Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Занятия физическими упражнениями и спортом имеет огромное значение в формировании здорового образа жизни, в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья, в противодействии влияния негативных факторов окружающей среды.
Наиболее распространенной и доступной игрой на свежем воздухе и в спортивном зале является волейбол. Главное достоинство занятий волейболом заключается в том, что он не требует специальных условий и инвентаря, что позволяет заниматься данным видом спорта даже в спортивных залах образовательных школ. Занятия волейболом создают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, делают уроки физкультуры яркими, что дополнительно создаёт положительный эмоциональный фон и поднимает командный дух.
Игра благоприятствует равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, т.к. в работу включаются все мышечные группы, а тренировки, особенно групповые, где присутствует соревновательный аспект, требуют значительных физических нагрузок. Оптимальные физические нагрузки при выполнении различных спортивных игр снимают усталость, увеличивают интерес к занятиям. Игры также благоприятствуют и нравственному воспитанию. Уважительное отношение к соперникам, ощущение чувства дружбы, честность в спортивном соревновании, стремление к самосовершенствованию – все эти качества успешно формируются под влиянием занятий волейболом. Занятия волейболом могут выступать как эффективный элемент мотивации в процессе формирования оптимального мотивационного комплекса при занятиях спортом.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование комплексов специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе волейболистов будет способствовать более эффективному воспитанию у спортсменов координационных способностей.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных волейболистов
Предмет исследования – развитие координационных способностей волейболистов на начальном этапе подготовки.
Цель – совершенствование координационных способностей юных волейболистов на начальном этапе подготовки.
Задачи курсовой работы:
1. Провести анализ научной литературы по теме развития координационных способностей в волейболе на начальном этапе подготовки.
2. Определить методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как И.С. Барчуков, Ю.Н. Клещев, Ю.Ф. Курамшин, В.И. Лях и других ученых, занимающихся исследованием развития координационных способностей спортсменов.
Структура исследования данной работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, 3 главы, заключение, рекомендации и список использованных источников.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме развитие координационных способностей в волейболе на начальном этапе подготовки
1.1. Характеристика координационных способностей
В теории и практике физической культуры и спортивной тренировки нет единого мнения о понятии координационных способностей, Как правило, к ним относят целый спектр различных способностей, при этом каждый автор предпринимает свои попытки их классифицировать.
Матвеев Л.П. под координационными способностями понимает комплекс двигательных способностей, которые определяют скорость освоения новых движений и умение целесообразно перестраивать двигательную активность при незапланированных изменениях ситуации.
На схеме отражены компоненты, входящие в состав координационных способностей (рис. 1.1).
Рис. 1.1.- Компоненты координационных способностей
Классификация координационных способностей, предложенная Ашмариным Б.А., показана на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Классификация координационных способностей
Для координационных способностей первой группы характерно высокое напряжение мышц, которые обеспечивают поддержание позы человека.
Для координационных способностей второй группы характерны закрепощенность движений в связи с чрезмерной активностью мышечных сокращений, излишнее задействование различных групп мышц, неполный переход мышц из фазы сокращения в фазу расслабления. Это является препятствием для формирования совершенной техники спортсмена .
Координационные способности зависят от следующих факторов:
– умение точно анализировать движения;
– уровень работы анализаторов, в том числе двигательного;
– степень сложности двигательного действия;
– общий уровень развития физических качеств;
– личностные качества человека (смелость, решительность, уверенность);
– возраст;
– уровень общей подготовленности занимающегося.
Критериями проявления координационных способностей являются :
1. время освоения изученного нового движения или комбинации движений. Координационные способности зависят обратно пропорционально от данного показателя: чем выше уровень координационных способностей, тем меньше времени необходимо для освоения новых движений;
2. Время, необходимое для изменения двигательной деятельности и ее адаптации к изменившейся ситуации;
3. биомеханическая сложность выполняемых упражнений (комплексов);
4. точность выполнения движений по динамическим, временным и пространственным показателям;
5. сохранение устойчивости тела при нарушении равновесия;
6. умение поддерживать расслабленное состояние при выполнении упражнений (экономичность двигательной деятельности).
Матвеев Л.П. отмечает, что задатки (врожденные и наследственные анатомические и физиологические особенности организма человека) составляют природную основу координационных способностей.
К этим основам Курамшин Ю.Ф. относит следующие составляющие:
1. свойства нервной системы, к которым относятся сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, особенности строения коры головного мозга, уровень развития отдельных анализаторов
2. показатели продуктивности таких психических процессов, как ощущение, память, внимание, мышление, восприятие, представление;
3. особенности строения и работы нервно-мышечного аппарата;
4. свойства характера, проявление темперамента, особенности регуляции психических состояний.
По мнению Филина В.П., координационные способности определяют индивидуальную предрасположенность к какому-либо виду деятельности, которая выясняется при совершенствовании владения конкретными умениями и навыками.
Основными критериями оценки координационных способностей являются:
– правильное выполнение движений;
– высокая скорость достижения результата;
– точное и рациональное выполнение движений и действий;
– скорость решения поставленных двигательных задач в постоянно меняющихся условиях.
При оценке уровня развития координационных способностей следует учитывать качественные и количественные характеристики, абсолютные и относительные показатели.
Координационные способности оказывают большую роль на специфику вида двигательной деятельности и определяют успехи в соревновательной деятельности.
Основными компонентами специфических координационных способностей являются следующие:
– способности к ориентированию в пространстве, которые определяют умение человека осознавать, точно определять и выбирать положение тела в пространстве, а также выбирать направление и двигаться в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин Б.А. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов:- М. Просвещение, 2014.- 147 с.
2. Баранов, А. А. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : сб. материалов. Вып.VI / А. А. Баранов ; под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. – М.: Педиатр, 2015. – 192 с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика /И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. – М: Академия, 2014. - 528с
4. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2014. - 352 с.
5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М: Академия, 2015. - 272с.
6. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / Ю.Н. Клещев. – М.:ТВТ Дивизион, 2015. – 208 с.
7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2014. — 320 с.
8. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – М.: ТВТ Дивизион, 2014. – 290 с.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физ. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. – Спб.: Изд-во «Лань»; М.: ООО Изд-во «Омега-Л», 213. – 160 с.
10. Решетников, Н.В. Физическая культура / Н. В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. – Москва: Академия, 2014. - 152с.
11. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 324 с.
12. Фомин Е.В. Технико-тактическая подготовка волейболистов: методическое пособие / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, А.В. Суханов. – М.: ВФВ, 2014. – Вып. 13. – 56 с.
13. Фомин Е.В. Технико-тактическая подготовка волейболистов: методическое пособие / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, А.В. Суханов. – М: ВФВ, 2014. – Вып. 13. – 56 с.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2016. – 480 с.