Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы. В традиционной интерпретации сущность языковой компетенции представляет собой совокупность определенных элементов, находящихся во взаимосвязи. Языковая компетенция детерминируется как совокупность знаний, навыков и умений, которые реализуются в процессе деятельности (общения), и способности трансформировать информацию в соответствии с личностными коммуникативными задачами, как совокупность правил анализа и синтеза единиц языка, которые позволяют формировать и анализировать предложения, пользоваться системой языка для целей коммуникации.
В отличие от языковой грамматическая компетенция представляет собой совокупность лексических знаний, навыков и умений, определяющих способность студентов находить контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках, употреблять слово в соответствующем контексте. Другими словами, это способность обучающихся к организованным и взаимообусловленным действиям с лексическими единицами, направленным на усвоение лексики; это овладение значением лексической единицы, ее графическим оформлением и произношением, знанием грамматических форм слова и правил сочетания с другими лексическими единицами.
Эффективная система контроля необходима для того, чтобы создать обоснованную ситуацию о точности и полноте реализации целей обучения. Ведь своевременное внесение корректив в систему образования с целью повышения эффективности стимулируют учащихся к успешному овладению иностранным языком.
Понятие теста и тестирования в рамках современной образовательной системы приобретает все большее значение. Тесты являются удобной и экономичной формой контроля, которая целесообразно используется для поурочного и промежуточного итогового контроля. С данной целью, проведение радикальных реформ во всех сферах жизни современного общества предполагает необходимость образовательной системы обновить формы контроля уровня сформированности грамматических навыков и умений учащихся.
Состояние изученности проблемы. Проблема обучения лексике для отечественной и зарубежной методики не является новой. На сегодняшний день определена структура грамматического навыка.. Исследованием проблем, связанных с использованием тестирования, занимались такие учёные, как М.Е. Брейгина, Л.Г. Денисова, В.Н. Симкин, О.Л. Королева, Н.В. Пыстина, О.Г. Поляков, И.Л. Бим, Ф.М. Рабинович и др. Данному вопросу также посвятили свои работы учёные В.М. Кадневский, Е.И. Николаева, В.И. Кувшинов, В.С. Аванесов.
И.А. Рапопорт внёс значительный вклад в определение сущности и специфики прагматических тестов, описав их перспективу в процессе контроля знаний иностранного языка. О.Г. Поляков исследовал проблемы использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку.
Проблема исследования: каковы особенности использования тестирования при контроле сформированности грамматических навыков у учащихся средней школы?
Проблема определила тему исследования: «Использование обучающих тестов в процессе развития грамматической компетенции на уроках по иностранному языку».
Цель работы состоит в изучении теоретических основ использования тестовой методики для контроля сформированности грамматических навыков у учащихся средней школы.
Объектом исследования является процесс формирования грамматического навыка.
Предмет исследования: тестирование как средство развития грамматических навыков.
Поставленная цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
1) рассмотреть сущность понятия «грамматический навык»;
2) рассмотреть грамматический навык и этапы его формирования;
3) исследовать дидактические и методологические основы тестового контроля;
4) исследовать роль и функции тестирования в преподавании иностранных языков;
5) проанализировать УМК по английскому языку «English» для 7 класса средней школы (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э. Ш.).
Цели и задачи данного исследования определили выбор методов исследования: изучение, теоретический анализ и обобщение педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования.
Понятийно–терминологический аппарат:
Лексика – основной источник выразительности, обладающая большими возможностями с целью усиления эмоциональности и образности речи (Л.В. Щерба).
Грамматический навык – способность осуществлять ряд действий и операций, как автоматически, так и самостоятельно (Л.А. Цветкова).
Тест – это кратковременное, технически простое обставленное испытание, которое проводится в равных для всех условиях (С.И. Воскерчьян).
Тестирование – это использование и проведение теста, совокупность процедурных этапов планирования, составление и опробование тестов, обработку и интерпретацию их результатов.
Глава I. Специфика формирования грамматических навыков на уроках по иностранному языку
1.1. Сущность понятия «грамматический навык»
Лексика играет важную роль в процессе изучения иностранного языка, проникая во все сферы жизни, отражая реальную и воображаемую действительность и, непосредственно, передавая предмет мысли. Прочная языковая база школьников создаётся благодаря усвоению ими лексического материала.
Лексика является живой материей языка, служащей для предметного содержания мысли. Лексика – основной источник выразительности, обладающая большими возможностями с целью усиления эмоциональности и образности речи. С.И. Ожегов дал полное объяснение данного понятия. Учёный говорил, что «лексика включает в себе совокупность лексических единиц и сходных с ними по функциям объединений, которые образуют определенную систему» [12].
Для определения термина «грамматический навык» существует множество разных определений термина «грамматический навык». Учёный Е.А. Маслыко считает, что грамматический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы, ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи, автоматизированное восприятие данной лексической единицы и её ассоциирование со значением в рецептивной речи [10].
Л.А. Цветкова определяет понятие «грамматический навык» как способность осуществлять ряд действий и операций, как автоматически, так и самостоятельно. Они связанны с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей [23, с. 54].
