Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 …………………………………………………………………………….5 1.1. Понятие фольклоризма 5
1.2. Формы работы писателей над фольклором 7
Глава 2…………………..……………………………………………………….10 2.1. Особенности использования Носовым календарного и семейного фольклора в повестях о детстве 10
2.2. Особенности использования Носовым сказки и былички в повестях о детстве 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления
2
Русские русские песенники Шейна и Киреевского, Островский также был в контакте с московским кружком "неизвестных учеников" русской песни, чьим опытом он неоднократно пользовался. И не только в Москве: например, мелодию песни "Прощай, внучка моя" (в пьесе "Воевода") подслушал драматург в Костромской губернии. Короленко записал в блокнот песни сибирских шахтеров. Лесков охотно собирал всевозможные легенды, анекдоты, религиозные предания, духовные стихи, народные пословицы и поговорки.
Эта увлекательная работа была также сделана теми писателями, которые в основном интересовались жизнью города, его интеллектуальными и мещанами. Работая над «Братьями Карамазовыми», Достоевский записал бытовавшую в народе легенду о луковке: «Эта драгоценность записана мною со слов одной крестьянки и, уж конечно, записана в первый раз». Подобно профессиональному фольклористу, Достоевский характеризовал среду, в которой «бытовало» это произведение: «Песня, пропетая хором (во время кутежа Дмитрия Карамазова в Мокром), записана мною с натуры и есть действительно образчик новейшего крестьянского творчества». Или в другом месте: «Сочинялась она (песня) у купеческих приказчиков... и перешла к лакеям, никем никогда из собирателей не записана и у меня в первый раз является».
Виднейшим собирателем фольклорных сокровищ своей страны был и М. Горький. В юности он мог часами говорить как сказитель. Этому он научился у бабушки; «кажется, я и думал в формах ее стихов», — вспоминал он впоследствии.
Несколько десятилетий спустя Горький вспомнил сказки и песни, которые слышал в детстве. Они сохранились в его памяти с такой ясностью и свежестью, что писатель смог сравнить их с текстами фольклорных сборников.
Странствуя по югу России, как и в первый период творчества, когда еще продолжались его пешие странствия, Горький заполнял целые тетради записями народных песен и легенд. «Мною в 90-х годах, — вспоминал он в письме к своему биографу И. А. Груздеву, — были записаны десятки песен несомненно подлинно народных, они погибли в Жандармском Управлении, а раньше — я утопил целую тетрадь записей в Керченском проливе. По сей день жалею: песен этих нет нигде у собирателей»
Методы собирания писателями реалий фольклора многообразны: к ним принадлежат и недолгая беседа писателя с своеобразным человеком из народа и планомерно проводимые путешествия писателя в глухие углы своей страны. Образцом первого могут служить систематические беседы Толстого со всякого рода странниками и богомольцами, которых он встречал во время прогулок по Тульскому шоссе; образцом второго — поездка Пушкина в Заволжье с целью собирания материалов о Пугачеве, в том числе и народных воспоминаний о нем. В творческой работе Некрасова оба эти способа общения с народом органически сочетались в одно целое.
Исключительно велико воздействие фольклора на язык литературы. Через посредство устного народного творчества в произведения писателя вливается живая и образная речь крестьянской и рабочей массы.
Как ни существенны, однако, эти воздействия отдельных компонентов устно-поэтической структуры, ими далеко не исчерпывается воздействие фольклора на писателя. На него в гораздо большей мере действует самая эстетика народного творчества, полная глубокой непосредственности, жизненная по содержанию и предельно простая по своей форме.
Произведения фольклора не могут быть механически перенесены в книжную литературу или воспроизводиться писателем в одних своих внешних особенностях.
Глава 2.
2.1. Особенности использования Носовым календарного и семейного фольклора в повестях о детстве
По сложившейся традиции имя Е. И. Носова ассоциируется прежде всего с сельской прозой. Большая часть исследователей рассматривают творчество писателя в рамках эстетики сельской прозы, военная тема отодвигалась на второй план, а сам писатель говорил, что «вообще тема войны не является для меня главной, как, например, у Василия Быкова или Юрия Бондарева... Главной темой была и остается деревня, ее насущные проблемы… Но война жива в истории деревни. Ведь общество не привело себя в порядок после войны, я смотрю на человека из деревни, который прошел через войну, знает ее суровую правду».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алентьева М. А. Фольклорные мотивы и литературные источники как факторы межкультурного диалога в русской стихотворной сказке начала XIX века: автореф. дис. канд. филол. наук. / М.А. Алентьева; Майкоп, 2007, 26 с.
2. Аникин Г.В. История английской литературы / Г.В. Аникин, Н.Л. Михальская. - М.: Высшая школа, 1988. - 425 с.
3. Аникст А. История английской литературы / А. Аникст - М.: Гослитиздат, 1956. - 580 c.
4. Ведерникова Н.М. Мотив и сюжет волшебной сказки / Н.М. Ведерникова // Филологические науки. М., 1970. № 2. С. 58.
5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский; Ред. В. М. Жирмунский ; Институт литературы АН СССР (М.). - Л. : Худож. лит., 1940. - 648 с.
6. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики / Н.Я. Дьяконова. - М.: Наука, 1978. - 202 с.
7. Клименко Е. И. Народная речь в романах Вальтера Скотта / Е.И. Клименко // Учен. зап. Ленингр. ун-та, № 212. Серия филолог. наук, вып. 28. Зарубежная литература, 1956, с. 108.
8. Клименко Е.И. Традиция и новаторство в английской литературе / Е.И. Клименко. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. – 190 с.
9. Малкова, Т. Ю. Литература и фольклорная традиция: формы русских народных представлений о демонических силах в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Т. Ю. Малкова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 29-32
10. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора / Г.А. Левингтон // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 307-308.
11. Мелетинский Е. М. Классические формы мифа. - М.: РАН, 1995. – 409 с.
12. Неклюдов С.Ю. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов / С.Ю. Неклюдов // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 224.
13. Носов Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. Т.4: Травой не порастет...: Повесть, рассказы. Защищая жизнь...: Статьи, очерки, интервью о войне/Сост. Е.Д. Спасская. М.: Русский путь, 2005. 432 с.
14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2009. – 336с.
15. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2006. – 128 с.
16. Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива / Б.Н. Путилов // Наследие Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб., 1992. С. 79
17. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. / Б.Н. Путилов. - СПб., 1994. – 172 с.
18. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта / Б.Г. Реизов. - М., 1965. – 498 с.
19. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии / И.В. Силантьев. - Новосибирск, 1999. 69 с.
20. Типология литературного фольклоризма: На материале истории русской литературы // А.И. Лазарев. – Челябинск: Урал. гос. ун-т, Челяб. гос. ун-т, 1991. – 96 с.
21. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.
22. Тюпа В.И, Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как научная проблема / В.И. Тюпа, Е.К. Ромодановская // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы: От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. – 192 с.
23. 85.Федоров В.И. История русской литературы: ХУШ в. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с. 86.
24. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе ХУШ в. – М.: Просвещение, 1979. – 156 с. 87.
25. Федоров В.И. Русская литература ХУШ века. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990. – 351 с. 88.
26. Федорова В.П. Народные лирические песни в современном Зауралье. В помощь лекторам, учителям, работникам библиотек, собирателям устной народной поэзии. - Курган, 1973. - 20 с.
27. Фольклор и литература: проблемы изучения. Сборник статей.
Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - 300 с.