Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Зарубежная Азия является одной из крупнейших частей света, площадь, которой составляет 32 млн. км 2
Регион обладает разнообразными ресурсами, как природными, так и культурно- историческими: Зарубежная Азия- это центр древнейших мировых цивилизаций: Индской, Шумерской, Цинь; многообразие климатических, водных, биологических ресурсов делает его привлекательным для туристов со всего мира.
Азиатские страны принадлежат к разновременным туристическим районам: Индия, Ближний Восток - это старые районы, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Сингапур - это новые перспективные районы мирового туризма.
Территория Зарубежной Азии как туристический регион развивается не вполне стабильно, что связано с различиями в уровне экономического развития между странами, а также с нестабильной политической ситуацией в странах Ближнего Востока, Южной и Юго-Западной Азии.
Туристские потоки по субрегионам Зарубежной Азии распределяются крайне неравномерно. Самыми популярными среди международных туристов являются страны: ОАЭ, Китай, Турция, Израиль, Япония, Таиланд, Индонезия, Шри-Ланка, Индия и ряд других.
Всю территорию региона (без стран СНГ) делят на следующие туристско-рекреационные зоны: Центральная Азия, Восточная Азия, Юго- Восточная Азия, Юго-Западная Азия и Южная Азия.
Актуальность работы состоит в том, что ежегодно возрастает поток туристов в страны Зарубежной Азии из разных стран, в том числе, и из России.
Объект исследования: Зарубежная Азия.
Предмет исследования: зоны рекреационного и туристского освоения в Зарубежной Азии.
Цель работы: Охарактеризовать основные зоны рекреационного и туристского освоения в Зарубежной Азии.
Для достижения цели решался ряд задач:
- определение понятий рекреационного и туристского освоения, раскрытие их сущности,
- описание влияния географического положения определенного региона на развитие туризма,
- характеристика туристско-рекреационного потенциала Таиланда,
- рассмотрение теоретических аспектов рекреационного и туристского освоения,
- описание туристско-рекреационного потенциала Таиланда;
- анализ основных зон туристско-рекреационного освоения Зарубежной Азии,
- рассмотрение влияния туристско - рекреационной зоны на развитие туризма,
- составление общей характеристики всей Азии.
Методы исследования: обзор литературных источников, анализ статистического материала, сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
В состав основной части входит две главы: в первой главе рассматриваются теоретические аспекты рекреационного и туристского освоения, во второй главе проводится анализ основных зон рекреационно- туристского освоения Зарубежной Азии.
Данная тема освещается в работах современных исследователей: Ю.Д. Дмитриевского, П.И. Истомина, А.С. Ирисовой и других, но чаще всего авторы дают общий обзор стран и регионов Зарубежной Азии, с описанием ресурсов, уделяя незначительное внимание анализу основных зон рекреационно- туристского освоения Зарубежной Азии.
Глава 1. Теоретические аспекты рекреационного и туристского освоения
1.1. Понятие и сущность рекреационного и туристского освоения
Рекреацией или отдыхом называют виды деятельности, которые направлены на процесс восстановления сил человека.
Рекреационная деятельность может вестись двумя способами:
- на территории, где человек проживает постоянно,
- за пределами этой территории.
В обеспечение рекреации должны быть включены два главных элемента:
- рекреационные ресурсы,
- рекреационный потенциал.
Под рекреационной освоенностью понимают уровень преобразования пространства, который достигается в ходе осуществления рекреационной деятельности [ 5, 143].
Рекреационные цели могут очень глубоко изменить изначальный ландшафт.
Сущность рекреационного освоения заключается в степени преобразовании территорий, на этом создается территориальная рекреационная система.
Территориальная рекреационная система представляет собой форму организации рекреационной деятельности, в результате которой происходит создание системы взаимосвязей тех подсистем данной территории, которые принимают участие в реализации функции.
Территориальная рекреационная система представляет собой самую высокую степень освоения территории в рекреационных целях.
Устойчивого рекреационного развития можно добиться следующими путями:
- создание рекреационной инфраструктуры высокого уровня,
- формирование воспроизводимых рекреационных потоков.
Рекреационное освоение имеет ряд особенностей:
- затрагивает природные объекты,
- оказывает влияние на общественные явления и объекты.
Главным фактором рекреационного освоения является фактор социо-культурной потребности освоения данной территории, что в последствии приводит к формированию территории как рекреационного района [ 2, 241].
Рекреационные районы развиваются под влиянием следующих факторов:
- уровень экономического развития территории,
- транспортная доступность территории,
- трудовые ресурсы, которые есть здесь в необходимом количестве,
- наличие системы расселения.
Под туристским освоением территории понимают общий результат уровня рекреационной освоенности и создания территориальной рекреационной системы.
Для определения уровня возможного туристского освоения должен быть просчитан туристский (рекреационный) потенциал конкретной территории.
Туристский потенциал представляет собой условную величину, измеряемую в процентах, которая определяет уровень востребованности данной территории туристами.
Туристская освоенность территории определяется следующими группами факторов:
1.Историко-культурные и природные ресурсы.
2. Сумма инвестиционного капитала.
3. Наличие достаточного количества трудовых ресурсов.
4. Уровень активности в сфере маркетинговой деятельности туроператоров. Этот фактор особенно хорошо проявляется в таких ведущих туристских странах, как:
- Германия,
- Великобритания,
- США,
- Канада.
