Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Сущность и виды гастрономического туризма 6
1.2 Основные требования к организации гастрономических туров 10
1.3 Исследование туристского потенциала исторических городов Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей для организации гастрономического туризма 14
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРА 20
2.1 Анализ туристского предложения исторических городов Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей 20
2.2 Исследование спроса на гастрономические туры в исторические города Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей 23
2.3 Разработка проекта гастрономического тура «Вкусное кольцо России» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исторические основы современных гастрономических туров обнаружены еще в древности, когда купцы и торговцы из различных стран, совершая путешествия по континентам, привозили экзотические яства, вина и пряности. В настоящее время путешествия по странам и континентам за новыми вкусовыми ощущениями организуют туристские компании, что и привело к появлению с 2001 г. нового направления в туризме. Именно тогда Эрик Вольф зафиксировал первые размышления об ассоциации кулинарного туризма и способах его организации.
В России гастрономический туризм только начинает формироваться и, соответственно, относится к финансово затратным, как для организаторов, так и для туристов. Еще одной отрицательной чертой для России данного вида туризма является малочисленность маршрутов. Так, в 2016 г. Пятигорским государственным лингвистическим университетом были проведены исследования о роли этнического гастрономического туризма в сохранении культуры народов России. Ученые пришли к следующим выводам: число россиян, готовых платить деньги за подобное путешествие, очень мало и в нашей стране нет продуманных гастрономических маршрутов [9, С. 31].
Однако по оценке аналитического агентства «ТурСтат», гастротуры в России на сегодняшний день являются одним из самых быстро развивающихся направлений внутреннего туризма. Это связано с положением экономики в нашей стране, снижением доходов населения, нестабильным курсом рубля, пандемией коронавирусной инфекции и развитием внутреннего туризма. Следовательно, данное исследование является очень важным и актуальным.
Объектом исследования в данной работе является гастрономический туризм. Предмет исследования – туристский потенциал исторических городов в разработке проекта гастрономического тура.
Целью данной курсовой работы является исследование туристского потенциала исторических городов Муром, Гороховец, Суздаль, Мышкин, Калязин, Переславль-Залесский, Покров и разработка на его основе проекта гастрономического тура «Вкусное кольцо России».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить сущность и виды гастрономического туризма;
2) выявить основные требования к организации гастрономических туров;
3) провести исследование туристского потенциала исторических городов Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей для организации гастрономического туризма;
4) проанализировать туристское предложение исторических городов Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей;
5) провести исследование спроса на гастрономические туры в исторических городах данных областей;
6) разработать проект гастрономического тура «Вкусное кольцо России»;
7) сделать выводы.
Новизна исследования определяется тем, что в процессе работы была подтверждена возможность использования потенциала исторических городов в организации гастрономического туризма и разработан тур «Вкусное кольцо России».
Практическая значимость исследования заключается в том, что тур «Вкусное кольцо России» может использоваться в практической деятельности туристских предприятий, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и будет способствовать привлечению в исторические города туристов, желающих ознакомиться с местными кулинарными традициями и, следовательно, развитию гастрономического туризма в данном направлении.
В ходе написания данной работы использовались следующие методы исследования:
1) анализ учебной и научной литературы;
2) анализ электронных источников;
3) социологическое исследование на основе анкетирования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава работы посвящена теоретическим основам организации гастрономического туризма. В ней описана сущность и виды гастрономического туризма, основные требования к организации гастрономических туров, а также проведено исследование туристского потенциала исторических городов для организации гастрономического туризма.
Во второй главе полученные теоретические знания используются для разработки проекта гастрономического тура, а именно для анализа туристского предложения исторических городов Московской, Владимирской, Ярославской и Тверской областей , а также исследования спроса на гастрономические туры в рассматриваемые города и разработка маршрута.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
1.1 Сущность и виды гастрономического туризма
Понятие «гастрономический туризм» появилось относительно недавно. Под гастрономическим туризмом понимается поездка с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучение и повышение уровня профессиональных знаний. Гастрономический тур – это специально подобранная программа кулинарного отдыха, включающая дегустацию блюд и напитков, ознакомление с технологией и процессом их приготовления, а также обучение у профессиональных поваров. В зависимости от цели поездки тур может включать все вышеперечисленные пункты, несколько мероприятий или один определенный сегмент кулинарного тура. Нередко гастрономические туры включают посещение различных кулинарных фестивалей, праздников и ярмарок 13, С. 1.
