Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема безопасности всегда была одной из актуальных проблем любого государства. Это один из центральных вопросов в теории и практике всех государственных и международных практиков. Безопасность идет бок о бок с международной политикой. Если обратится к истории, то можно увидеть, что все народности, империи и города воевали между собой. Причины были всегда примерно одни и те же: захватничество, борьба за лучшие экономические и географические расположения. Однако в настоящее время возникли гораздо более сложные угрозы, нежели нападение соседей. В современном мире человечество с терроризмом, экстремизмом и другими проблемами. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной или абсолютной, а останется относительной, и всегда будет зависеть от политической воли «государей».
Глава 1. Понятие международной безопасности и основные подходы к ее изучению
1.1. Понятие и виды международной безопасности
Международная безопасность - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.
Международная безопасность, также называемая глобальной безопасностью, - это термин, который относится к мерам, принимаемым государствами и международными организациями, например Организация Объединенных Наций, Европейский Союз и другие, для обеспечения взаимного выживания и безопасности. Эти меры включают военные действия и дипломатические соглашения, такие как договоры и конвенции. Международная и национальная безопасность неизменно связаны. Международная безопасность - это национальная безопасность или безопасность государства на глобальной арене .
С окончанием Второй мировой войны появился новый предмет академических исследований, сфокусированный на международной безопасности. Он начинался как самостоятельная область исследования, но был поглощен как подполя международных отношений. С момента своего появления в 1950-х годах изучение международной безопасности было в центре исследований международных отношений. Он охватывает такие ярлыки, как «исследования безопасности», «стратегические исследования», «исследования мира» и другие.
Значение слова «безопасность» часто трактуется как термин здравого смысла, который можно понять как «непризнанный консенсус». Содержание международной безопасности с годами расширилось. Сегодня он охватывает множество взаимосвязанных проблем в мире, влияющих на выживание. Он варьируется от традиционных или традиционных способов военной мощи, причин и последствий войны между государствами, экономической мощи до этнических, религиозных и идеологических конфликтов, торговых и экономических конфликтов, поставок энергии, науки и технологий, продовольствия, а также угроз безопасности человека и стабильности государств от деградации окружающей среды, инфекционных заболеваний, изменения климата и деятельности не- государственные субъекты .
В то время как широкая перспектива международной безопасности рассматривает все как вопрос безопасности, традиционный подход фокусируется в основном или исключительно на военных проблемах.
Эдвард Колодзей сравнил международную безопасность с Вавилонской башней и Роландом Пэрис (2004) рассматривает это как «в глазах смотрящего». Безопасность широко применялась для «оправдания приостановления гражданских свобод, ведения войны и массового перераспределения ресурсов в течение последних пятидесяти лет» .
Вальтер Липпманн (1944) рассматривает безопасность как способность страны защитить свои основные ценности , как в том смысле, что государство не должно жертвовать основными ценностями, чтобы избежать войны, и может поддерживать их, выиграв войну. Дэвид Болдуин (1997) утверждает, что обеспечение безопасности иногда требует принесения в жертву других ценностей, включая и. Ричард Уллман (1983) предположил, что уменьшение уязвимости - это безопасность.
1.2. Взаимосвязь международной и национальной безопасности
Традиционная парадигма безопасности относится к реалистичной конструкции безопасности, в которой Референтным объектом безопасности является государство. Распространенность этой теоремы достигла пика во время холодной войны. На протяжении почти полувека крупные мировые державы доверяли безопасность своей нации балансу сил между государствами. В этом смысле международная стабильность основывалась на предпосылке, что если государственная безопасность будет поддерживаться, то безопасность граждан обязательно последует. Традиционная безопасность опиралась на анархический баланс сил, наращивание военной мощи между Соединенными Штатами и Советским Союзом (двумя сверхдержавами) и на абсолютный суверенитет национального государства. Государства считались рациональными образованиями, национальными интересами и политикой, движимыми стремлением к абсолютной власти. Безопасность рассматривалась как защита от вторжения; выполняется во время прокси-конфликтов с использованием технических и военных возможностей.
По мере того, как холодная война спадала, стало ясно, что безопасности граждан угрожают трудности, возникающие в результате внутренней деятельности государства, а также внешних агрессоров. Гражданские войны становились все более частыми и усугубляли существующую бедность, болезни, голод, насилие и нарушения прав человека. Традиционная политика безопасности эффективно маскировала эти основные человеческие потребности перед лицом государственной безопасности. Из-за пренебрежения к своим составляющим национальные государства потерпели неудачу в достижении своей основной цели .
