Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главная задача искусства и живописи - пробудить в человеке прекрасное, заставить его думать, чувствовать, задача художника-привлечь внимание зрителя, пробудить в нем чувство принадлежности к переживаниям, выраженным в картине, заставить его по-новому взглянуть на окружающий мир, увидеть в знакомых предметах необыкновенную сущность.
Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и долгую историю. Натюрморт знакомит нас с миром, окружающим художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать мастеру с его любимыми мотивами.
В натюрморте художник пытается передать многоцветие окружающих его предметов ограниченными средствами, стараясь в каждом штрихе отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое поведение в окружающем мире.
Глава 1 Декоративный натюрморт
1.1. Понятие декоративность и декоративная живопись
В декоративном искусстве стилизация - это способ ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается как своеобразный мотив. Стилизация, как процесс работы, представляет собой декоративное обобщение предметов (фигур, предметов), изображенных с использованием ряда общепринятых приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений.
Жанр натюрморта является наиболее характерным и разнообразным с точки зрения изучения признаков декоративной стилизации. Многие великие мастера работали в этом жанре. История мирового и отечественного искусства дает нам множество примеров декоративных натюрмортов, которые разнообразны по своему стилю (Приложение 1).
Многие родители, замечая предрасположенность своих детей к любому виду искусства, стремятся развивать свои навыки в школах и кружках дополнительного образования, музыкальных и художественных студиях. На примере обучения в художественной школе можно смело сказать, что ребенок, предрасположенный к творческой деятельности, более развит духовно, у него хорошо развито образное мышление и воображение. Одним из предметов, преподаваемых в художественных школах, является композиция.
Для старших классов учителя начинают читать курс декоративно-прикладного искусства и декоративной графики. Основной принцип декоративного изображения заключается в достижении максимальной выразительности изображения, то есть подлинность отходит на второй план, и на первый план выходят такие аспекты, как: показная, выявленная активность изображения, приукрашивание.
Декоративно - прикладное искусство сегодня остается наиболее универсальным видом изобразительного искусства, в котором используются не только все известные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества. Декоративные композиции создаются, как правило, для придания большей выразительности и эстетичности пространственной среде, с которой они тесно связаны.
Как правило, декоративные композиции становятся важными элементами внутреннего и внешнего оформления жилых и общественных зданий и сооружений, поскольку способны образовывать с ними ансамбли, отличающиеся оригинальностью, художественной гармонией и целостностью.
Очень часто декоративно - прикладные работы и изделия помогают создать гармонию и достичь полной завершенности и единства формы в архитектурных сооружениях, мемориальной и ландшафтной скульптуре, ландшафтном дизайне, фонтанах и бассейнах. Это порождает широкий и неослабевающий интерес, который всегда вызывало декоративно-прикладное искусство.
Слова "декоративность" - "украшение" происходят от латинского слова "decoro", что означает "украшать". Сама природа, кажется, наделяет свои творения не только полезными свойствами, но и красотой. "Феникс щеголяет красотой своего оперения, индюк раздувается и делает яркий зоб, тигр и леопард привлекают внимание своим цветом, фазан прихорашивается. Это ключ к цвету таких существ", - пишет китайский художник Ван Гай.
1.2. Натюрморт и особенности его декоративного изображения
Декоративный натюрморт - это плоское изображение натюрморта, в котором нет объема, нет реализма. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно увидеть орнамент, фактуру и другие декоративные элементы (Приложение 2).
Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись, - это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. Работая над декоративным натюрмортом, вы можете научиться сочетать различные объекты с помощью цвета, ритма и видеть не только одну вещь на заднем плане, но и объекты в их взаимосвязи. При выполнении декоративного натюрморта не обязательно следовать академическим канонам. В поле зрения остаются конструктивный принцип, декодирование формы, а затем применяются законы науки о цвете.
