Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Футбол является самым популярным видом спорта в нашей стране. Не вызывает сомнений, что занятия футболом в школьном возрасте способствуют гармоничному физическому развитию при условии, что система тренировок построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Однако многочисленные исследования показывают, что специализация футбольных игроков накладывает отпечаток не только на их физические, но и на психологические, а также на интеллектуальные способности. Это особенно актуально в возрасте 12 – 13 лет, когда происходит активное формирование психических структур. Таким образом, тема данного исследования является актуальной.
Цель исследования: провести анализ прогностической мыслительной способности у футболистов возрастной группы 12 - 13 лет при разном амплуа в команде.
В задачи исследования входило:
1. Охарактеризовать понятие о прогностическом мышлении
2. Провести обзор различных амплуа в футбольной команде
3. Провести эмпирическое исследование мыслительной способности у футболистов возрастной группы12 – 13 лет при разном амплуа в команде
Объект исследования – прогностическая мыслительная способность
Предмет исследования – прогностическая мыслительная способность у футболистов возрастной группы 12 - 13 лет при разном амплуа в команде.
Гипотеза исследования: существуют различия в мыслительной деятельности у футболистов возрастной группы 12 - 13 лет при разном амплуа в команде, а именно:
1. Существуют различия в прогностической способности мыслительной деятельности.
2. Существует взаимосвязь между прогностической способностью, символическим и логическим мышлением.
Методологическую основу исследования составили концепции единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, К.К. Платонова и др.; теоретические подходы к социально-психологическому исследованию личности Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Д. Майерса, В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, Н.Н. Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульхановойа-Славской, Н.Р. Битяновой, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ психолого-педагогической практики, анкетирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования прогностической мыслительной способности у футболистов возрастной группы 12 - 13 лет при разном амплуа в команде
1.1. Понятие о прогностическом мышлении
Мыслительная деятельность человека, как и вся его жизнь, происходит в различных состояниях сознания, что позволяет личности постоянно развиваться. В одних состояниях личность глубоко и разносторонне включается во внешний энерго-информационный поток, в других состояниях она погружается в свой внутренний мир. Полученные при этом знания и опыт служат основой формирования одной из функций мышления — прогностической.
Многие вызовы и проблемы, с которыми сталкивается индивид или общество в целом, решаются с помощью ряда усилий, включающих прогностическое мышление и рассуждение. Таким образом, способность к прогностическому мышлению может рассматриваться как важнейший инструмент обеспечения благосостояния и осмысленного существования как отдельного человека, так и общества [17].
Этот тип мышления направлен на решение сложных проблем, поэтому он требует реорганизации всех соответствующих переживаний в ситуации или устранения препятствий вместо того, чтобы соотноситься с этими переживаниями или идеями. Это проницательный когнитивный подход в прогностическом мышлении, поскольку умственная деятельность здесь не предполагает механического пробного и ошибочного типа усилий.
В прогностическом типе мыслительные процессы принимают во внимание все соответствующие факты, расположенные в логическом порядке, чтобы прийти к решению проблемы. Данный тип мышления также связан со способностью человека создавать или конструировать что-то новое, новое или необычное. Он ищет новые отношения и ассоциации для описания и интерпретации природы вещей, событий и ситуаций. Здесь индивид сам обычно формулирует доказательства и инструменты для их решения. Например, ученые, художники или изобретатели.
Выделяют следующие особенности прогностического мышления
1. Прогностическое мышление во всех его формах и проявлениях является абсолютно внутренним психическим процессом и, следовательно, должно рассматриваться как важный компонент когнитивного поведения человека.
2. Каждый из нас способен к прогностическому мышлению, и поэтому это универсальное явление.
3. Прогностическое мышление приводит к созданию чего-то нового или нового, включая новую форму расположения старых элементов.
4. Прогностическое мышление во всех его измерениях включает дивергентное мышление вместо обычных и конечных типов конвергентного мышления. Интеллект должен иметь полную свободу, чтобы создать новую идею.
5. Поле прогностического мышления и его внешняя часть достаточно обширны и построены широко. Оно охватывает все аспекты человеческих достижений, присущих жизни отдельного человека [3].
