность для США, и становится государством, которое требует к себе особого отношения.
КНР и США расходятся по ключевым позициям в решении наиболее спорных вопросов Индо-Тихоокеанского региона – от отношений с КНДР до проблемы Тайваня и Южно-Китайского моря. В \той связи анализ конкуренции этих держав в Индо-Тихоокеанском регионе представляется безусловно актуальным.
Объектом исследования является Индо-Тихоокеанский регион.
Предметом исследования является соперничество США и КНР в Индо-Тихоокеанском регионе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXI века, когда стала обостряться конкуренция США и КНР и Индо-Тихоокеанском регионе, по 2020 год, когда отношения между странами вступили в полосу тяжелого и затяжного кризиса, а разногласия достигли максимального значения.
Научная новизна исследования в попытке комплексного анализа конкуренции США и КНР в Индо-Тихоокеанском регионе с учетом последних тенденций.
Степень изученности. Материалы по теме исследования целесообразно разделить на две группы. В первую включены отечественные исследователи, такие как В. Балакин , А. Волошина , А. Лычагин, И. Комаров , рассматривавшие фактор Тайваня в политике КНР, О. Клавдиенко , А. Лукин , И. Маметьев , анализировавшие ситуацию на Корейском полуострове, А. Клименко , рассматривавший военный фактор в политике КНР.
Вторую группу исследователей составили зарубежные эксперты, такие как Ли Гуаньцюнь , Х. Френч , Д. Гроссман , Ш. Кан , рассматривавшие проблему Тайваня во внешней политике КНР, А. Клифтон , Фанг Джин , М. Свейн , изучавшие инициативу «Один пояс, один путь» в контексте Индо-Тихоокеанского региона, Д. Верц , Дж. Вит , изучавшие фактор Северной Кореи в регионе, Д. Скотт , анализировавший региональную политику США,
Цель работы заключается в анализе конкуренции между США и КНР в Индо-Тихоокеанском регионе.
Задачи исследования:
- рассмотреть инициативу «Один пояс, один путь» как ключевой проект продвижения интересов КНР в Индо-Тихоокеанском регионе;
- обозначить проблему Тайваня как основную для КНР в регионе и в ее внешней политике;
- определить основные приоритеты политики США в Индо-Тихоокеанском регионе;
- рассмотреть проблему КНДР в региональной политике США;
- проанализировать противоречия в позициях США и КНР по вопросу Тайваня;
- обозначить тенденции и перспективы развития соперничества США и КНР в Индо-Тихоокеанском регионе.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА КНР В РЕГИОНЕ
1.1 Инициатива «Один пояс, один путь» как ключевой проект продвижения интересов КНР в Индо-Тихоокеанском регионе
Идея Индо-Тихоокеанского региона относится ко второй половине XX века. «По мнению австралийского эксперта Рори Медкалфа, он восходит к 1960-м годам и даже к периоду колониального прошлого. Еще в 2007 году его использовали в своих работах индийские политологи. В том же, 2007 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая в индийском Парламенте, говорил в своей речи «Слияние двух океанов», о «динамической связи» Индийского и Тихого океанов и призывал создать «дугу свободы и процветания», включив в нее страны не только Восточной и Юго-Восточной, но и Южной Азии» .
В последнее десятилетие «понятие «Индо-Тихоокеанский регион» достаточно прочно закрепилось не только в мировом политологическом дискурсе, но и официальных документах, а также в публичных выступлениях государственных должностных лиц США и Австралии. В 2013 году словосочетание «Индо-Тихоокеанский регион» было включено в Белую книгу по обороне, издаваемую австралийским правительством. В США понятие «Индо-Пацифика» (Indo-Pacific region) стало использоваться с 2008 года администрацией Б.Обамы, но достаточно редко - сам американский президент предпочитал использовать термин Азиатско-Тихоокеанский регион (Asia-Pacific region). Однако после смены власти в 2016 году понятие «Индо-Тихоокеанский регион» прочно вошло в официальный оборот администрации Президента Д.Трампа, который нуждался в идейном обосновании своей политики на азиатском направлении» .
Для Китая ключевым в настоящее время является проект «Один пояс, один путь», в рамках которого планируется достижение стратегических целей страны в том числе в Индо-Тихоокеанском регионе.
7 сентября 2013 года состоялось историческое для Китая и, возможно, для всего мира событие - во время государственного визита в Казахстан лидер Китайской Народной Республики Си Цзиньпин предложил идею «Один пояс, один путь», который должен связать Китай с Европой, посредством развития транспортных коммуникаций и инфраструктуры, опираясь на идеи древнего Великого шелкового пути .
В октябре 2013 года состоялся визит Си Цзиньпиня в Индонезию, где была выдвинута идея «Морского Шелкового пути XXI века», направленного на развитие экономических связей Китая вдоль морского пути в южной части Евразии и в Африке.
