Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Теоретические основы использования франчайзинговой сети в международном туризме 3
1.1 Характеристика франчайзинга и франчайзинговых отношений в международном туризме 3
1.2 Законодательство Российской Федерации в области франчайзинга 8
1.3 Зарубежный опыт применения франчайзинговых систем в международном туризме 10
2. Анализ деятельности туристского агентства «Сеть Турагентств Coral Travel» как участника франчайзинговой сети 15
2.1 Преимущества и недостатки вступления туристской компании во франчайзинговую сеть 15
2.2 Характеристика компании «Coral Travel» в качестве франчайзера 22
2.3 Характеристика туристского агентства «Сеть Турагентств Coral Travel» в качестве франчайзи 25
3 Разработка рекомендаций по развитию туристского агентства «Сеть Турагентств Coral Travel» как участника франчайзинговой сети 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Использование франчайзинга в наше время широко используется почти во всех сферах мировой экономики, а для отечественной экономики франчайзинг из актуальных вопросов.
Франчайзинг – это метод предпринимательства, благодаря которому предприниматель может войти в уже действующую большую сеть.
В современной рыночной экономике франчайзинг является одним из самых эффективных инструментов, который позволяет повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Бизнес, который получает передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособным на рынке.
Актуальность темы курсовой работы заключается в недооценке рынка франчайзинга в международном туризме в нашей стране. Рынок франчайзинга в России имеет огромный потенциал, но, однако, на данный момент, рынок франчайзинга находится на стадии формирования и нуждается в выработке комплексного знания о нем.
Цель темы курсовой работы заключается в анализе и изучении использования франчайзинга, как формы бизнеса в туристской индустрии.
Для достижения установленной цели нужно решить ряд задач, таких как:
- охарактеризовать франчайзинг и франчайзинговые отношения в международном туризме;
- рассмотреть теоретические основы использования франчайзинговой сети в международном туризме;
- обозначить проблемы и перспектив развития франчайзинга в России;
- проанализировать развитие франчайзинга на предприятии индустрии международного туризма;
- проанализировать деятельность туристского агентства «ХХХ» как участника франчайзинговой сети;
- разработать рекомендации по развитию туристского агентства «ХХХ» как участника франчайзинговой сети.
Объектом исследования выступает туристское агентство «Сеть Турагентств Coral Travel».
Предметом исследования является применение франчайзинга в туристской отрасли.
При написании работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный и метод обобщения.
1. Теоретические основы использования франчайзинговой сети в международном туризме
1.1 Характеристика франчайзинга и франчайзинговых отношений в международном туризме
Смысл соглашения о франчайзинге состоит в том, что головная фирма заключает договор с организацией о предоставлении ей исключительного права на реализацию услуг под торговой маркой головной компании, то есть небольшая и малоизвестная гостиница включается в сбытовую сеть известной гостиничной цепи, что расширяет возможности последней контролировать рынки с минимальными затратами.
Франчайзинг – вид предпринимательской деятельности, основанный на договоре, согласно которому франчайзор передает франчайзи права на пользование его торговой маркой на платной основе.
Франчайзи – компания, которая получает права на использование торговой марки франчайзора.
Франчайзор – компания, имеет известную торговую марку и передает плату за ее использование франчайзи.
Франшиза — это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Под франшизой также понимается полная бизнес-технология, франчайзинговый пакет.
Франчайзинговые платежи — все отчисления франчайзи франчайзеру в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить:
• на разовые, первоначальные единовременные платежи, которые производятся из собственных средств франчайзи и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нематериальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору франшизы;
• на периодические отчисления в зависимости от объемов продаж, которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы, связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет соответственно включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ или оказания услуг.
Если условиями франчайзинга не предусмотрено иное, правообладатель обязан:
• обеспечить регистрацию договора;
• оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
• контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК РФ).
С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:
• использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;
• обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
• соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
• оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
• не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
• предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;
• информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии (ст. 1032 ГК РФ).
К основным преимуществам организации деятельности турфирмы или гостиницы на основе договора франчайзинга с известной компанией с можно отнести следующие:
• экономию средств на продвижении услуг франчайзи, поскольку бренд уже известен и признан на рынке;
• гарантию высокого качества услуг благодаря разработанным франчайзером процедурам и стандартам обслуживания;
• гарантию компетентного управления за счет постоянного контроля со стороны франчайзера;
• подключение фирмы к международным системам бронирования и включение в директорий франчайзера;
• обучение персонала, общую маркетинговую политику и рекламу и так далее.
Флагманом отечественного франчайзинга остается сектор розничной торговли — в нем задействовано свыше 30 % от общего числа франчайзеров в России и более 35 % российских франчайзи. На втором месте — сектор общественного питания (27 % франчайзеров и 22 % франчайзи). Замыкает тройку лидеров сфера услуг — 12 % франчайзеров и 16 % франчайзи.