Следует отметить, что прогностическое мышление - это тип мышления, который помогает человеку отойти от своих личных убеждений, предрассудков и мнений, чтобы разобраться в вере и открыть истину, даже за счет своей основной системы убеждений. Здесь человек прибегает к более высоким когнитивным способностям и навыкам для правильной интерпретации, анализа, оценки и вывода, а также объяснения собранной или сообщенной информации, что приводит к целенаправленному непредвзятому и саморегулирующемуся суждению [7].
«Идеальный мыслитель» обычно любознателен, хорошо информирован, непредубежден, гибок, справедлив в оценке, свободен от личных предубеждений и предрассудков, честен в поиске соответствующей информации, искусен в правильном использовании таких способностей, как интерпретация, анализ, синтез, оценка и составление выводов и умозаключений и т.д.
В целом прогностическое мышление - это хорошо дисциплинированный мыслительный процесс более высокого порядка, который включает в себя использование когнитивных навыков, таких как концептуализация, интерпретация, анализ, синтез и оценка для получения беспристрастного, обоснованного и надежного суждения о собранной или сообщенной информации или данных в качестве руководства к своим убеждениям и действиям [7].
При развитии прогностического мышления следует учитывать, что это один из важнейших аспектов процесса обучения. Наша способность учиться и решать проблемы зависит от нашей способности правильно мыслить, что помогает нам адаптироваться и необходимо для успешной жизни. Только те люди, которые могут мыслить четко, конструктивно и тщательно, могут внести очень большой вклад в развитие общества.
Поскольку ни один человек не рождается мыслителем, он должен развивать прогностическое мышление. При этом различные учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, что приоритетно – наследуемые факторы или жизненный опыт [27].
Наследуемость прогностического мышления — параметр, который две стороны интерпретируют по–разному, — не показывает, как можно было бы предположить, насколько интеллект и мышление регулируются генами. Она описывает разнообразие интеллекта в популяции и насколько именно эта изменчивость обусловлена генетически. Какой–либо признак может полностью регулироваться генетикой, но если в популяции нет разнообразия, то наследуемость этого признака будет равна нулю. Интеллект почти наверняка задается генетикой, но ни один аллель, ответственный за него, еще не идентифицирован сколько–нибудь достоверно, вероятно потому, что каждый из аллелей вносит слишком маленький вклад, чтобы его можно было выявить существующими методами [20].
Две стороны, участвующие в дискуссии об IQ, не столь уж далеко расходятся в фактах, учитывая, что обе соглашаются с наличием фактора среды. Учёные допускают, что, если сделать поправку на социоэкономический статус, с которым коррелирует IQ, показатели афроамериканцев повысятся на 5 баллов, до 90. Это ненамного больше разрыва между американцами европейского и азиатского происхождения, до которого, по–видимому, никому нет дела [21].
Почему же тогда идет столь бурная и ожесточенная дискуссия? Остроту ей придает то, что эти две позиции приводят к различным результатам в политическом выборе. «Наследственники» заявляют: поскольку разрыв в IQ преимущественно врожденный, то программа раннего развития Head Start провалилась, как и было предсказано Артуром Дженсеном в 1969 г., и такая же судьба ждет аналогичные проекты. Средовики отрицают это, утверждая, что разрыв в уровне образования сокращается и что успешности афроамериканцев препятствует расистский характер общества.
Нет необходимости решать этот вопрос здесь. Глобальный IQ — несколько менее эмоционально заряженная тема, к тому же представляющая большой интерес с точки зрения эволюции, поскольку уровень интеллекта отражает эволюционные изменения в мозге и поведении. Кроме того, интеллект является одной из немногих поведенческих черт, для которых существуют обстоятельные характеристики для населения во всем мире.
Главные сторонники тезиса о глобальном характере связи между уровнем IQ и уровнем богатства — Ричард Линн, психолог из Ольстерского университета, и Тату Ванханен, политолог из Университета Тампере в Финляндии. Они собрали данные по всему миру и рассчитали корреляцию между уровнем интеллекта, измеренным при помощи тестов IQ, и разнообразных критериев экономического успеха, таких как ВНП на душу населения [4].
Таким образом, к настоящему времени доказана важность развития прогностического мышления. Также установлено, что наряду с врождёнными
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Аверьянов, И. В. Психомоторные показатели как критерии игрового амплуа футболистов 13 – 14 лет / И. В. Аверьянов, А. И. Кузнецов // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 149-153.
