Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которых является ловкость. В большом количестве видов спорта, в том числе в футболе, методология обучения навыкам требует дальнейшего совершенствования. Согласно ряду исследований, юные футболисты значительно уступают по степени ловкости представителям других видов спорта.
Особенно важно значительно повысить уровень подготовки юных вратарей в том возрасте, в котором закладывается фундамент их спортивного духа, особое внимание следует уделить младшему школьному возрасту - времени формирования всех основных систем жизнеобеспечения, их улучшение. В этот период происходит активная морфологическая перестройка организма, происходит психическое развитие, адаптация к внешней среде физиологических систем, нервная система и двигательный аппарат развиваются в одном комплексе.
Младший школьный возраст особенно благоприятен для овладения физическими способностями, умениями, способностями детей [21].
Очевидно, следует искать резервы повышения эффективности тренировочного процесса с учетом особенностей индивидуального развития юных футболистов при повышении их физических качеств [2].
В связи с этим исследования, посвященные анализу развития ловкости у юных вратарей, а также разработке дифференцированной методики развития двигательных качеств юных футболистов, являются актуальными направлениями теории и методологии футбола [18].
Цель исследования: определение, теоретическое обеспечение и применение методологии развития ловкости юных вратарей.
Цель исследования: процесс развития ловкости у юных вратарей.
Предмет исследования: методика развития ловкости у юных вратарей.
Задачи исследования:
при анализе обзора литературы учитывать анатомо-физиологические особенности развития детей 9-10 лет и изучать особенности развития ловкости у юных вратарей;
определить физическую подготовленность спортсменов футболистов;
разработать и применить методику развития ловкости у юных вратарей.
Гипотеза исследования: научно обоснованная и разработанная методика развития ловкости юных футболистов повысит общий уровень спортивного мастерства футболистов и определит его эффективность.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ учебных программ, педагогический эксперимент, метод математической статистики (t-критерий Стьюдента).
1. Аналитический обзор
1.1 Анализ программ подготовки и соревновательной деятельности юных вратарей-футболистов
Современный футбол характеризуется остро-атакующими действиями, которые обычно заканчиваются внезапными и точными ударами, поэтому вратари должны использовать широкий арсенал моторики и умений для успешной защиты ворот [И. Новокщенов, 2001; А.П. Герасименко, 2006; Н.М. Люкшинова, 2006; С.В. Голомазов, В.Г. Чирва, 2008]. Отражение неожиданных и точных ударов по воротам во многом зависит от умения вратаря предугадывать двигательные действия своих и соперника, своевременно выбирать место и самоотверженно вести уникальную борьбу с противником. Важная задача вратаря - организовать атакующие действия своей команды [С.В. Голомазов, В.Г. Чирва, 2008].
Большинство научных, теоретических и методических работ по футболу посвящено тренировке полевых игроков, и лишь несколько исследований посвящены тренировке вратарей. Мнения специалистов, изучавших игровую деятельность вратарей, разделились. Некоторые ученые [А.В. Гусев, 2004] считают, что эффективность и надежность их технико-тактических действий во многом определяют уровни развития психофизических характеристик (скорость сложных зрительно-моторных реакций, точность микроинтервальной дифференциации времени и мышечного усилия) и др.
Другие [А.И. Шамардин, 2000; А.П. Герасименко, 2006; А.И. Шамардин, И.Н. Новоксхченов, А.А. Шамардин, 2006] предпочитают использовать в тренировочном процессе типологию соревновательных ситуаций, одновременно обусловленных, детерминированных и вероятностных. Считают, что систематическое выполнение технико-тактических двигательных действий в условиях дефицита времени способствует развитию пространственно-временной антиципации и снижению латентной и двигательной составляющих сложной зрительно-моторной реакции.
Необходим научный поиск и экспериментальная проверка методики формирования технико-тактических двигательных действий юных вратарей, учитывающей условия и ситуации соревновательной деятельности. Значимость данной проблемы для практики и недостаточная теоретическая проработка многих ее аспектов определяют актуальность данного исследования.
Двигательные навыки: понятие, структура, средства и методы обучения. Под физическим качеством понимается совокупность тех аспектов двигательных навыков, которые проявляются в одних и тех же параметрах движения и измеряются одинаково, а также имеют схожие физиологические и биомеханические механизмы и требуют проявления схожих свойств психики. [4, 5].
Термин «физические качества» аналогичен понятию «двигательные качества», поскольку подразумеваются их проявления в характеристиках движения, которые определяются максимальными характеристиками этого движения. В последнее время все больше людей говорят, что правильнее говорить не о физических качествах, а о двигательных способностях, то есть способность человека выполнять движения. Хотя многие учебники по физическому воспитанию и спортивной тренировке не используют термин двигательные способности, в них используются такие конкретные определения, как сила, скорость и навыки координации.
Не согласен с определением физических качеств как способности Б.В. Коренберг, поскольку, по его мнению, в этом случае исчезает понимание механизмов качественной изоляции и ортодоксальности этих компонентов двигательной активности человека.
В свою очередь, B.C. Фарфель отвергает концепцию двигательных качеств и говорит о двигательных способностях.
