Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодня все большее значение в прессе приобретает элемент изобразительности – фотоиллюстрация, которая чаще доминирует над текстовым материалом и дополняет его. Она выступает основным средством для привлечения внимания читателей. Но в связи со стремительным развитием и быстрым распространением фототехники, частым ее использованием, фото в журналистике теряет свою документальность, информативность и достоверность. Сегодня не многие издания на страницах размещают качественное и оригинальное изображение, которое было бы самым ярким акцентом журналистского материала и определяло бы важность этого сообщения.
Искусно написанный публицистический текст, дополненный соответствующим иллюстративным материалом, может точно передать действительность. Несмотря на всю широту и значение текстовой информации, графическая или иллюстративная информация обладает рядом преимуществ, которые особенно важны для журналистского труда.
Журналистам приходится постоянно следить за новыми тенденциями в развитии электронных СМИ, улучшать и обновлять форму и содержание своего информационного продукта, в этом процессе и играет важную роль удачное использование фотоиллюстраций.
Вопросы трансформации роли визуальной информации в современных журнальных изданиях, доминирование фотографии, как самостоятельного сообщения, над текстовой информацией, что обусловлено значительным рывком в развитии информационных технологий, изменения потребностей аудитории и рождение новых форм коммуникаций достаточно важны для современного журналистиковедения.
Результаты анализа новых функций фотоиллюстрации как выразительного средства интернет-журналов (к которым мы относим онлайн-версии традиционных журналов и самостоятельные журнальные издания в Интернете, которые характеризуются наличием соответствующей навигации) являются важными и для исследования перспектив создания качественно новых журнальных изданий в специфических условиях развития региональных журнальных медиа. Поэтому исследование, посвященное этой теме, является актуальным и важным исследованием.
Фотография становится ценнее, чем текст, когда необходимо завладеть вниманием потенциального читателя. Ознакомление читателя с номером газеты или журнала начинается с рассмотрения фотопубликаций и рисунков.
Итак, изобразительный материал играет важную роль в коммуникативном процессе, что совпадает со стремлением современного человека получать информацию в визуальной форме. Именно на зрительную информацию ориентированы чувственные установки широкой аудитории, которые необходимо учитывать в дизайне периодических изданий.
Известно, что впервые была напечатана фотография 4 марта 1880 г. в газете «Нью-Йорк Дейли график». В то время фотокорреспонденты выполняли функции «дизайнеров» в периодических изданиях. Сегодня дизайнеры, фотокорреспонденты творят дизайн периодических изданий.
Степень изученности темы исследования. Анализ роли и места фотографии на страницах периодического издания осуществляется в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, таких как, В. Березин, Дж. Бергер, А.А. Ганюшин, В.А. Голуб, С.В. Захаров, А. Колосов, Е. Мжельская, А.Л. Свитич, С.И. Симакова, С. Сонтаг, А, Таран, И.Н. Тереньтева, С.В. Федорова, П. Холланд, В. Шималин и др.
Объект исследования: фотожурналистика.
Предмет исследования: фотографии на страницах периодического издания.
Цель исследования: изучить роль и места фотографии на страницах периодического издания.
Для достижения указанной цели необходимо решение таких научных задач:
- рассмотреть основные исторические этапы развития фотографии;
- охарактеризовать фотографию как элемент журналистского мастерства;
- проанализировать особенности фоторепортажа в области современной изобразительной журналистики;
- определить сущность дизайна печатных периодических изданий в контексте средств фотографики;
- обозначить фотографию как выразительное средство журнальных интернет-изданий.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из поставленных задач.
Структура работы обусловлена логикой исследования, вытекающей из его цели и основных задач. Работа состоит из введения, двух разделов, разделенных на пять пунктов, выводов и списка литературы, использованных в процессе написания работы.
Объем исследования: 40 страниц печатного текста.
Глава 1. Фотожурналистика в современной системе СМИ: особенности выражения
1.1 Основные исторические этапы развития фотографии
Идея фотографии возникла в человеческом воображении еще задолго до изобретения первых фотокамер. Целью создания произведений визуального искусства было именно отражение кого-то или чего-то, что общество считало важным и стоящим и чей образ стремилось сохранить для грядущих поколений.
Еще с древнейших времен люди научились рисовать изображения в пещерах, таким образом пытаясь остановить время, что позже и стало основной идеей фотографии. С тех пор художники и изобретатели пытались найти простой и доступный способ продуцирования изображений. В V в. до н. э. китайский философ Моте исследовал, что свет отражаясь от объекта и проходя через линзу во тьму, формирует такое же перевернутое изображение объекта, создавая прототип современной линзы. С развитием научного учения на Западе, первые сохранившиеся упоминания прототипов линзы были сделаны древнегреческим мыслителем Аристотелем, который около 330 г. к н.э. во время частичного затмения солнца наблюдал изображение солнца в форме полумесяца, что прорывалось между листьями деревьев. Неизвестно когда эти наблюдения впервые воплотились в идею создания фотокамеры, но в X веке арабский математик Альхазен (Ибн Аль-Хаитам) продемонстрировал как линза может использоваться как инструмент для проектирования изображений .