В декоративном натюрморте обычно подчеркивается не его сюжетная, повествовательная сторона, не пространство с его глубиной, не материальный объем вещей, а сама плоскость картины: бегущие по ней узоры четко очерченных контуров, красивые контрасты цветов. Цвет чаще всего падает на такую поверхность, как ковер, ровный и плотный слой без светотени и без воздушных размытых очертаний. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображаемых предметов и драпировок, с цветами природы, но все же это уже не реальный предметный цвет, а декоративный-условный и плоский, усиленный и модифицированный для того, чтобы сделать самую элегантную, витиевато красивую поверхность самой картины.
Большую роль в выполнении задания играет высказывание. Необходимо, чтобы натюрморт был четким, имел свой характер, композиционный крючок; низкоэкспрессивная постановка не даст желаемых результатов. "Натюрморт может быть декоративным, изменяя форму предметов, используя активные цветовые контрасты и декоративный контур" [119, с. 125]. Чтобы создать максимально выразительный образ, можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что - то еще.
В декоративном натюрморте главная задача-выявить декоративные качества природы, создать общее впечатление элегантности. "Декоративный натюрморт-это не точное изображение природы, а отражение этой природы: это отбор и запечатление наиболее характерного, отказ от всего случайного, подчинение структуры натюрморта конкретной задаче художника" [8].
Основным принципом решения декоративного натюрморта является преобразование пространственной глубины изображения в условное плоское пространство. В то же время можно использовать несколько планов, которые должны располагаться на небольшой глубине. "Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы" выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить его в его декоративной обработке, в декоративном решении натюрморта, попытаться увидеть в нем характерное и опираться на эту обработку" [8].
1.3. Выразительные средства декоративной живописи
Художественное понимание изобразительного искусства в его различных формах обращается ко всем аспектам визуального восприятия (объем, пластика, цвет, светотень, дизайн)-визуальным средствам-и выразительным средствам, относящимся к природе образов для работы. Набор визуальных значений, специфичных для определенного типа или работы и специфики их применения, называется визуальным языком.
Художественно-выразительные средства живописи включают в себя цвет, мазок, линии, пятна, цветовой и световой контраст. Поняв эту концепцию, вы имеете базовое представление о визуальной грамотности, чтобы познакомиться с творчеством художников, научиться работать карандашом, кистью, цветом, а также придумывать собственные узоры, эскизы, композиции [9].
Каждый живой и неодушевленный предмет имеет свой собственный цвет. Как и цвет, свет играет большую роль. Цветовые эффекты влияют на цвет цвета, расположение пространства и состояние ветра.
Художник передает с помощью цвета, цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармоничных холодных и теплых цветов все различные настроения и эмоции. А к ним относятся - радость, предвкушение, тревога, печаль, нежность [9].
Глава 2 декоративный натюрморт в творчестве художников
2.1.Декоративный натюрморт в творчестве Машкова
Натюрморт Машкова представляет собой статичную декоративную композицию, собранную из изображенных фруктов. Художник намеренно подчеркивает "делание" плодов, созданных из цветов и только близких к реальному цвету природы. Натюрморт по замыслу художника - это вещь, сделанная мастером-мастером (Приложение 3).
Илья Иванович Машков - яркий, самобытный русский живописец. В свое время его исключили из художественной школы за эксцентричность и вольнодумство, что не помешало ему стать великим Мастером. Сейчас он один из самых дорогих российских художников, его картины продаются на мировых аукционах за миллионы долларов. Его наследие состоит из нескольких сотен работ, которые находятся во многих коллекциях по всему миру.
А ещё его называют королем натюрмортов... Вот как раз о них сегодня и пойдет речь, хотя в его арсенале есть много, не менее, замечательных пейзажей и портретов.
Наряду с Петром Кончаловским Илья Машков, исключая план мероприятия, развивает в основном "моторный, поступательный импульс в работе кисти" [14]. Эта черта была замечена и его современниками, которые говорили о доминировании изобразительных качеств в его работах, вопрос индивидуальной конкретизации уступил место пластической спонтанности, эмоциональной остроте и подчеркнуто декоративной интерпретации форм.
