Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Реформация представляет яркий пример комбинации событий, определяемых отдельными людьми и сетью исторических обстоятельств, образующих внешнюю среду.
Явление, которое стало протестантской Реформацией, немыслимо без осознания миссии и неотразимой личности Мартина Лютера, который стал главным идеологом Реформации и анализ его вклада представляется актуальным и в настоящее время.
Но, вместе с тем, в социальных и интеллектуальных условиях, менее благоприятных для радикальных изменений протестантизма, голос Мартина Лютера остался бы неуслышанным, а его действия были бы забыты уже вскоре после подавления восстаний.
Реформация в Германии вызывает интерес по своему масштабу и влиянию на последующие исторические события. Она вызвала религиозный раскол, который вышел далеко за пределы исключительно религиозных или даже политических дел. Реформация оказала большое влияние на социальный и экономический уклад общества, а идеи протестантизма получили широкое распространение в западном христианстве, сохраняя его и в настоящее время.
Объектом исследования выступает Германия.
Предметом исследования являются процессы Реформации в Германии.
Целью исследования является анализ процессов Реформации в Германии.
Основными задачами работы являются следующие:
1) проанализировать особенности положения Германии в период Реформации;
2) рассмотреть идеологические основы Реформации;
3) охарактеризовать сушность процесса Реформации в Германии;
4) проанализировать значение Реформации в Германии.
Практическая значимость. Материалы и выводы исследования можно использовать в рамках подготовки к соответствующим темам по лекционным и семинарским занятиям, а также в ходе дальнейшей работы по данному исследовательскому направлению.
Материал исследования. Изученные материалы можно разделить на две группы. В первую включены отечественные исследователи, такие как С. Исаев [1; 2], рассматривавший процессы Реформации в Германии и Европе, А. Лобжанидзе [5], анализировавший протестантизм как ядро Западной цивилизации, В. Михайлов [6], сопоставивший протестантизм с другими направлениями христианства, Н. Назиров [7], изучивший процессы Реформации в более общем историческом контексте, И. Осиновский [8], рассматривавший особенности Реформации в Германии, И. Сухарников [11], исследовавший личность Мартина Лютера.
Вторую группу составили зарубежные исследователи, такие как Х. Хиллербранд [14], рассматривавший роль Мартина Лютера, Х. Тернер, проанализировавший процессы в Германии в первой половине XVI века [15], Р. Бейнтон [18], изучивший особенности протестантизма.
ГЛАВА 1. ИДЕИ РЕФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМАНИИ
1.1. Особенности положения Германии и причины Реформации
В XVI веке Германия пребывала в состоянии глубокого кризиса. Множество мелких германских государств формально объединялись в Священную Римскую империю германской нации. Католицизм терял популярность и подвергался критике за формализм и номинальное следование правилам в ущерб сущности религиозных правил.
Протестантизм, христианское религиозное движение, зародившееся в Северной Европе в начале XVI века как реакция на средневековые римско-католические доктрины и практики. Наряду с католицизмом и восточным православием протестантизм стал одной из трех основных сил христианства. После серии европейских религиозных войн в XVI-XVII веках, особенно в XIX веке, он распространился по всему миру. Где бы протестантизм ни закрепился, он повлиял на социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь региона.
Имя протестант впервые появилось на сейме Шпейера в 1529 году, когда римско-католический император Германии Карл V отменил положение Шпейерского сейма в 1526 году, которое позволяло каждому правителю выбирать, исполнять ли Вормский эдикт (который запретил сочинения Мартина Лютера и объявил его еретиком и врагом государства) [18].
19 апреля 1529 года протест против этого решения был оглашен от имени 14 свободных городов Германии и шести лютеранских князей, которые заявили, что решение большинства не связывает их, поскольку они не являются его участниками, и что если они будут вынуждены выбирать между послушанием Богу и послушанием кесарю, они должны выбрать послушание Богу.
Они обращались либо к общему совету всего христианского мира, либо к синоду всего немецкого народа. Те, кто выступил с этим протестом, стали известны своим оппонентам как протестанты, и постепенно этот ярлык стал применяться ко всем, кто придерживался принципов Реформации, особенно к тем, кто жил за пределами Германии.
В Германии сторонники Реформации предпочитали называть евангелистов, а во Франции - гугенотов. Это имя было присвоено не только ученикам Мартина Лютера (ок. 1483–1546), но и швейцарским ученикам Хульдриха Цвингли (1484–1531), а затем и Жана Кальвина (1509–64). Швейцарские реформаторы и их последователи в Голландии, Англии и Шотландии, особенно после XVII века, предпочитали имя реформатские [19].
В XVI веке протестантство в первую очередь относилось к двум великим школам мысли, возникшим в период Реформации, лютеранской и реформатской. В Англии в начале XVII века это слово использовалось для обозначения «ортодоксальных» протестантов в отличие от тех, кого англиканцы считали неортодоксальными, таких как баптисты или квакеры.
Однако католики использовали его для всех, кто утверждал, что они христиане, но выступал против католицизма (кроме восточных церквей). Поэтому они включали в этот термин баптистов, квакеров и католических англиканцев. До 1700 года это широкое употребление было принято, хотя это слово еще не применялось к унитарианцам. Акт английской толерантности 1689 года был озаглавлен «Акт об исключении протестантских подданных их величеств, несогласных с англиканской церковью». Но закон предусматривал только терпимость к мнениям, известным в Англии как «ортодоксальное инакомыслие», и ничего не уступал унитарианцам. На протяжении XVIII века слово протестант все еще определялось в отношении Реформации XVI века [20].
Протестантская Реформация происходила на фоне бурного брожения позднесредневековой церкви и общества. Было трудно по двум причинам получить правильное понимание взаимосвязи между поздним средневековьем и Реформацией.
Одна из причин - традиция сектантской историографии того периода. Католические историки были заинтересованы в том, чтобы показать, сколько реформ произошло до и помимо деятельности протестантских реформаторов XVI века.
Протестантские историки, с другой стороны, изображали позднесредневековую церковь в самых негативных выражениях, чтобы показать необходимость Реформации, которая характеризовалась как движение, полностью порвавшее с коррумпированным прошлым.
Вторая причина трудностей в понимании этого периода заключается в том, что критики церкви в XV веке не были «дореформаторами»; они не предвосхитили протестантизма и не приобрели своего значения после Реформации. События того периода также не были «дореформационными» событиями, но имели собственное лицо и смысл.
Существование реформаторских усилий в церкви XV века из Испании и Италии на север через Германию, Францию и Англию было признано давно. Некоторые из них были направлены против злоупотреблений со стороны папства, духовенства, монахов и монахинь. Благочестивые, например, ненавидели Папу Иннокентия VIII (1484–1492), который проводил церемонии бракосочетания для своих незаконнорожденных детей в Ватикане, и Папу Александра VI (1492–1503), который подкупил свой путь к престолу Святого Петра и к тому времени, когда он стал папой, родил восемь детей от трех женщин [15].
Общественность также все больше осознавала и возмущалась экстравагантными папскими проектами - покровительством искусству и архитектуре, захватническими войнами, - для которых деньги требовались от верующих.