В ходе выступления на встрече Китай-АСЕАН Си Цзиньпин выступил с программным заявлением о видении «Сообщества общей судьбы», подчеркивая, что объем двусторонней торговли с АСЕАН превысил 400 млрд. долл., и поставив целью довести его до 1 трлн. долл. в 2020 году .
Для 13-й пятилетки на период с 2016 по 2020 годы Пояс и Путь рассматривался как ключевой проект инвестиционной стратегии. «Морской шелковый путь XXI века» должен привести к созданию высокоинтегрированных, взаимосвязанных и взаимовыгодных морских и экономических коридоров, общего пространства Европы, Азии и Африки.
«Морской шелковый путь XXI века» предназначен для развития морского пути и соответствующей инфраструктуры от побережья Китая в Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан в качестве первого направления; от побережья Китая через Южно-Китайское море до южной части Тихого океана, в качестве второго направления . Общая стоимость Инициативы Пояса и Пути оценивается в 10 трлн. долл. США, а ежегодные расходы должны составлять около 150 млрд. долл. США .
Основными стратегическими целями Инициативы Пояса и Пути служат следующие:
- развитие западного региона Китая, который оказался во многом обделен от экономического прогресса в восточных регионах, и представляет собой геополитическую проблему безопасности страны;
- нахождение новых инвестиционных возможностей;
- использование государственных предприятий Китая, которые испытывают затруднения со сбытом продукции;
- содействие торговле и сотрудничеству между Китаем и остальным миром.
Все эти элементы являются важными факторами в создании, развитии и реализации Пояса и Пути; создание единой интегрированной зоны на суше и море должно привести к экономическому росту Евразии и Африки. Однако главное в нем – развитие стратегических коммуникаций Китая.
В процессе реализации этой инициативы Китай должен утвердиться качестве доминирующей силы на всем пространстве Пояса и Пути, и прежде всего в Индо-Тихоокеанском регионе как основной инвестор и партнер реализуемых проектов со странами-участницами.
Объявление о реализации самого масштабного инвестиционного трансконтинентального проекта Инициатива Пояса и Пути вызвала интерес и оценки со стороны как стран-участниц, так и внешних акторов.
Инициатива Пояса и Пути замыкалась на Китае, и британская Times указывала на «Большую игру», которую затеял Пекин, чтобы в конечном итоге построить свою глобальную империю; Пояс и Путь же станет крупнейшей программой экономической дипломатии со времен Плана Маршалла США для послевоенной реконструкции Европы .
Также, западными экспертами отмечалось, что Пояс и Путь имеет значение прежде всего в контексте масштаба и разносторонности, в 2016 году совершалось около 900 сделок в рамках Инициативы, которые стоили 890 млрд. долл. США и охватывали, например, такие разнообразные проекты, как газопровод из Бенгальского залива через Мьянму на юго-запад Китая и железнодорожное сообщение между Пекином и Дуйсбургом, Германия. Евразийский охват, трактующий Европу и Азию как единое пространство, резко контрастирует американоцентричными взглядами на развитие трех мировых экономических центров – Европа, Северная Америка и Восточная Азия, объединяемых сетью трансатлантических и транстихоокеанских договоров. В отличие от них, Инициатива Пояс и Путь создает платформу для регионального и глобального экономического сотрудничества, «оживляющего» мировую экономику .
Наряду с этим, на западе получили широкое распространение взгляды на Инициативу Пояса и Пути прежде всего как геополитический проект. В результате КНР вынуждена была отвечать на официальном уровне. Так, посол Китая в Великобритании в специальной статье опровергал утверждения, что Пекин реализует проекты, угрожающие региональной и глобальной безопасности, нарушающие сложившийся баланс сил .
В то же время, западные эксперты выражали мнение, что с Инициативой Пояс и Путь Китай сокращает «разрыв» между утверждением, что он является мировой державой, и фактически является
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Доклад министра иностранных дел Линь Юн-лэ о внешней политике на 4-й сессии 8-го созыва Законодательного Юаня. 25 сент. 2013 г. // Отдел планирования политики Законодательного Юаня (дата обращения: 01.04.2021)
2. The U.S. Vision for the Indo-Pacific [Электронный ресурс] URL: https://asean.usmission.gov/the-u-s-vision-for-the-indo-pacific/(дата обращения: 01.04.2021)
3. U.S.-Taiwan Trade Facts. - [Электронный ресурс]URL https://ustr.gov/countries-regions/china/taiwan (дата обращения: 01.04.2021)
4. U.S. Relations With North Korea.// US Department of State [Электронный ресурс] URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-north-korea/#:~:text=The%20United%20States%20and%20Korea%27s,direction%20over%20Korean%20foreign%20affairs. (дата обращения: 01.04.2021)
Литература
5. Балакин В.И. Тайвань в системе восточноазиатской интеграции КНР // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. Вып. XVIII. M.: ИДВ РАН, 2013. C. 223-231.