В исторических дебатах о том, как лучше всего достичь национальной безопасности, писатели вроде Гоббса, Макиавелли, и Руссо имел тенденцию рисовать довольно пессимистичную картину последствий государственного суверенитета. Международная система рассматривалась как довольно жестокая арена, на которой государства будут стремиться достичь собственной безопасности за счет своих соседей. Межгосударственные отношения рассматривались как борьба за власть, поскольку государства постоянно пытались использовать друг друга. Согласно этой точке зрения, постоянный мир вряд ли будет достигнут. Все, что могли сделать государства, - это попытаться уравновесить силы других государств, чтобы помешать кому-либо достичь общей гегемонии. Эту точку зрения разделяли такие писатели, как Э. Карр и Ханс Моргентау.
В последнее время традиционное понятие безопасности, ориентированное на государство, было оспорено более целостными подходами к безопасности. Среди подходов, направленных на признание и устранение этих основных угроз безопасности человека, есть парадигмы, которые включают совместные, всеобъемлющие и коллективные меры, направленные на обеспечение безопасности для человека и, как следствие, для государства.
Для повышения международной безопасности от потенциальных угроз, вызванных терроризмом и организованной преступностью, было усилено международное сотрудничество, что привело к транснациональной полицейской деятельности. Международная полиция Интерпол обменивается информацией через международные границы, и это сотрудничество значительно расширилось с появлением Интернета и возможностью мгновенно передавать документы, фильмы и фотографии по всему миру .
Глава 2. Правовые способы обеспечения международной безопасности
2.1. Международно-правовые меры по обеспечению международной безопасности
В современном мире все чаще проявляется тенденция возрастания угрозы безопасности как на территории государств, так и между ними. В условиях глобализации данные вопросы обретают еще большую актуальность, ведь «безопасность рассматривается в качестве главного критерия существования и развития личности, общества и государства».
Международная безопасность представляет собой систему международных отношений, которая основывается на соблюдении основополагающих принципов и норм международного права всеми государствами.
Для обеспечения социального мира и согласия на международном уровне создано ряд различных способов для поддержания мира. Структура международной безопасности включает целый комплекс различного рода компонентов, которые обеспечивают мир, безопасность, а также стабильное развитие международных отношений .
Главными способами обеспечения международной безопасности являются:
- договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами;
- объединение стран в многосторонние союзы;
- всемирные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности;
- демилитаризация, демократия и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.
Существуют два типа моделей международной безопасности.
Первый тип включает четыре модели:
1. Однополярная система. Данная модель предполагает существование одного государства – лидера, несущего звание сверхдержавы. Оно обеспечивает международную безопасность, размещая свои военные силы на территориях других государств.
2. Концепт держав. Эта модель представляет собой союз нескольких государств, которые являются высокоразвитыми государствами. Они создают союз, который берет на себя ответственность за поддержание стабильности и мира во всем мире.
3. Многополярная модель. Данная модель предусматривает наличие нескольких сверхдержав, которые являются лидерами в различных сферах.
4. Универсальная модель. Эта модель исходит из идеи о том, что добиться мира и согласия на международном уровне можно только тогда, когда все члены государств и мирового сообщества будут принимать участие в его обеспечении .
Второй тип включает три модели:
1. Коллективная безопасность. Суть данной модели состоит в наличии группы государств, которые объединены одной целью. В основном данная модель базируется на военно-стратегических проблемах, и данная сила направлена на потенциального врага. Примером могут выступать СНГ, ЕС и проч.
2. Всеобщая безопасность. Основа данной модели схожа с моделью коллективной безопасности, однако в данном случае организация должна быть более глобальной, включающей все страны. Организации типа ООН.
3. Кооперативная безопасность. Данная модель предполагает, что для обеспечения мира и безопасности необходимо сотрудничество между государствами, отдается предпочтение мирным средствам решения конфликтов.
Системы безопасности постоянно совершенствуются, так как появляются новые угрозы; и то, что являлось опасностью в конце XX – начале XIX в., сейчас таковой не является. К новым угрозам XXI в. относят терроризм, распространение оружия массового поражения, средства его доставки.
Терроризм, который раньше был больше локальным явлением, теперь стал глобальной угрозой: возросло количество его участников, расширилась география действий. Как идеологическую основу терроризм использует радикальное исламское течение.