1.2. Влияние географического положения определенного региона на развитие туризма
Географическое положение определенного региона оказывает влияние на возможность его развития в качестве туристского центра.
Географическое положение определяет набор географических факторов, оказывающих влияние на туристскую освоенность территории.
Географические факторы делятся на несколько групп:
- физико-географические факторы,
- экономико-географические факторы,
- культурные факторы.
Физико-географические факторы, к которым относят:
- климат,
- внутренние воды,
- особенности рельефа,
- разнообразие флоры и фауны данной территории [11, 173].
Природные условия имеют огромное влияние на выбор территории для отдыха или путешествия для туристов.
Большая часть людей предпочитает совмещать свой отдых с знакомством с экзотической уникальной природой и достопримечательностями. Для этих целей обычно выбирают страны регионов:
- Юго-Восточная Азия,
- Центральная и Южная Америка,
- Африка,
- Австралия и Океания.
Рельеф туристского района тоже определяет предпочтения туристов – любителей горных походов или восхождений.
Горный рельеф обладает рядом преимуществ:
- чистота горного воздуха,
- высокий уровень ультрафиолетового излучения,
- живописная природа,
- горнолыжные и альпинистские центры [23, 89].
Так как туристы предпочитают благоприятные климатические условия, основные туристские регионы мира размещаются в таких климатических областях, как:
- зоны умеренного климата обоих полушарий,
- острова с жарким климатам, на морских побережьях.
Для этих территорий важны такие условия, как:
- комфортный климат,
- песчаные удобные пляжи,
- уникальная природа побережья,
- возможность проведения круизных путешествий.
Любителям отдыха у воды будут интересны озера и реки, так как они дают возможность туристам:
- отдыха на воде,
- занятий водными видами спорта.
Главными курортами, где туристы отдыхают у воды, являются:
- Финляндия,
- Венгрия,
- Польша,
- Швейцария.
Лесные ресурсы тоже входят в список физико-географических ресурсов. Они благоприятны для экологического туризма, когда есть возможность временно удалиться от внешнего мира. Также леса имеют оздоровительное профилактическое значение для людей, что определяет выбор туристов.
Животный и растительный мир конкретной территории также привлекает туристов, особенно тех, кому интересны экзотические животные.
С этой целью туристы приезжают в национальные парки, зоны для охоты и заповедники таких регионов, как:
- Африка,
- Азия,
- Австралия,
- Северная и Латинская Америка.
Территории, обладающие уникальными минеральными водами и геотермальными источниками, также привлекательны для туристов со всего мира. Благодаря наличию этих ресурсов международными курортами стали:
- Чехия,
- Германия,
- Венгрия,
- Австрия.
Экономико-географические факторы, как и физико-географические определяют туристические потоки конкретной территории.
Экономико-географические факторы оказывают влияние на международный туризм в двух направлениях:
- в первом – эта группа факторов является объектом,
- во втором - средством развития туризма.
Экономико-географические факторы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю. География мировой индустрии туризма. М.: Наука, 2012.- 132 с.
2. Азар В.И., Туманов С.Ю..Экономика туристского рынка. Институт международного туризма. - М.: Мир, 2016.- 453 с.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник. – Издание 8-е, переработанное и дополненное.- М.: ЮНИТИ, 2015. – 321 с.
4. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б.. Курортное дело: Учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2015. – 563 с.
5. Вуколов В.Н. История международного туризма. – Алматы: АСТ, 2017. – 221 с.
6. Генш К. Курорты мира.- М.: Восток-Запад, 2016. – 365 с.
7. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира. – Смоленск:Мир, 2012.-363 с.
8. Драчева Е.Л., Яворская А.О.. Туристское страноведение - Испания, Кипр, Египет, Финляндия: Учебное пособие. - М.: МАТГР, 2009. – 323 с.
9. Ердавлетов С.Р. География туризма: история, теория, методы, практика. – Алматы: АСТ, 2015.- 254 с.
10. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С.. География международного туризма. М.: Мир, 2013.- 265 с.
11. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А.. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического профиля.- М.: 2017.- 276 с.
12. Истомин П.И., Шмаков В.И.. Организация массового самодеятельного туризма: Учебное пособие - М.:Турист, 2017.-243 с.
13. Ирисова Т.А. География туристских центров. М: Наука, 2018.- 354 с.
14. Кусков А.С., Лысикова О.В.. Курортология и оздоровительный туризм: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 265 с.
15. Купер К., Флетчер Д. Экономика туризма: теория и практика. - Санкт-Петербург: Омега, 2017.- 562 с.
16. Крупенина Т. А. Социальные проблемы развития индустрии туризма. -М.: Управление персоналом, 2016.- 265 с.
17. Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия. Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2019. – 400 с.
18. Романов А.А., Саакянц Р.Г. .География туризма. М.: Мир, 2018.- 421 с.
19. Романов А.А. Зарубежное туристское страноведение. М.: Наука, 2019.- 452 с.
20. Разумов А.Н., Турова Е.А., Шинкаренко В.С.. Курорты России и мира. - Справочник. М.: Здравница, 2018.- 345 с.
21. Огиенко Н.А. Туризм, как средство познания собственной цивилизации. Проблемы, пути решения. – Астана: Мир, 2018. –456 с.
22. Самойленко А.А. География туризма: учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2018.- 325 с.
23. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск: Эноперспектива, 2016. – 217 с.
24. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: Учебное пособие. - М.: Март, 2019. –385 с.