Машков всегда конкретен и внимателен к приметам вещей, для него впечатление от природы всегда первично. Пластическая интерпретация-следствие естественного импульса. В самой постановке всегда есть что-то, что "бросается" в глаза профессиональному художнику, частная, незаметная деталь, которую он раскрывает для общего.
В ранних натюрмортах Ильи Машкова прослеживается несколько основных направлений. К первой относятся работы, которые на самом деле примитивны (именно о них подробно писал в свое время Г. Г. Поспелов):
1."Натюрморт с ананасом" (1908).
2. "Голубые сливы" (1910).
3."Ягоды на красном подносе" (1910-1911).
4."Натюрморт с бананами" (1910).
5. "Натюрморт с подносом, белым кувшином и фруктами" (1910).
6."Фрукты" (1910).
7."Овальный натюрморт с белой вазой и фруктами" (1910). 1911).
8."Хлебцы" (1910). 1912).
9. "Тыква" (1914).
Интерпретация формы в данной работах подчинена задачам декоративного звучания плоскости, преломленной через призму примитивистских тенденций.
Ко второй группе относятся натюрморты, в которых художник, сохраняя активность фактурного моделирования и тектонику мазка, использует сдержанную цветовую гамму. Среди них:
1."Рыба" (1910).
2."Бегония" (1911).
3. "Натюрморт с белым кувшином и фруктами" (1912-1913).
4."Натюрморт с камелией" (1913).
5."Натюрморт с парчой" (оба 1914, верх в реалистической интерпретации).
6."Натюрморт с дынями и тыквами" (1915-1916).
В некоторых из них прослеживается мотив "сюжетно-необязательных вещей", о котором в связи с творчеством Аркадия Пластова упоминал В. А. Леняшин [9], и это, на наш взгляд, также характерно для произведений русских художников второй половины XIX-начала XX века.
2.2Декоративный натюрморт в творчестве Кузнецова
Талантливый живописец Павел Кузнецов в начале своей карьеры был членом ассоциации "Голубая роза". Главной тенденцией, определившей поиски художника в этот период, является попытка отобразить не столько впечатления от видимого мира, сколько состояние его души. На этом пути живопись вплотную приблизилась к поэзии и музыке, как бы проверяя границы изобразительных возможностей.
В начале 1910-х годов Кузнецов совершил поездки в заволжские степи и Среднюю Азию, откуда привез ритм, поэтику и дыхание Востока. Яркость и в то же время тонкость передачи цвета, простота и нереальность сюжета-вот основные характеристики его произведений тех лет. В этот период Кузнецов написал ряд натюрмортов, которые часто сравнивают с натюрмортами Сарьяна.
Но, в отличие от ярких контрастных цветовых сочетаний в работах армянского мастера, Кузнецов добивается особых полутонов, как бы переливая красочное пространство своих полотен. "Натюрморт с подносом" 1913 года из Омской коллекции - это "жанр в жанре": предметы нарисованы на фоне пейзажа, изображенного на подносе. Как художник, сформировавшийся под влиянием идей символизма, Кузнецов пытается создать двойную реальность.
Иллюзия объектов, словно застывших на границе двух миров, подчеркивается тонкой цветовой гаммой, сотканной из сиреневых, фиолетовых, синих, зеленых и золотистых оттенков. Необычайно талантливый от природы, сам Кузнецов обладал тонким и точным чувством цвета, внимательно изучал современное искусство французских импрессионистов, которые находили новые средства воспроизведения света и воздуха на холсте, а затем умело, по - своему, использовали их находки в собственных работах.
Художник ищет выразительность изображения в декоративном решении холста. Важной составляющей, которая выдает музыкальность всей композиции, является плавный ритм линий и цветовых пятен контуров предметов.
Художник собирает на холсте самые разнообразные предметы. Есть также расписные фарфоровые чайники и сливочники, южные фрукты и декоративный поднос. Мастер тщательно изучает структуру, цвет и форму предметов. Его интересует преломление света стеклом, оттенки золотой росписи, цветовые рефлексы на фруктах, отражение на полированной поверхности стола. Вся структура картины удивительно сильна, свежа, звучна, как солнечные краски Востока.