В связи с этим, подход Е.П. Ильина, который считает, что понятия «талант», «способности» и «качество» определяют некоторые факторы, влияющие на способности человека и эффективность его деятельности. Он считает, что одаренность следует рассматривать, как способность спортсмена выполнять определенную деятельность на высоком уровне в связи с врожденными психофизиологическими и морфологическими способностями. Среди врожденных черт творчество занимает центральное место. Выполнение деятельности, требующей проявления задатков, приводит к развитию способностей. Таким образом, способности можно определить как потенциальные или доступные возможности для выполнения действий на высоком уровне, обусловленные врожденными склонностями и развитыми в процессе жизни [6]. Вышеизложенное положение подтверждается системой специальной физической подготовленности спортсменов, разработанной Ю.В. Верхошанского [13], в основе которого лежит системный принцип реализации рабочего эффекта движения.
Что касается термина «качество», то его рекомендуется использовать при сравнении двух или группы спортсменов. Итак, когда мы сравниваем силовые возможности двух спортсменов, мы говорим, что качество их проявления в определенном движении у одного выше, чем у другого.
По справедливому заявлению В.И. Ляха, что, несмотря на многолетние усилия ученых, единственная общепринятая классификация двигательных способностей человека до сих пор не создана. Сам автор делит их на два класса, что, кстати, тоже весьма условно: способности кондиционные и координации (рис. 1). Класс условных, то есть энергетических способностей, во многом определяется морфологическими факторами, биохимическими и гистологическими перестройками мышц и организма в целом [9].
Комплекс координационных способностей преимущественно обусловлен центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).
Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является "взрывная сила" - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. "Взрывная сила" характеризует мышечную деятельность, отличающуюся большой скоростью и мощностью, и в наиболее выраженном виде проявляется в высоте прыжка с места толчком двумя ногами.
Рис. 1 Комплекс упражнений для развития координации движений, которые можно использовать в качестве разминочного
Уровень развития и появления силовых способностей зависит от таких факторов, как:
биомеханические характеристики движения (длина рычага, возможность включения в работу крупных мышц, взаимное сочетание напряжения отдельных групп мышц);
размер физиологического диаметра мышцы (чем больше, тем большую силу может развить мышца в тех же условиях);
состав мышечных волокон («медленные» и «быстрые» волокна) [7].
Регулирование мышечного напряжения центральной нервной системой играет важную роль в проявлении человеческих сил. Проявление силовых способностей тесно связано с эффективностью снабжения мышц мышечной активностью. В этом случае важную роль играют скорость и сила анаэробного ресинтеза АТФ, уровень креатинфосфата, активность внутримышечных ферментов, а также содержание гемоглобина и буферная емкость мышечной ткани [2]. Мощные способности зависят от возраста и пола задействованных людей: наибольший прирост абсолютных показателей силы происходит у подростков и юношей в возрасте от 13 до 14 лет. Показатели относительной силы особенно значительно возрастают с 9-11 и 16-17 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобкова, Е.Н. Возрастная динамика скоростных способностей мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития, 2012. – 23 с.
2. Бобкова, Е. Н. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2012. – 41с.
3. Витковски, З. Координационные способности в футболе: Диагностика, прогнозирование развития, тренировка. / З. Витковски. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2009. – 28-31 с.
4. Бондаревский, Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры, 1970. – 15-18 с.
5. Зеленцов , A.M., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе, 1985. – 134 с.
6. Сучилин, А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола. – Волгоград, 1997. – 74 с.
7. Ясер Абделазим Салем. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов учебно-тренировочных групп спортивных школ (3-4 года обучения). – М., 1989. – 33 с.
8. Корапков, И.М. Зимние игры школьников: Учебное пособие / И.М. Корапков. - М.: Просвещение, 1964. – 250 с.
9. Лях, В.И. Понятие “координационные способности” и “ловкость”: Теория и практика физической культуры / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160 с.
10. Фарфель, В.С Управление движениями в спорте: Учебное пособие / В.С. Фарфель. - М.: Издательство АПН, 1959. – 65 с.
11. Филин, В.П. Основы юношеского спорта: Учебное пособие / В.П. Филин, В.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. – 285 с.
12. Лаптева, А.П. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. - М.: ФиС, 1983. – 174 с.
13. Зеленцов A.M., Базилевич О.П., Лобановский В.В. К вопросу об управлении развитием физических качеств футболиста в подготовительном периоде // Управление спортивной тренировкой. - Киев, 2008. – 54-58 с.
14. Зимницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук / Р.Э. Зимницкая, 2000. – 25 с.
15. Лях, В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте: Физкультура в школе / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.
16. Лях, В.И. Координационные способности школьников: Учеб. пособие / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 159 с.
17. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей: Теория и практика физической культуры / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 1991. –172 с.
18. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008 – 25 с.
19. Назаров, В.П. Координация у детей школьного возраста: Учеб. пособие /В.П. Назаров. - М.: Физкультура и спорт, 1962. – 126 с.
20. Петровская, Т.В. Дифференцированная методика физической подготовки учащихся младших классов в системе занятий по физической культуре: Учеб. пособие / Т.В. Петровская. – Киев, 1974. – 127 с.
21. Полишкиса, М-С. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. М-С. Полишкиса, В. А. Выжгина. - М.: физкультура, образование и наука. 1999. - 254 c.
22. Тунис Марк. Психология вратаря. – М.: Человек, 2010. – 128 с.
23. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – М.: Человек, 2010. – 176 с.