6. Волошина А.В.Тайваньский вопрос в современных китайско-американских отношениях //Проблемы Дальнего Востока. 2016. -№ 5 (6).-С.80–93.
7. Клавдиенко О. Эскалация конфликта на Корейском полуострове в начале XXI В. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eskalatsiya-konflikta-na-koreyskom-poluostrove-v-nachale-xxi-v(дата обращения: 01.04.2021)
8. Клименко А.Ф., Каменнов П.Б.Военная политика КНР и ее роль в увеличении комплексной мощи государства // Проблемы Дальнего Востока, 2017. - № 9 (2).- С. 69-85
9. Ли Гуаньцюнь. Роль тайваньской проблемы в морской политике КНР. // Международные отношения. 2013.№8 (4).- С. 469–509
10. Лукин А. Урегулирование ракетно-ядерного кризиса на Корейском полуострове: интересы России и перспективы многостороннего формата. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uregulirovanie-raketno-yadernogo-krizisa-na-koreyskom-poluostrove-interesy-rossii-i-perspektivy-mnogostoronnego-formata(дата обращения: 01.04.2021)
11. Лычагин А.И., Комаров И.Д. Тайваньский вопрос: внешние и внутренние детерминанты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 3. С. 530—538. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-3-530-538. (дата обращения: 01.04.2021)
12. Маметьев И. Итоги Корейской войны 1950-1953 гг. В отечественной историографии. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/itogi-koreyskoy-voyny-1950-1953-gg-v-otechestvennoy-istoriografii(дата обращения: 01.04.2021)
13. Малявин В., Чэнь Цзявэй. Де¬мократическая прогрессивная партия и особенности политического строя на Тайване// Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 7 (6). С. 118–129
14. Стрельцов Д. Индо-Тихоокеанский регион как новая реальность глобальной системы международных отношений. [Электронный ресурс]URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2076(дата обращения: 01.04.2021)
15. Труш С.М. Отношения КНР и США на рубеже Обама – Трамп: политические и военно-политические аспекты// США и Канада: экономика, по¬литика, культура. 2017. №2 (3). С. 48–67
16. China-Taiwan Relations [Электронный ресурс] // URL: https://www.cfr.org/backgrounder/china-taiwan-relations (дата обращения: 01.04.2021).
17. Clifton A. NSR programme presents: Strategic communications and China’s Belt and Road Initiative. [Электронный ресурс]URL: https://www.lai.lv/viedokli/nsr-programme-presents-strategic-communications-and-chinas-belt-and-road-initiative-705(дата обращения: 01.04.2021)
18. Derek Grossman. Where Does China’s ‘One Country, Two Systems’ Stand in 2020? [Электронный ресурс] // URL: https://thediplomat.com/2020/02/where-does-chinas-one-country-two-systems-stand-in-2020/ (дата обращения: 01.04.2021)
19. Daniel Wertz The U.S., North Korea, and Nuclear Diplomacy. [Электронный ресурс] URL: https://www.ncnk.org/resources/briefing-papers/all-briefing-papers/history-u.s.-dprk-relations(дата обращения: 01.04.2021)
20. Howard W. French. China’s Policies Toward Hong Kong and Taiwan Are Driving a Slow-Motion Catastrophe [Электронный ресурс] // URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/28470/china-s-policies-toward-hong-kong-and-taiwan-are-driving-a-slow-motion-catastrophe (дата обращения: 01.04.2021).
