Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня человечество переживает третий этап развития общества – постиндустриальный, который характеризуется высоким уровнем развития информационной культуры и постоянным ростом степени влияния средств массовой информации на социум. И если в доиндустриальном обществе общество решало проблему самоорганизации, в индустриальный период – проблему самообеспечения, то сегодня, в постиндустриальный период, главной целью общественного движения является самоидентификации. Безусловно, самоидентификация предполагает развитие духовной составляющей, а значит, и культуры. То есть, сегодня культура стала локомотивом развития человеческой цивилизации и основой развития бытия и сознания в индивидуальном, групповом, общественном измерении. В настоящий момент культура играет роль стержня человеческого бытия и сознания в индивидуальном, групповом, общественном измерении. Культура выступает в качестве основы, конституирующей не только социальную организацию, но и тип человека . Важной частью этой культуры уже давно является информационная культура. Причем по уровню влияния на социум лидируют средства массовой информации. Именно поэтому в данном исследовании большое внимание уделено синтезу духовной культуры и массовой информации. Этот синтез имеет огромное влияние на формирование социума в целом, и отдельного индивида в целом. В этом синтезе рождаются, формируются, развиваются новые общественные нормы морали, правила поведения.
По мере развития средств коммуникации доступ индивида к информации был значительно облегчен, параллельно выросла и зависимость общества от информации. На заре развития печати первые газеты, а следовательно, и новости доходили до читателя раз в месяц, затем раз в неделю, позже, раз в день, а с появлением утренних и вечерних газет – два раза в день. После изобретения радио, а затем и телевидения, новости стала доступнее, но слушатель и зритель новь зависел от источника их распространения – радио и телевизора. И лишь с появлением персональных компьютеров, информационных сайтов, а затем и смартфонов, информация буквально заполнила нашу жизнь, и образовалась некая зависимость. В обществе появилась некая предвзятость к людям, которые не знают о происходящем в мире. Поэтому большинство стремится быть все время в курсе происходящего, и буквально не выпускают из рук смартфоны. За последние годы индивид, из категории потребитель информации перешел в новую категорию – источник (как участник или свидетель событий), передатчик (через социальные сети), потребитель и создатель информации (в социальных сетях). Этот феномен требует тщательного изучения, что мы и попытались сделать в рамках данного исследования. А это возможно только в контексте изучения степени влияния СМИ на индивида и социум, роли журналистики в формировании личности, анализа информационных процессов, происходящих в трансформирующемся обществе. Отдельная часть работы посвящена исследованию масс-медиа как агентов первичной и вторичной социализации человека.
Целью данной работы является рассмотрение массовой информации и её роли в современном мире. Задачи:
- описать актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ;
- рассмотреть сущность «информационной культуры»;
- охарактеризовать человека как активного участника современного информационного пространства;
- изучить СМИ как источник агрессии;
- описать положительный эффект массовой информации.
Объект исследования – массовая информация. Предмет исследования – роль массовой информации в современном мире.
Глава 1 Теоретические основы информационной революции и ее роли в современном мире
1.1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно.
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся .
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы.
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы.
Актуален вопрос того, какая информация может находиться в доступе общественности (библиотеки, масштабные архивы).
Если же говорить про профессиональный контент, то практически нет отличий в его аудитории. Но есть принципиальное отличие между типами такого контента и способами его доставки читателю. Происходит усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. Например, пользователю удобнее прочесть статью вместо газеты, увидеть один сюжет вместо целого выпуска новостей и пр. Следовательно, сама аудитория становится более сегментированной и дробной. Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка. Поскольку онлайн-СМИ влияют непосредственно на общество, он изменяется. Не только в сфере информации, но и в экономике, политике формируются сетевые структуры. Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ могут существовать только в постоянно меняющихся условиях. Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
Сложность состоит в том, что часто нет критериев, по которым конкретный сетевой ресурс информации может быть назван областью средств массовой информации. Время от времени в сети мы можем увидеть различные интерпретации и характеристики, что нужно и можно считать за онлайновые СМИ. Онлайн СМИ есть уже более десяти лет, но пока нет общепринятого мнения к и определению. Кто-то утверждает, что Интернет – это просто канал распространения информации, кто-то – что это новая среда для общения, где есть и средства массовой информации в том числе. Последние могут быть самостоятельными. Нет также и методов исследования Интернет-изданий. Поэтому сложно произвести классификацию онлайн-СМИ. Но, так или иначе, в информационном пространстве Интернет-СМИ существуют и это не нуждается в аргументах. И с каждым годом роль Интернет-СМИ все более и более увеличивается. Интернет-СМИ – это целая индустрия, куда, например, перетекают финансовые вложения в рекламу от традиционных СМИ. Интернет-СМИ сливаются с телевизионными, радио СМИ.