Выводы
Натюрморт, как и другие жанры изобразительного искусства, где свои традиции, вырабатывают свои правила. И все же, копируя положение жанровой иерархии, это всегда боль в жанре. Мало внимания уделялось, это вряд ли исследование, и о нем обычно упоминают вскользь. Стихии с течением времени он никогда не прерывал своего существования и не мог не жить, потому что он всегда является одной из тех естественных нитей, с которыми соприкасаются на самом деле художники природы, жизни и их красоты. Каждое столетие выдвигало своих мастеров натюрморта, их работы воплощали художественные идеалы того времени, своеобразие и свойства пластического смысла, присущие определенной исторической эпохе, и обособленность отдельных живописцев. Отражая красоту предметов, окружающих природу или содержание созданного человеческим трудом, натюрморты могут быть вызваны любой из нас менее жанровыми картинами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алтапов, М. В. "Всеобщая история искусства", т. 2. Москва,1949 - с 321
2. Алтапов, М. В."Искусство" 1 том. 1 часть М., 2016 – с 436
3.Барбер, Б. Ф. Рисуем на коленке натюрморт / Б. Барбер. - М.: Рипол Классик, 2014. - 760 c.
4. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного дизайна: - М.: Издательский центр "Академия", 2017- с 189
5.Виппер, Б. Р. Натюрморт, как искусство - М.-1972 - 345
6. Выборнова, Г. Д. Роль освещения в натюрморте. – Художник. 2011 - с 211
7.Волков, Н. Н. Цвет в живописи-М.: Искусство, 1984-с 320
8.Герчук, Ю. Я. Язык и значение изобразительного искусства - М.: РИО Мособлполиграфиздат - 1994 с 175.
9. Герчук, Ю. Я. Живые существа - советский художник. - М.; 1977 - с 236
10. Дмитриев, А. А. "Краткая история искусства" 1книга М., 1968 - с 432
11.Зайцев, А. С. Наука о цвете и живописи-М.: Искусство -1986 - с158.
12.Киплик, Д. И. Техника живописи-М.: СВАРОГ и К- 2000 - с 503
13.Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись: учебник, 4 - е издание, стереотип. - М.: Высшая школа; Издательский центр "Академия", 2016 - с 272.
14. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: пособие для учителей, 2-е издание-М.: Просвещение, 1983 - 191 .
15.Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция. - М.: Владос. 2016 с 346.
16. Неклюдова, М. Г. Традиции и инновации в русском искусстве конца XIX века XIX-начало XX вв.-ст.- М.; 2014 – с 432
17.Неменский Б. М. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1 - 7 кл. - М.: Просвещение, 1988, 138 с.
18.Однорялова, И. В. "Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве". М. 2015 с 436
19.Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства - Ростов - на - Дону: Феникс. 2015 - с 218.
20. Паррамон, Х. М. Как написать натюрморт-Москва: Арт-Родник- 2016 с 346
21. Пучков, А. С. Методология работы над натюрмортом - Просвещение, 1982 - с 431.
22.Ракова, М. М. Русский натюрморт конца XIX-XX вв. М.: Просвещение - 2016- с 439
23.Розенберг, К. А. Натюрморты с цветами. Классические мотивы акварельными красками / Розенберг К. А. - М.: Арт - Родник, 2018. - 835 c.
24. Шитов, Л. А. Живопись-М.; - Просвещение - 2017 с 321.
25. Шашков, Ю. П. Живопись и ее средства. Академический проект. - М.: Трикста, 2016 с 59.
26.Яшухин, А. П. Живопись - Издательство "Агар", 1999 - с 232 .
27.Натюрморт Машкова [Электронный ресурс] Режим доступа:https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-zhanr-zhivopisi (дата обращения 28.04.2021)
28.Натюрморт [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.liveinternet.ru/users/4468278/post474449521/(дата обращения 28.04.2021)
29. Живопись. Натюрморты. Известные художники XX века [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.liveinternet.ru/users
/feigele/post438734560/(дата обращения 28.04.2021)