В трактатах Роджера Бэкона De Scientia Perspectivae i De multiplication specierum (примерно 1267 г.) не указывается конкретно фотокамера, но указывается использование оптических принципов для расположения зеркал с целью проецирования изображений эклипсов, внешних пейзажей и внутренней отделки дома.
Эволюция фотокамеры была тесно связана с развитием науки в западном мире, особенно попытка визуального воспроизведения объектов актуализировалась в эпоху Возрождения с XIV до XVII века. Основываясь на новых знаниях, полученных с помощью наблюдения и эксперимента, художники XV века Леонардо Да Винчи и Николай Коперник доказали, что люди больше не должны верить в недосказанное, а настоящие знания должны быть обоснованными и базироваться на научных исследованиях. Научное знание было альтернативным и больше не основывалось на слепой вере и магии, а его основой стали объективизм и документальные и повторяющиеся факты.
В конце XVIII в. последним этапом в предыстории фотографии стала «солнечная гравюра» Томаса Веджвуда. Он изобрел состав на основе нитрата серебра, который проявлял рисунок под воздействием яркого солнечного света. Первые попытки зафиксировать изображение на плоскости с помощью усовершенствованной камеры-обскура были сделаны в 1820 году, а первая сохранившаяся до наших дней такая проекция датируется лишь 1826 годом, и автором ее является француз Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833). В качестве фиксатора изображения он использовал асфальтовый лак. Созданное им устройство на основе камеры-обскуры стал прообразом современной фотокамеры .
В 1829 году владелец парижской диорамы, художник-декоратор Луи Жак Мандре Дагер (1787– 1851 гг.) заинтересовался экспериментами своего соотечественника Ньепса и привлек его к сотрудничеству. То была неравноценная сделка, Нисефор Ньепс владел технологией, а Дагер в начале выступал лишь спонсором. Правда, после смерти Ньепса, Дагер продолжал
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Березин В. Фотожурналистика: учеб. пособ. / В. Березин. – М.: Изд-во РУДН, 2016. – 159 с.
2. Бергер Дж. Искусство видеть / Дж. Бергер. – СПб.: Клаудберри, 2012. – 184 с.
3. Ворон Н. Жанры фотожурналистики: учеб. пособ. для вузов по специальности “Журналистика” / Н. Ворон. – М.: Факультет журналистики, 2018. – 145 с.
4. Ганюшин А.А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии / А.А. Ганюшин // ЗПУ. – 2014. – № 1. – С. 301-305.
5. Голуб В.А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий / В. А. Голуб // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. – 2017. – № 1 (17). – С. 122-128.
6. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / [Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. и др.]; под ред. Г.Б. Минервина. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 288 с.
7. Дизайн периодических зданий: учебн. пособ. / [под ред. Э.А. Лазаревич]. - [2-е изд.] – М.: МГУ, 2019. – 120 с.
8. Захаров С.В. Тенденции и проблематика фотоиллюстрирования местных периодических изданий / С.В. Захаров // Журналистский ежегодник. – 2019. – № 1. – С. 70-72.
9. Колосов А. Новый взгляд на жанры фотожурналистики / А. Колосов // RELGA. – 202. – № 8. – С. 13–23.
10. Мжельская Е. Редакторская подготовка фотоизданий / Е. Мжельская. – М.: Аспектпресс, 2005. – 112 с.
11. Свитич А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А.Л. Свитич // Технологии медиапроизводства. – 2015. – № 3. – 9 с.
12. Симакова С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С.И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2015. – № 5 (360). – С. 163-169.
13. Симакова С.И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики / С.И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск. – 2016. – № 1 (18). – С. 18-25.
14. Симакова С.И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ / С.И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К.Л. Хетагурова. – 2015. – № 3. – С. 213-218.
15. Сонтаг, С. О фотографии / С. Сонтаг. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. – 272 с.
16. Таран А. Фотография в контексте публикации / А. Таран // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2019. – №1. – С. 329-331.
17. Терентьева И.Н. Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? / И.Н. Терентьева // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». – 2014. – № 3. – С. 16-21.
18. Федорова С.В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ / С.В. Федорова. – Тамбов: Грамота, 2014. – 14 с.
19. Холланд П. Фотожурналистика. «Прямое обращение к взгляду?» Фотография и пресса / Медиа. Введение: Учеб. для студентов вузов [Под ред. А. Бриггза, П. Кобле]. М.: Искусство, 2005. – 522 с.
20. Шималин В. Основы фотожурналистики / В. Шималин. Минск: БГУ, 2009. – 263 с.