Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В переводе с латинского «конкуренция» переводится, как «сталкиваться». На современном рынке – это столкновение интересов нескольких производителей тождественных товаров, в результате, которого происходит борьба за рынки сбыта, получение больших доходов и других бонусов. Роль конкуренции на рынке состоит в том, что она рассеивает власть одного или нескольких ведущих производителей конкретного товара, ограничивает их влияние и прибыли, с тем, чтобы ни один покупатель или продавец не мог значительно воздействовать на стоимость благ.
Проблема конкуренции на рынке труда актуальна в научном, практическом и образовательном аспектах, что определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, конкуренция является необходимым атрибутом рынка труда, одним из элементов его механизма. От масштабов, форм и методов конкуренции зависят как процессы развития данного рынка, так и качественно-количественные характеристики системы занятости. Это положение имеет особенное теоретическое и практическое значение для рыночных преобразований сферы занятости в России.
Во-вторых, процесс становления российского рынка труда сопровождается рядом негативных тенденций, среди которых: рост безработицы, снижение уровня жизни, углубление дифференциации доходов, низкий темп реструктуризации занятости, деквалификация значительной части российских работников и т.д. Важным требованием времени становится исследование конкуренции на рынке труда как одного из факторов, способных усилить или устранить указанные тенденции и, в конечном счете, детерминировать перспективы развития данного рынка в России.
Цель исследования – изучить и проанализировать конкуренцию и ее роль в современных трудовых отношениях.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и основные виды конкуренции;
2) рассмотреть значение конкуренции в современной экономике страны;
3) проанализировать конкуренцию и ее роль в современных трудовых отношениях.
Предмет исследования – конкуренция.
Объект – сфера трудовых отношений в России.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка литературы.
1. Понятие и виды конкуренции
Слово «конкуренция» переводится с латинского как столкновение, борьба за достижение преимуществ в какой-либо сфере. В условиях рыночных отношений конкуренция и ее виды выступают как взаимодействие, соперничество предпринимателей за обеспечение возможности реализации своей продукции, удовлетворяя тем самым потребности покупателей. Поскольку законом рынка является борьба за выживание и экономическое процветание, конкуренция стихийно регулирует общественное производство.
Функции конкуренции.
По сравнению с монополией или плановым хозяйствованием это соперничество, поддерживая динамизм экономической системы, позволяет создавать больше национального богатства при меньшей стоимости любого вида продукции. Оно обостряет производственные и рыночные отношения, вследствие чего повышается эффективность всей хозяйственной деятельности.
При этом конкуренция играет роль:
- регулятора рыночной стоимости товара;
- распределителя прибыли, зависящей от затрат труда;
- регулятора распределения капитала между различными производствами или отраслями.
Виды конкуренции.
Многообразие конкуренции и ее видов рассматривается с разных точек зрения: в зависимости от масштабов развития, состояния рынка, способа соперничества, характера поведения хозяйствующих субъектов.
По масштабам развития выделяются следующие ее виды:
а) индивидуальная – когда предприниматель пытается достичь лучших для себя условий купли-продажи товара;
б) местная – соперничество между владельцами товаров на какой-то территории;
в) отраслевая – борьба за получение наибольшей прибыли в определенной отрасли. Ее разновидностью считается горизонтальная конкуренция между теми, кто производит один и тот же товар;
г) межотраслевая – борьба товаропроизводителей различных отраслей за привлечение покупателей; вертикальная конкуренция как ее разновидность охватывает производителей разных товаров, удовлетворяющих определенную потребность. Например, потребность получения информации удовлетворяется благодаря наличию радио, телевизора, компьютера (через Интернет), книг, газет и т.д.;
д) национальная – соперничество на национальном рынке;
е) глобальная – когда на мировом рынке конкурируют представители хозяйствующих объектов разных стран.
В зависимости от состояния рынка рассматриваются совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная (свободная) соответствует некоему идеальному состоянию рынка, определяемому понятием «бег вместе», когда целью конкурирующих субъектов является не получение сверхприбылей, а сохранение места на рынке. Для существования такого вида конкуренции характерны следующие условия:
- объем производства отдельного товаропроизводителя не столь велик, чтобы влиять на цену товара, о которой хорошо осведомлены покупатели;
- товары на рынке однородны;
- продавцы не влияют друг на друга;
- доступ на рынок ничем не ограничивается.