2.2. ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире
Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.
Название "Объединенные Нации" было предложено президентом США Франклином Рузвельтом и было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций в 1942 году, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока .
30 октября 1943 года в декларации, подписанной в Москве, правительства СССР, Великобритании и США призвали к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности. Эта цель была позднее подтверждена на встрече в Тегеране 1 декабря 1943 года.
Первые контуры ООН были очерчены на конференции в особняке "Думбартон-Оукс" в Вашингтоне. На двух сессиях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 года, США, Великобритания, Китай и СССР договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации. Повторная встреча состоялась в феврале 1945 года в Ялте.
25 апреля 1945 года делегаты от 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференцию Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Делегаты подготовили Устав из 111 статей, который был единогласно принят 25 июня 1945 года. На следующий день делегаты его подписали. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м государством-основателем.
Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот ключевой документ, в котором были закреплены фундаментальные принципы межгосударственного взаимодействия, лег в основу послевоенного миропорядка и стал "краеугольным камнем" современной системы международного права.
Целями ООН, закрепленными в Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.
2.3. Средства обеспечения международной экономической безопасности
К средствам обеспечения национальной безопасности относится совокупность политических, дипломатических, экономических, правовых, военных и других мер, а также имущество, ресурсы и техника, используемые для обеспечения национальной безопасности .
Для предотвращения различного рода войн и мирного разрешения назревающих военных конфликтов (особенно на своей территории), нейтрализации и парирования внешних и внутренних угроз национальной безопасности большое значение имеет применение несиловых мер, к которым относятся следующие:
- политические меры – встречи глав государств, правительств, политических делегаций; переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений; проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработки рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку;
- дипломатические меры – переговоры по вопросам, вызвавшим напряжённость во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, гос. делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений;
- экономические меры – нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны путём принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств в торгово-экономической, научно-технической, финансовой и др. сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования; повышение устойчивости банковского сектора, исключающего возможность возникновения системных кризисов; повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, нелегальным вывозом капитала, а также борьбы с финансированием террористических организаций; обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.), повышение конкурентоспособности на основе технической модернизации национальной промышленности; создание условий для достижения уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир и политическую стабильность в стране; создание необходимого и достаточного государственного материального резерва (мощностей и материалов) для обеспечения мобилизационных нужд, а также стратегических запасов материальных ресурсов для противодействия резким конъюнктурным колебаниям на мировых товарных и фондовых рынках; создание законодательных и экономических условий снижения криминализации общества и хозяйственно-финансовой деятельности и др.
Заключение
На основании проведённого исследования можно сделать вывод о том, что проблема международной безопасности, как и само понятие безопасности, не изучено до конца. Это обусловлено, в первую очередь тем, что каждое новое десятилетие отмечено новым спектром глобальных, мировых угроз. В последние десятилетия для мировой общественности характерна тенденция объединенного мира. Решается судьба всего человечества, не поделенного на военно-политические блоки и союзы. Мировые аналитики и геополитики сошлись во мнении, что безопасность межгосударственного плана должна носить коллективных характер. Только действуя совместно можно эффективно бороться с современными угрозами.
В настоящее время одной из наиболее острых проблем стали экстремистские настроения, террористические действия, поражающие мировую общественность своей жестокостью, развитие информационных ресурсов, влекущие за собой всеобщую глобализацию и т.д. Столкнувшись с новыми проблемами, ученые и аналитики взялись за разработку качественно новых концепций и теорий по борьбе за международную безопасность, однако какой-либо общей концепции, универсальной для всего сообщества, пока нет. Каждая теория имеет свои недостатки, связанные с идеологическим настроем их авторов. С одной стороны, необходим некий синтез различных концептуальных стратегий, способных эффективно и оперативно бороться с мировыми угрозами. А с другой – требуются качественно новые действия со стороны международного сообщества для каждой конкретной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. 1994. № 238–239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Абашидзе, А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров. Учебное пособие для бакалавриата и магистратур. / А.Х. Абашидзе. – М.: Юрайт, 2019. – 222 с.
4. Агеев, А. А. Международно-правовое и военно-правовое измерение государственной безопасности / А.А. Агеев // Военное право. 2019. – № 2(54). – С.10–20.
5. Бекяшев, К. А. Международное право. Учебник для бакалавров. / К.А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2019. – 896 с.
6. Богуславский, М.М. Проблемы соотношения международного публичного и международного частного права / М.М. Богуславский // Молодой ученый. – 2019. – №28. – С. 707-709.