21. Ganeshan Wignaraja, Dinusha Panditaratne, Pabasara Kannangara and Divya Hundlani. Chinese Investment and the BRI in Sri Lanka. [Электронный ресурс] URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/CHHJ8010-Sri-Lanka-RP-WEB-200324.pdf(дата обращения: 01.04.2021)
22. James D. Sidaway, Chih Yuan Woon. Chinese Narratives on “One Belt, One Road” (一带一路) in Geopolitical and Imperial Contexts. [Электронный ресурс]URL: https://ap4.fas.nus.edu.sg/fass/geojds/intro/chinese%20narratives%20on%20one%20belt%20one%20road%20in%20geopolitical%20and%20imperial%20contexts.pdf(дата обращения: 01.04.2021)
23. Joel Wit The United States and North Korea. // Brookings Institution[Электронный ресурс] URL: https://www.brookings.edu/research/the-united-states-and-north-korea/(дата обращения: 01.04.2021)
24. Fang Jin. The Belt and Road Initiative: Progress, Problems and Prospects. URL: https://www.csis.org/belt-and-road-initiative-progress-problems-and-prospects(дата обращения: 01.04.2021)
25. Kan, Shirley A. China/Taiwan: Evolution of the “One China” Policy—Key Statements from Washington, Beijing, and Taipei. - [Электронныйресурс]URL https://fas.org/sgp/crs/row/RL30341.pdf (дата обращения: 01.04.2021)
26. Liu Liping. China can hardly rule the world // Contemporary International Relations. Vol. 21. No. 1. Jan./Feb. 2011. – P. 1-14
27. Sangsoo Lee New Roadmap for Denuclearization and Peacebuilding // Institute for Security and Development Policy[Электронный ресурс] URL: https://isdp.eu/publication/new-roadmap-for-denuclearization-and-peacebuilding-2/(дата обращения: 01.04.2021)
28. Scott D. The Indo-Pacific in US Strategy: Responding to Power Shifts [Электронный ресурс] URL: https://risingpowersproject.com/quarterly/the-indo-pacific-in-us-strategy-responding-to-power-shifts/(дата обращения: 01.04.2021)
29. Silvia De Michelis Historical Account of U.S.-North Korea relations. // Nuclear Arms and Peace Foundation[Электронный ресурс] URL: https://www.wagingpeace.org/north-korea-history/(дата обращения: 01.04.2021)
30. Swaine M. Chinese Views and Commentary on the “One Belt, One Road” Initiative [Электронный ресурс]URL: https://www.hoover.org/sites/default/files/research/docs/clm47ms.pdf(дата обращения: 01.04.2021)
Статьи
31. Мануков С. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути» [Электронный ресурс] URL: https://expert.ru/2019/08/16/poyas/ (дата обращения: 01.04.2021)
32. Сведенцов В. Тайваньский вопрос на современном этапе. - [Электронный ресурс]URLhttps://riss.ru/images/pdf/journal/2019/3/09.pdf (дата обращения: 01.04.2021)
33. "Сообщество общей судьбы" Китай-АСЕАН ("Женьминь Жибао", Китай). [Электронный ресурс]URL: http://rodon.org/polit-131009112938(дата обращения: 01.04.2021)
34. Bush R. Tsai's inauguration in Taiwan: It could have been worse. The Brookings,23_05_2016.[Электронный ресурс] URL:http://www.brookings. Edu/blogs/order_from_chaos/posts/2016/05/23_tsai_ing_wen_inauguration_taiwan_bush (дата обращения: 01.04.2021)
35. Clover, C., and L. Horny. China’s Great Game: Road to a new empire. Financial Times 12 October, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www. ft.com/cms/s/2/6e098274–587a-11e5-a28b-50226830d6 44.html#axzz4E2lfcpOT (дата обращения: 01.04.2021)
36. Hyonhee Shin Explainer: Why have North Korea-U.S. denuclearization talks stalled?. [Электронный ресурс] URL: https://www.reuters.com/article/us-northkorea-usa-nuclear-explainer/explainer-why-have-north-korea-us-denuclearization-talks-stalled-idUSKBN1YD0CI(дата обращения: 01.04.2021)
37. Kim Tong-Hyung. North Korea spars with the US over nuclear weapons negotiations [Электронный ресурс] URL: https://www.csmonitor.com/World/2021/0318/North-Korea-spars-with-the-US-over-nuclear-weapons-negotiations(дата обращения: 01.04.2021)
38. North Korea’s Nuclear Weapons Development and Diplomacy. [Электронный ресурс] URL: https://www.everycrsreport.com/reports/RL33590.html(дата обращения: 01.04.2021)
39. Liu, X. M. New Silk Road is an opportunity, not a threat. Financial Times 24 May, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://www.ft.com/cms/ s/0/c8f58a7c-ffd6–11e4-bc30–00144feabdc0.html#axz z4E2lfcpOT (дата обращения: 01.04.2021)
40. Obama to push ahead on Taiwan frigate sales despite Chinese anger // CNBC. 2015. 14 Dec. [Электронныйресурс] // URL: https://www. cnbc.com/2015/12/14/obama-to-push-ahead-on-taiwan-frigate-sales-despite-chinese-anger.html (дата обращения: 01.04.2021)
41. Tsai rejects supposed deadline for accepting '1992 consensus' (update). - [Электронныйресурс]URL https://focustaiwan.tw/politics/201607220006(дата обращения: 01.04.2021)
42. Ted Galen Carpenter. Donald Trump's Next Big Headache: China and Taiwan Set for a Collision Course?.- [Электронный ресурс]URL https://nationalinterest.org/blog/buzz/donald-trumps-next-big-headache-china-and-taiwan-set-collision-course-123506 (дата обращения: 01.04.2021)
43. US Senator Rubio seeks answers on the 'six assurances'. 05_04_2014. [Электронный ресурс] //URL:http://www.taipeitimes.com/News/front/archives/2014/04/05/2003587314/1 (дата обращения: 01.04.2021)