Эти условия никому не позволяют изменять цену товара. Производитель может регулировать только объем выпускаемой продукции либо величину своих издержек. Такое состояние рынка теоретически возможно для промышленно развитых стран, однако долговременное его существование проблематично.
Несовершенный вид возникает при нарушении хотя бы одного из условий свободного рынка. Он связан с разделом рынка между несколькими крупными компаниями, ограничением самостоятельности предприятий, дифференциацией продукции, контролем сегментов рынка. Обостренная рыночная конкуренция и ее виды придают взаимоотношениям между товаропроизводителями отнюдь не дружественный характер. В ход идут нечестные способы, приводящие к разорению конкурента.
2. Значение конкуренции в современной экономике страны
Конкуренция в экономике – это такое понятие, как борьба между предприятиями на предмет лучшего продукта или услуги по оптимальному сочетанию цена/качество. Причём борьба также осуществляется за максимально эффективное использование факторов производства. В экономике есть такой термин, как деловая конкуренция хозяйствующих субъектов, которые посредством своих действий занимаются обеспечением возможности для конкурента оказывать воздействие на условия, в которых товары будут обращаться на рынке. То есть, таким образом, оказывается воздействие и на степень рыночных условий. В целом конкуренция в рыночной экономике может служить как во благо, так и во вред, и это зависит от ряда определённых обстоятельств.
В общем, экономическая конкуренция представляет собой соперничество нескольких хозяйствующих субъектов, которые работаю в одной области. Если смотреть на вопрос с экономической позиции, то конкуренция может рассматриваться с трёх основных позиций:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышникова А.А. О содержании понятия «конкуренция» на институциональном рынке труда в исследованиях российских ученых // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 1. С. 53-59; Петрищев М.В. Конкуренция на рынке труда: политэкономический аспект // Журнал экономической теории. - 2010. - № 4. - С. 159-165.
2. Беззубко Л.В., Нехода Е.В. Социально-трудовые отношения: результаты исследований в России и Украине / под общ. ред. Е.В. Неходы. – Томск : Томский государственный университет, 2013. – 372 с.
3. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. Учебное пособие. — Минск: Выш. шк., 2012. — 319 с.
4. Кашепов А.В. Рынок труда в России // Общество и экономика. 2010., №1. - с.22
5. Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В., Луданик М.В. Экономика персонала: Учебник. - М.: Инфра-М., 2009. - 896 с.
6. Мазин А.Л. Социальные взаимоотношения работников в организации. Глава 3 // Управление социальным развитием организации: Учебник / Под ред. А.П.Егоршина. – М.: ИНФРА-М, 2013.
7. Сергиенко Е.С. Рыночные ориентиры современных предприятий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-2. С. 113-116.
8. Сергиенко Е.С. Услуга как рыночный продукт в социально-экономическом пространстве // Практический маркетинг. 2013. № 9 (199). С. 15-20. 4
9. Хайек. Ф. Новые элементы в философии, экономике и истории учений. - Спб.: МИЭФ Спб. 2010.- с.180-183.
10. Яковлева Ю. А. Роль конкуренции в рыночной экономике // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 610-613
11. Значение конкуренции в рыночной экономике. - http://memosales.ru/konkurenciya/znachenie-v-razvitii-ekonomiki
12. Конкурентные отношения на рынке труда. - http://www.macro-econom.ru/economs-4316-1.html
13. Конкурентоспособность человеческих ресурсов в системе трудовых отношений современного общества. - https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-chelovecheskih-resursov-v-sisteme-trudovyh-otnosheniy-sovremennogo-obschestva
14. Конкуренция в экономике. - https://utmagazine.ru/posts/8800-konkurenciya-v-ekonomike
15. Конкуренция и ее виды. - http://indivip.ru/konkurenciya/konkurenciya-i-ee-vidy.html
16. Конкуренция на рынке труда и ее значение для развития компании. - https://www.hr-director.ru/article/63050-konkurentsiya-na-rynke-truda
17. Мазин Александр Леонидович, Конкурентоспособность Участников Трудовых Отношений. - https://ssrn.com/abstract=2826412