7. Гетьман-Павлова, И. В., Постникова Е. В. Международное право. Учебник. / И.В. Гетьман-Павлова. – М.: Юрайт, 2019. – 560 с.
8. Ильинская, О.И. Право международных договоров. / О.И. Ильинская. – М.: Статут, 2020. – 160 с.
9. Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
10. Кешнер, М. В. Право международной ответственности. / М.В. Кешенер. – Учебник. М.: Проспект, 2017. – 240 с.
11. Коваль, В. Н. Международное морское право (частное и публичное). Учебник. / В.Н. Коваль, О.С. Стаценко, А.П. Никитина. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2017. 228 с.
12. Кожевников, В.В. К проблеме диспозитивных норм частного и публичного права современной России / В.В. Кожевников // Журнал российского права. – 2017. – № 8 (248). – С. 16-28.
13. Кожевников, О.А. Некоторые тенденции взаимодействия публичного и частного права в современной России / О.А. Кожевников // Правоприменение. – 2019. – Т. 1. – № 4. С. 5-13.
14. Кудряшов, В. В. Право международных финансовых организаций. Учебное пособие. / В.В. Кудряшов. – М.: КноРус, 2020. – 286 с.
15. Куковский, AA. Актуальные вопросы обеспечения безопасности в современном мире / А.А. Куковский, А.В. Петров, П.Д. Рослое // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. 2016. № 2. – С. 47–52.
16. Лазутин, Л. А., Лихачев М. А. Международное гуманитарное право. Война, память, справедливость (юридические и исторические аспекты). / ЛА, Лазутин. – М.: Юрайт, 2020. – 312 с.
17. Мартенс, Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах. Том 2. / Ф.Ф. Мартенс. – М.: Зерцало, 2018. – 432 с.
18. Международное право: учебник / Б.М. Ашавский, М.М. Бирюков, В.Д. Бордунов и др.; отв. ред. С.А. Егоров. М.: Статут, 2015. – 848 с.
19. Международное право. Учебник / под ред. Егоров С. А. М.: Статут, 2016. – 848 с.
20. Международное право. Учебник для академического бакалавриата. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Капустин А. Я. М.: Юрайт, 2017. – 282 с.
21. Международное экологическое право / отв. ред. Валеев Р. М. М.: Проспект, 2020. – 680 с.
22. Мельниченко, Р. Г. Международное право. Учебное пособие. / Р.Г. Мельниченко. – М.: Солон-Пресс, 2020. – 112 с.
23. Мишальченко, Ю. В. Понятие и сущность международной безопасности / Ю. В. Мишальченко, В. А. Шашин. // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 152-155.
24. Русинова, В.Н. Права человека в вооруженных конфликтах: проблемы соотношения норм международного гуманитарного права и международного права прав человека: монография. / В.Н. Русинова. – М.: Статут, 2015. – 384 с.
25. Трошкина, Т.В. Соотношение частного и публичного права в РФ / Т.В. Трошкина // Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2020. – № 3 (13) – С. 162-165.
26. Труханов, В. А. О возможности использования понятийного аппарата теории национальной безопасности в политической теории / В.А. Труханов // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности сбор-ник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией В. С. Слобожниковой, И. В. Суслова. – 2019. – С. 136–142.
27. Усманов, Р.М. К вопросу о соотношении международного публичного права и международного частного права / Р.М. Усманов // Colloquium-journal. – 2020. – № 2-2 (13). – С. 61-62.
28. Чапчиков, С. Ю. Предмет правового регулирования права национальной безопасности / С.Ю. Чапчиков // Ценности и нормы правовой культуры в России IV Международный круглый стол, сборник научных статей IV Международного круглого стола, посвященного дню рождения И. А. Ильина, русского философа и юриста. – 2018. – С.191–204.
29. Чернявский, А. Г., Синяева Н. А., Самодуров Д. И. Международное право. Учебник. / А.Г. Чернявский, Н.А. Синяева, Д.И. Самодуров. – М.: КноРус, 2020. – 536 с.
30. Шамаров, П. В. Обеспечение национальной безопасности России: сущностное содержание и проблема миротворчества / П.В. Шамаров // Вопросы политологии. 2019. – Т.9. № 5(45). – С.1041–1048.
31. Шумилов, В.М. Международное право. / В.М. Шумилов. - М.: Юстиция, 2018. - 528 с.