Исследователь Р.К. Миньяр-Белоручев под грамматическим навыком понимал «способность автоматизировано совершать действие», различая понятия «навык» с «операцией». Навык отличается от операции, тем, что не является автоматизированным действием, а способностью автоматизировано совершать определённые действия [11, с. 27]. Учёный определяет грамматический навык как «способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание либо фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения) [там же]. Без лексики не может быть грамматических навыков, которые оперируют лексическими единицами и их комплексами, т.е. устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами.
В данной работе мы остановимся на определении, предложенном С.Ф. Шатиловым: «Грамматический навык характеризуется интуитивно-правильным созданием, употреблением и пониманием иноязычной лексики на основе речевых лексических связей между слухо-речемоторной и графической формами слова и его значением, а также связей между словами иностранного языка» [24, с. 102].
Грамматический навык включает в себя два компонента – это продуктивный грамматический навык и рецептивный грамматический навык. Рассмотрим оба навыка более подробно. В.М. Филатов определяет продуктивный грамматический навык как «синтезированное действие, которое адекватно коммуникативной задаче вызывает лексическую единицу и правильно сочетает с другими лексическими единицами». Ситуативное использование слова обеспечивают автоматизированность, гибкость и устойчивость данного сложного действия [20, с. 308].
Под продуктивными навыками, необходимыми для осуществления говорения и письма, подразумевают:
• выбирать правильно слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;
• владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
• сочетать новые слова с ранее усвоенными;
• выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
• выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;
• выполнять эквивалентные замены;
• владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
• приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.
Рецептивный грамматический навык является синтезированным действием по распознаванию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова и его значением.
Рецептивные навыки – это:
• соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;
• узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;
• раскрывать значение слов с помощью контекста;
• понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.);
• дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
• владеть механизмом рецептивного комбинирования;
• пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;
• социокультурные знания и умения в области лексики;
• лингвистические знания в области лексики.
Так, продуктивный и рецептивный грамматический навык предполагает владение формальными признаками слова: его значением и функциональными признаками [20, с. 338].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Аудирование // БольшойЭнциклопедическийсловарь.–2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/62142. (дата обращения: 24.03.2019).
3. Балыхина, Т. М. Тестирование и будущее образования в России / Высшее образование сегодня. – 2001. – №1. – С. 36-40.
4. Воскерчьян, С. И. Советская педагогика. – 1963. – №10. – С. 28-37.
5. Гез, Н. И., Ляховицкий, М. В., Миролюбов, А. А., Фоломкина, С. К., Шатилов, С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. – М.: Высш. школа: 1982. – 373 с.
6. Использование тестовой методики для контроля сформированности грамматических навыков и умений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3bc78a5c53a89421216c36_0.html(дата обращения: 24.04.2019).
7. Кадневский, В. М. История тестов. М.: 2004. – 458 с.
8. Матвеев, М. Немного о памяти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-stanislavmatveev/75532-fenomenalnaya-pamyat-metody-zapominaniya-informaciistanislavmatveev/read/page-1.html (дата обращения: 24.04.2019).
9. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов – М.: Высшая школа, 2014. – 180 с.
10. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Под ред. В.М. Филатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с.
11. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку. М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
12. Ожегов, С. И., Шведов Н. Ю. / Лексика // Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа :https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14130.htm (дата обращения: 3.05.2019).
13. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
14. Рапопорт, И. А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. Таллин: 1987. – с.23
15. Рогова, Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: «Просвещение», 1991. – 287 с.
16. Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г.К. Селевко //Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143.
17. Соловова, Е. Н Методика обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2014. 210 с.
18. Стрелкова, С. Ю. Методика обучения английским элативным структурам / С. Ю. Стрелкова // Иностранные языки в школе. - 2014. № 1. - С. 47-53
19. Теория и методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам» для специальности 050303 «Иностранный (английский) язык»., 2008
20. Технологии формирования грамматического навыка. у учащихся средней школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4686/1/02Kuznetsova2.pdf (дата обращения: 19.03.2019).
21. Стрелкова, С. Ю. Методика обучения английским элативным структурам / С. Ю. Стрелкова // Иностранные языки в школе. - 2014. № 1. - С. 47-53
22. Теория и методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие по дисциплине «Теория и методика обучения иностранным языкам» для специальности 050303 «Иностранный (английский) язык»., 2008.
23. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе. 1986. №2.С.20-23
24. Филатов В.М.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе/В.М.Филатов-Ростов.,2004.-С.416.
25. Чирков В.П. Тестовые задания на уроке английского языка в 5-6 классах // Иностранный язык в школе. – 2002. №1.С.28-30
26. Шатилов С.Ф.Методика обучения немецкому языку в средней школе/М.:Просвещение.-1986-С.223.
27. Шестакова, С. Ю. Международный проект "Диалог культур" / С. Ю. Шестакова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 3. С. 36-39
28. Щукин А.Н.Обучение иностранным языкам:Теория и практика:Учебное пособие для преподавателей и студентов.2-е изд./М:Филоматис,2006.-C.480.
29. J.C.Richards, T.S.Rogers.Approaches and methods in Language Teaching.-Cambrige University Press., 2000.-С.125
30. Liz and John Soars .New Headway Intermediate.-Oxford University Press,2003.-C.128.
31. Brian Abbs, Chris Barker ,Ingrid Freebaim. Snapshot Elementary.-Starter, Pearson Education Limited.,2000.-C.128.