Специфическими чертами гастрономического туризма являются:
1. Условия для развития кулинарного туризма имеют абсолютно все страны и это уникальная отличительная черта данного вида туризма.
2. Также гастрономический туризм не носит характер сезонного отдыха, для любого времени года можно подобрать подходящий тур.
3. Кулинарный туризм в той или иной степени является составляющим элементом всех туров. Но в отличие от других видов туризма знакомство с национальной кухней становится главным мотивом, целью и элементом гастрономического путешествия.
4. Продвижение местных хозяйств и производителей продовольственных товаров – является неотъемлемой частью любого гастрономического тура 10, С. 211.
Целевая аудитория гастрономических туров включает:
1) туристов, желающих приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню;
2) туристов-гурманов (гурман – термин, произошедший от французского gourmand, им характеризуется ценитель хорошей кулинарии и изысканных напитков);
3) туристов, использующих кулинарный тур в целях обучения и получения профессиональных навыков (повара, сомелье, дегустатора, ресторатора);
4) представителей турфирм, путешествующих с целью изучения данного туристского направления.
Гастрономический туризм имеет несколько направлений, представленных на рис. 1.1.1
Рисунок 1.1.1 – Направления гастрономического туризма 6, С. 105
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов от в ред. Федеральных законов от 10.01.2003г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122– ФЗ, от 05.02.2007г. № 12-ФЗ, от 30.12.2008г. № 309-ФЗ, от 28.06.2009г. № 123-ФЗ, от 27.12.2009г. № 365-ФЗ, от 30.07.2010г. № 242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5491. – «Российская газета». – № 231. – 1996. – 3 декабря.
2. ГОСТ Р 50690-2017. – Туристские услуги. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 N 1561-ст)
3. Артемова, Е.Н. Основные виды туризма: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / Е.Н. Артемова, О.Г. Владимирова. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2015 – 172 с.
4. Гомилевская, Г.А. Модели организации гастрономических фестивалей / Г.А. Гомилевская, В.Г. Ден // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. – №2 (23). –С. 121-125.
5. Драчева, Е.Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е.Л. Драчева, Т.Т. Христов // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2015. – С. 1-19.
6. Иванов, В.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии / В.Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – № 3 (2). – С. 105-113.
7. Иринина, О.И. Организация питания и гастрономического туризма гостей Чемпионата мира по футболу 2018 г. в культурной столице – г. Владимире / О.И. Иринина, А.В. Жукова // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №4 (86). – С. 160-168.
8. Иринина, О.И. Организация служб питания и размещения в гастро- и агротуризме: региональные особенности / О.И. Иринина, М.С. Земскова Марина Сергеевна // Сервис plus. – 2018. – №12 (3). – С. 34-43.
9. Кедрова, И.В. Гастрономические экскурсии как новое направление развития регионального туризма / И.В. Кедрова // Общество, экономика, управление. – 2018. – №3 (1). – С. 31-36.
10. Кущева, Н.Б. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России / Н.Б. Кущева, Т.В. Бедяева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2014. – №12 (44). –С. 207-2017.
11. Нехаева, Н.Е. Понятие гастрономического туризма и его роль в брендинге территорий / Н.Е. Нехаева, Ю.С. Терехова // Огарев-Online. – 2016. –С. 1-7.
12. Суслова, И.А. Состояние и тенденции формирования элементов гастрономического туризма в России / И.А. Суслова, Т.Н. Лустина, А.Е. Панова // Сервис plus. – 2018. – №3 (12). –С. 13-25.
13. Шпенькова, К.С. Условия развития гастрономического туризма в России и в мире / В.О. Сычева, К.С. Шпенькова // Концепт. – 2014. – №7. –С. 1-7.
14. Гастрономическая карта России. Электронный ресурс // Режим доступа: https://www.gastromaprussia.ru – свободный. Проверено 07.04.2021г.
15. Гастрономический тур по Золотому кольцу с дегустациями. Электронный ресурс // Режим доступа: https://www.alean.ru/rossiya/zolotoe_kolco_rossii_ekskursii/gastronomicheskij_tur_po_zolotomu_kolcu_s_degustaciyami_3_dnya/ – свободный. Проверено 08.04.2021г.
16. Официальный сайт ТурСтат. Электронный ресурс // Режим доступа: http://turstat.com – свободный. Проверено 08.04.2021г.