В среднем по России на одного франчайзера приходится около шести франчайзи. Больше половины систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом существует тенденция к укрупнению франчайзинговых систем.
Свыше 97 % операторов работает со стационарных точек. Количество мобильных и надомных франчайзи невелико. Около 60 % франчайзеров применяют мастер-франшизу (тип соглашения, при котором права на заключение франшизных соглашений переходят к франчайзи, который в таком случае становится мастер-франчайзи).
В России при создании гостиниц, принадлежащих мировым гостиничным цепям, наиболее распространен франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети: отель «Националь» (сеть
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 05.07.2019) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф - Электрон. дан. - [М, 2011]
2. Постановление ГД ФС РФ от 26.11.2010 №4532-5 ГД «О проекте Федерального закона №392449-5 «О внесении изменений и дополнений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф - Электрон. дан. - [М, 2011].
3. Волков, А.С., Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. - М.: Вершина, 2006. - 328 с.
4. Довгань, В.В., Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: (Организация, технология, методы, аспекты). Практическое пособие для предпринимателей. - Тольятти: Дока-Пресс, 2004. - 231 с.
5. Есютин, А.А., Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.
6. Качканов, В.П., Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории / Сборник статей участников международной научной конференции «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории». Том 1 / под ред. д.э.н. К.А. Хубиева - М.: ТЕИС, 2006. - 129 с.
7. Лебедев, В.И., Франчайзинг по-русски. Мифы и реальность. - СПб.: Вектор, 2006. - 160 с.
8. Матанцев, А.Н., 600 способов продвижения торговой марки. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. - 352 с.
9. Мендельсон М., Руководство по франчайзингу: пер. С англ. - М.: Соваминко, 2008. - 176 с.
10. Рыкова, И.В., Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. - М.: Современная экономика и право, 2007. - 224 с.
11. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса / под ред. Д.Н. Землякова, М.О. Макашева, - М.: Юнити-Дана, 2003. - 223 с.
12. Шейн, С., От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / пер. с англ. О.В. Теплых; под науч. редакцией Е.Е. Козлова - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 208 с.
13. Артеменков, И.А. Стоит начать с франчайзинга // Экономика и жизнь. - 2008. - №6. - С. 22-26.
14. Балахонцев, А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №3. - С. 63-67.
15. Бондаренко, Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России // Финансы. - 2008. - №3. - С. 20-27.
16. Васильев, Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России // Финансы. - 2006. - №2. - С. 26-29.
17. Жиков, Я.Л. Франшиза - начало успешного бизнеса // Управление компанией. - 2007. - №1. - С. 10-11.
18. Иванов Г.Н. Франчайзинг // Настольный помощник турагента «Тонкости продаж». - 2010. - №11. - С. 87.
19. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе // Экономика и управление. - 2008. - №1. - С. 122-125.
20. Ковалевский, А.Д. Групповой метод // Бизнес-журнал. - 2008. - №4. - С. 12-14.
21. Ленц, Е. Брэнд или формат: проблема выбора // Бизнес-журнал. - 2007. - №10. - С. 28-31.
22. Лесник, А.Л. Проблемы и перспективы франчайзинга в гостиничном бизнесе России // Отель. - 2009. - №1. - С. 23-29.
23. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник ДВГАЭУ. - 2004. - №3 (11). - С. 23-32.
24. Маккоскер, К. Франчайзинг - пример взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей // Малый бизнес, рынок и общество. - 2009. - №6. - С. 85-91
25. Марков, С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №3. - С. 104-107
26. Митягин, В.Г. Правда о франчайзинге // Бизнес-журнал. - 2007. - №17. - С. 54-56.
27. Новосельцев, Р.П. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. - 2007. - №6. - С. 16-21.
28. Орлова, О. Договор франчайзинга // Право и экономика. - 2006. - №7. - С. 45-47.
29. Панина, М.Н. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке // Деньги. - 2008. - №2. - С. 9.
30. Панюкова, В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №2. - С. 75-80.
31. Панюкова, В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №6. - С. 88-93.
32. Рыкова, И.В. За что платит франчайзи? // Бизнес для всех. - 2007. - №10. - С. 8-12.
33. Савина А.В. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. - 2008. - №15. - С. 122-165.
34. Статкуса, А.П. Франшизные соглашения: перспективный путь // Человек и труд. - 2006. - №2. - С. 95-97.
35. Суханов, В.А. Коммерческая концессия // Хозяйство и право. - 2008. - №5. - С. 15-23.
36. Танавская, Л.В. С вывеской на перевес // Коммерсантъ. - 2006. - №25. - С. 17-21.
37. Тотьев, К.П. Коммерческая концессия // Известия делового мир. - 2009. - №5. - С. 11-17.
38. Филипова, И.А. Успешный опыт применения франчайзинга в сфере услуг // Маркетинг услуг. - 2008. - №2. - С. 192-199.
39. Экнодносова, О.Г. Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ // Практический маркетинг. - 2008. - №4. - С. 30-32.