Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации гарантирует каждому комплекс прав и свобод, направленных на реализацию и удовлетворение духовных и культурных потребностей. В настоящее время значимость группы культурных прав возрастает, поскольку без доступа к культуре, без повышения духовного потенциала человека и общества не может быть достигнуто «социальное качество жизни».
Права человека, как одна из наиболее сложных сфер в жизни общества требует постоянного мониторинга состояния их соблюдения и защиты. В российской юридической литературе существует множество работ, посвященных изучению правовой природы, сущности, особенностей обеспечения культурных прав, однако до сих пор не рассмотренным остается вопрос о комплексном исследовании права на доступ к культурным ценностям.
Важно оценивать конституционные права человека в их внутреннем единстве с системой органов государственной власти в Российской Федерации (при этом они должны быть согласованы с социально-экономическими, культурными показателями развития страны как демократического правового государства), а также с общепринятой оценкой их соблюдения со стороны международных организаций.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением прав и свобод личности в правовом государстве.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие права и свободы личности, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы ставится комплексное изучение обеспечения прав и свобод личности, как главная функции правового государства.
Задачами работы является:
• Рассмотреть сущность правового государства;
• Проанализировать функции правового государства;
• Исследовать понятие и современную классификацию прав и свобод человека и гражданина;
• Изучить современную систему защиты прав и свобод человека в правовом государстве;
• Выявить особенности реализации прав и свобод в современной России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Правовое государство
1.1. Сущность правового государства
Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.
Через понятие государства происходит рассмотрение содержания множества политико-правовых категорий, и отсутствие единого подхода к пониманию государства влияет на достоверность выводов по наиболее значимым научным проблемам.
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Так, часто государство рассматривается как основной элемент политической системы общества. В частности, А.В. Мелехин рассматривает государство в качестве основного звена политической системы общества, уделяет внимание отношениям государства с политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими структурами, органами местного самоуправления. Подобный подход встречается и в работах других ученых. С точки зрения удобства рассмотрения вопросов отношения государственной власти, выраженной в системе органов государственной власти, с элементами гражданского общества и иными институтами такой подход можно признать целесообразным, но с позиции науки это является недопустимым. Государство как единство публичной власти, населения и территории (в широком своем значении) не может быть основным элементом политической системы, так как политическая система формируется внутри государства. Значит, в вышеназванном случае государство понимается в узком смысле как система органов государственной власти, т.е. как механизм или аппарат государства.
Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.
Население, территория и публичная власть - это взаимосвязанные элементы в едином понятии государства. Связи между этими элементами также формируют содержание понятия государства и определяют специфику данного института.
Итак, государство - это общество, образованное в пределах относительно обособленной территории, в котором существует политически и территориально организованная суверенная публичная власть.
Определение государства через общество означает, что оно является первичной предпосылкой существования государства, обособлено в первую очередь территориально и организовано посредством деятельности публичной власти, действующей через свои политико-территориальные институты. Если же определять государство через организационную структуру, то элементы материального содержания государственности (население, территория) уходят на второй план, становятся второстепенными, что, на наш взгляд, не соответствует действительности.
Вместе с тем следует сделать оговорку на то, что такое определение более применимо к современным демократическим государствам и сформулировано на основе юридической науки, основанной на демократическом мировоззрении.
Конституция РФ закрепила формирование правового государства в качестве основной цели развития российской государственности. Одновременно в данном важнейшем документе предусматривался ряд действенных гарантий обеспечения таких ведущих принципов правового государства, как приоритет права над законом, верховенство закона и разделение государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Из них наиболее значимыми были: 1) создание Конституционного Суда РФ, призванного обеспечивать верховенство Конституции РФ; 2) признание приоритета принципов и норм международного права перед внутринациональным российским законодательством; 3) предоставление гражданам права обжаловать в судебные органы акты исполнительных органов государства, противоречащие федеральным законам.
Однако период формирования правового государства в России не ознаменовался сколько-нибудь значимыми успехами. Скорее наоборот, в стране заметно усилились явления и процессы, противоречащие целям правового государства: коррупция государственных чиновников, терроризм и пр. Обещанные Конституцией права и свободы для значительной части граждан России оказываются недоступными из-за высокого уровня безработицы и низкой заработной платы. Не обеспечивается принцип верховенства закона. Законодательные органы субъектов РФ еще не в полной мере устранили порочную практику принятия региональных законов, не соответствующих федеральным законам, а органы исполнительной власти не всегда обеспечивают неукоснительное действие законов, имеют место противоправные нормативные правовые акты и действия.
Негативные изменения произошли в правовой науке. Позитивистская правовая доктрина, безраздельно господствовавшая в умах российских правоведов и учебных курсах теории государства и права, ныне существенно сдала позиции под влиянием противоречий между позитивистским пониманием права и ведущим принципом правового государства - приоритетом права перед законом. Логическому единству и целостности позитивистской доктрины пришел конец. Если раньше все было просто и ясно - государство формирует волю народа на принятие определенных общеобязательных нормативных решений, то сейчас у общества и народа нет иного пути, кроме как неукоснительно исполнять действующие законы, иные нормативные правовые
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Российская газета, N 67, 05.04.1995.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
6. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
8. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р) // СЗ РФ. 2013. N 46. Ст. 5954.
9. Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 19.
10. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 62.
11. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. М.: Тесей, 2011. С. 98.
12. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18.
13. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. С. 58.
14. Гвоздева О.М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 3. С. 18.
15. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146.
16. Егорова Т.И. Некоторые вопросы ограничения правового статуса личности в современном обществе // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 9. С. 20.
17. Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 415.
18. Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7.
19. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 8. С. 24.
20. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. С. 46.
21. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 196.
22. Конституционно-правовая политика современной России: идеи, приоритеты, ценности, направления: монография / под ред. П.П. Баранова, А.И. Овчинникова. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2019. С. 102.
23. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С. 310.
24. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2014. С. 162.
25. Москалева О. Опасности, которые таит цифровизация // Жилищное право. 2017. N 10. С. 70.
26. Невинский В.В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12. С. 56.
27. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. С. 28.
28. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. N 6. С. 94.
29. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 172.
30. Проблему суда и правосудия в обществе достаточно интересно рассматривают французские авторы: Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004; Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 413 – 419.
31. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. 2019. N 5. С. 27.
32. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 34.
33. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. N 11. С. 69 - 82.
34. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.