Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты мышления детей школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Мышление как психическая функция человека
Вопросы изучения процесса мышления у индивидов различных возрастных категорий до сих пор волнуют многих ученых В. Г. Асеев, Л.А. Венгер, Б. С. Волков [2, 5, 11, 15]. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной [11], так и в зарубежной литературе. [21]
В настоящее время отсутствует общепринятое определение термина «мышление», в зависимости от научных взглядов, многие авторы трактуют данное понятие по-разному.
Так, например, ученые-психологи (Л.С. Выготский, И.П. Павлов, В.В. Лебединский и др.) [11, 17, 18, 20] считали мышлением совокупность умственных процессов, которые выполняют основную функцию познания окружающей действительности, путем анализа и синтеза понятий. Иначе говоря, мышление способствует осознанию человеком того, что его окружает, а также способствует выстраиванию логических взаимосвязей между объектами.
Т. А. Власова, К. С. Лебединская говорят, что мышление принято считать высшей психической функцией, в отличие от животных у человека она достаточно развита. В психологии существуют различные методики, которые изучают процесс развития мышления у человека [18, с. 76-80]. Как правило, уровень мышления приравнивают к коэффициенту интеллекта, который предложил Бине – всем известное обозначение IQ. [11, с. 32]
А. Спиноза говорил, что мышление – это высшая ступень познания и освоения мира, которое проявляется в различных целях, идеях и теориях человека. Мышление, в философском понимании, выражается и проявляется в различных формах практической и духовной деятельности человека. В зависимости от научных взглядов, философы придерживались своей точки зрения относительно мышления.
Основными признаками мышления являются:
Опосредованность.
Д. Вулдридж [16, с. 67] указывал, что индивидуальное мышление человека опосредовано развитием мышления социума в котором он находится.
П. П. Блонский отмечает, что мышление – это своеобразная модель восприятия человеком окружающей действительности, его личная модель вселенной, которая находится внутри него. Оно формируется в среде себе подобных, где есть возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. [9, с. 245]
Обобщенность.
Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова говорят, что мышление – это обобщенное познание существенных свойств и явлений окружающей действительности, а также выделение взаимосвязи между этими объектами на основании одного или множества признаков. Например, говоря про поезд или самолет, мы имеем ввиду общий вид транспорта, который летает по воздуху или ходит по рельсам, не выделяя типы и классы данных средств передвижения. [7, с. 101]
Целенаправленность и произвольность.
П. П. Блонский отмечает, что мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению. [9, с. 251]
Б. С. Волков, Н. В. Волкова говорят, что мышление всегда целенаправленно. Например, потребность вечной молодости порождает цель пластических операций и косметологических процедур, таким образом происходит мысленный поиск решений, который впоследствии укрепляется волей, ведущей к достижению поставленной цели. [14, с. 283]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Асеев В. Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1984. - 320 с.
3. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - 325 с.
4. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. - М., 1985. - 218 с.
5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. - М., 2001. - 300 с.
6. Бехтерев Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л., 1971. - 271 с.
7. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагенство, 1994. - 68 с.
8. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А. В. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
9. Блонский П. П. Педология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с.
10. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
11. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1983г. №2.
12. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т., - СПб.: Изд-во Ленинградсткого университета, Т. 3. 1981. - 325 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Московского университета, 1992. - 272 с.
14. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. - М.: Академия, 1994. - 296 с.
15. Волков Б. С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
16. Вулдридж Д. Механизмы мозга. - М.: Мир, 1965. - 344 с.
17. Выготский Л. С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
18. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1973. - 421 с.
19. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 5.
20. Выготский Л. С. Умственно отсталый ребёнок. - М., 1956. - 290 с.
21. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
22. Детская практическая психология./Под ред. Богдана Н. Н. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 116 с.