2. Арбузин, И. А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск, 2006
3. Волков, С. В. К вопросу особенностей тактического мышления футболистов // Молодёжь Сибири - науке России. Материалы международной научно-практической конференции. Составитель: Т.А. Кравченко, Главный редактор: Забуга В.Ф.. 2015. С. 46-48.
4. Воронин, Е. В. Роль показателей оперативного мышления в деятельности футболистов различного амплуа // Совершенствование учебного процесса по дисциплине "Физическая культура" в условиях современного вуза. Материалы I Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 50-летию основания кафедры физического воспитания в НИУ "БелГУ" и 60-летию профессора А.А. Горелова. 2012. С. 97-105.
5. Воронова, В. И. Психологические профили футболистов разной квалификации с учётом игрового амплуа // Спортивный психолог. 2009. № 1. С. 45-50.
6. Долгов, А. Я. Методика развития тактического мышления у юных футболистов в учебно-тренировочных группах. 1-3 год обучения. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Москва, 1990
7. Драндров, Г. Л. Характеристика игрового мышления футболистов и методические подходы к его развитию // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 990.
8. Зайченко, А. С. Совершенствование скоростных качеств физической подготовки футболистов различного игрового амплуа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 34-36.
9. Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. - СПб., 1996. - 324 с.
10. Иванов, О. Н. Педагогический контроль подготовленности вратарей в мини-фуболе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2011
11. Исупов, Л. Н. Значение мышления в игровой деятельности футболистов // Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты. Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 13-15.
12. Карманчиков, А. И. Определяющая роль педагогики в формировании прогностического мышления // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития. Материалы XIV Международной научной конференции. Министерство экономики Республики Беларусь, НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2013. С. 89-90.
13. Карманчиков, А. И. Формирование прогностического мышления как важный фактор повышения качества образования // ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Сборник статей заочной Международной научно-практической конференции. Воронежский филиал Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), кафедра "Техносферная безопасность". 2013. С. 325-329.
14. Карманчиков, А. И. Прогностическое мышление – важный фактор формирования информационной культуры личности // Проблеми формування інформаційної культури особистості = Проблемы формирования информационной культуры личности. Матерiали Всеукраїнськаоi науково-практичнji конференцii з мiжнародною участю. главный редактор: Г. I. Батичко. 2013. С. 159-160.
15. Кванин, А. В. Теоретические аспекты развития пространственного мышления юных футболистов на этапе начальной специализации // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов VII-й международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2014. С. 133-140.
16. Кожевников, В. С. Объективизация процесса отбора футболистов при определении игрового амплуа // ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Материалы VII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием . Общая редакция: А.Э. Страдзе, Редколлегия: В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, И.И. Столов. 2017. С. 147-149.
17. Козлов, Я. Е. и др. Влияние психологических качеств футболиста на уровень тактической подготовки // Игровые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных статей 1-й Международной научно-практической конференции, посвященной памяти ректора ВГИФК Владимира Ивановича Сысоева. Воронежский государственный институт физической культуры. 2018. С. 128-134.
18. Костюнина, Т. М. Формирование творческого мышления юных футболистов как условие повышение эффективности тренировочного процесса // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 126-134.
19. Можаев, Э. Л. Особенности деятельности крайних защитников в футболе // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 116-117.
20. Плешаков, А. А. Мышление и речь в игровой деятельности футболистов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. 2016. С. 758-761.
21. Степанова, Н. А. Развитие прогностического и конструктивного компонентов мышления на занятиях по психологии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Калуга, 2003
22. Суворов, В. В. Индивидуализация технической подготовки атакующего центрального полузащитника в возрасте 12 лет // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА. СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 25-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФУТБОЛА И РЕГБИ. Краснодар, 2011. С. 181-191.
23. Суворов, В. В. Шкала оценки эффективности игры крайних защитников 12 лет в футболе // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2018. № . С. 31-37.
24. Супрунович, В. А. Тактическое мышление футболистов 16-20 лет с разным уровнем нейродинамических функций // Слобожанський науково-спортивний вісник. 2012. № 1 (29). С. 89-93.
25. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. 640 с.
26. Черенецкая, Н. И. Творческое и прогностическое мышление: к проблеме соотношения понятий // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 2. С. 6-8.
27. Шамардин, А. А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2009