Интернет – это способ общения. При помощи СМИ каждый сайт – это средство общения. У многих руководителей и менеджеров, если брать нашу страну, есть Интернет-блог. Каждый день в блогах публикуется более 1,5 млн сообщений.
Интересный факт. Мы можем не знать имена соседей по лестничной площадке, но узнать больше информации из форумов и от блоггеров.
Из недостатков или минусов того, что сейчас так развиты онлайн-СМИ, является то, что страдает качество материалов, которые они предоставляют. Часто федеральные журналисты, взяв информацию из онлайн-СМИ, не проверяют ее, и это может привести к курьезам.
Где больше доверия – к Интернет-СМИ или к официальным источникам? Сложный вопрос. Область Интернет-СМИ специфична, ее предпочитают издатели традиционных СМИ, ведь не просто так большинство газет и журналом имеют сайты с Интернет-версиями. Между традиционными СМИ и Интернет-изданиями идет экономическая конкуренция: бумажные газеты получают около 70 % доходов от рекламы, но сейчас эти поступления замедляются, т. к. бурными темпами растет рекламная выручка Интернет-изданий. Проблема в естественных ограничениях, которые в Интернете не преодолеть. Например, продажи услуг в Сети эффективны, а продажи недвижимости невозможны. По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет.
1.2 Сущность «информационной культуры»
Развитие информационных технологий сыграло колоссальную роль в эволюции человека. Интернет, спутниковое телевидение, электронная почта делают возможным практически мгновенную передачу информации из одной точки мира в другую. Феномен информации уже квалифицируется многими исследователями как действенный фактор мирового развития, шаг за шагом приближающий появление новой цивилизации – «информационного общества» .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2019.
2) Бекбулатова Т. Дорога в Аскиз// https://nasiliu.net/doroga-v-askiz/ (дата обращения 12.04.2021)
3) Варламова Д.Автор, пиши еще: как блогеру заинтересовать издателей? [Электронный источник]:https://theoryandpractice.ru/posts/10751-blogger-writer(дата обращения: 12.04.2021)
4) Волкунова Е. Всё впереди//https://takiedela.ru/2019/11/vse-vperedi/(дата обращения 12.04.2021)
5) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018
6) Информационная эпоха: вызовы человеку. — М.: РОССПЭН, 2016. — 335 с.
7) Кубатьян Г. С. Travel-журналистика: путешествуйте и зарабатывайте. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2019
8) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
9) Молчанов А.В.Отзыв о портале Ридеро [Электронный источник]:https://ridero.ru/l/success/#author-11 (дата обращения: 12.04.2021)
10) Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М., 2019
11) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 12.04.2021).
12) Пинчук О. В. Жанровые и тематические особенности сетевого видеоконтента // Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / Под ред. А. М. Шестериной. Воронеж, 2018
13) Президент Рональд Рейган. В поисках мира дорогой свободы. Вашингтон, 1986.
14) Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии. URL: https://psyfactor.org/lib/starova.htm (дата обращения 12.04.2021)
15) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991
16) Federman J. (Ed.) National Television Violence Study. Vol. 2. – Santa Barbara: University of California, Center for Communication and Social Policy, 1998
17) Fukuyama F. The End of History and the last Man. N.Y., 1992
18) The Norwegian Government’s Campaign to Combat Violence in the Visual Media. – Oslo, 1995