Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день в России одной из мер по борьбе с коррупционными проявлениями представляется обязательная ежегодная отчетность государственных служащих и их родственников о своих доходах и имуществе. Указом Президента России от 18 мая 2009 года № 5557 был утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых государственные служащие должны представлять данные о своих доходах, а также о доходах своих супругов и своих детей до восемнадцати лет.
Является необходимым включить в правовую систему эффективные механизмы реально действующей ответственности за незаконное обогащение, то есть за существование у должностного лица активов и собственности, происхождение которых данное должностное лицо не может логичным образом объяснить.
Определенное движение в эту сторону уже было сделано: прокуратура стала иметь право на обращение в судебные органы с требованием об изъятии имущества, которое должностное лицо приобрело в итоге необоснованного обогащения. Но при следует признать, что контроль за активностью средств публичных должностных лиц и их членов семей действует с недостаточно большой эффективностью, в следствии чего требуется обеспечивать реализацию контрольных мероприятий в полном соответствии с требованиями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В России следует совершенствовать условия и порядок прохождения государственной службы таким образом, чтобы теснее увязывать результаты работы с оплатой, служебной карьерой и перспективой. Важнейшим методом борьбы с бюрократизмом является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности для широких слоев населения. К специфическим способам преодоления бюрократизма необходимо отнести открытость процессов принятия общих решений, сокращение государственного аппарата, свободу доступа к информации, имеющей социальную значимость, повышение роли общественных организаций в управленческом процессе.
Преодоление бюрократизма невозможно без глубокой и последовательной демократизации всей системы общественных отношений. В преодолении бюрократизма важнейшее значение имеет сменяемость кадров. Подавляющее большинство людей не способно противостоять воздействию власти, причем длительное пребывание у власти портит даже хороших в прошлом людей. Сменяемость должна стать нормой жизни для всех звеньев управленческого аппарата, от самых высоких и до низших.
Целью данной работы является рассмотрение бюрократизма и коррупции в государственном механизме.
Задачи работы:
- изучение понятие и признаков бюрократизма ;
- определение проблем борьбы с бюрократизмом в системе государственного управления;
- анализ противодействие коррупции на государственной службе;
- рассмотрение эффективности антикоррупционных правовых механизмов.
Объектом исследования являются общественно-политические отношения, возникающие при бюрократизме и коррупции и при определении путей противодействия им.
Предметом - особенности бюрократизма и коррупции, их природы и форм проявления, а также пути противодействия им: теория и практика правового регулирования.
Исследование данной темы было проведено с помощью таких научных методов, как: обзорно-аналитический собранной литературы, описания, объяснения, сравнения, системного подхода.
Глава 1. Бюрократизм в государственном механизме
1.1 Понятие и признаки бюрократизма
Нас приучили гордиться нашим сильным и могущественным государством. Россия – это бескрайние просторы, богатейшие недра, широчайший многонациональный состав населения, наполненная драматизмом и непредсказуемыми событиями история. Вся эта сложная и многообразная система требует сильной государственной власти, опирающейся на разветвленный государственный аппарат и армию чиновников .
И все это в конечном итоге способствовало формированию властных институтов, объективно порождающих ряд дисфункциональных явлений, одним из которых выступает бюрократизм. Также исторически обусловлено, что в России практически отсутствуют силы, способные его контролировать и сдерживать. Иждивенческие настроения, неразвитые институты гражданского общества, низкий уровень политической и правовой культуры, неуважение к закону имеют в нашей стране очень давние традиции, тормозя социальный прогресс.
Бюрократия – многозначное понятие. Это особая социальная группа профессиональных администраторов и рациональный способ управления, основанный на подчинении правилам, разделении сфер ответственности, управленческом профессионализме, иерархии, формальных отношениях (когда взаимодействие идет на уровне должностей, а не личности) и создании регламентов – принципах, которые были сформулированы еще М. Вебером.
«Бюрократия – это один из типов идеальной рациональной организации, характеризующийся эффективностью административных действий, которая достигается за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей, иерархичной системы контроля и подчинения должностных лиц, безличных отношений, основанных на зафиксированных законах и правилах, которые определяют принятие решений путем отделения административных функций от средств управления».
Но слишком много посторонних факторов встревают в идеальную схему М. Вебера: от природно‐географических до ситуативных и индивидуально‐ психологических, которые влияют на формирование бюрократизма как негативного явления, сопутствующего государственному управлению. Р. Мертон, предлагая посмотреть на веберовскую бюрократию критически, указывает на недостатки этой системы, среди которых самыми значимыми будут постоянное давление на исполнителя, требование дисциплины, которое в конечном итоге приводит к переносу акцентов с целей организации на средства.
Узкая специализация служащих в учреждении, по мнению Мертона, снижает возможности изменения рода занятий, жесткая регламентация их деятельности всевозможными правилами вызывает смещение с цели на средства, и чиновник становится больше заинтересован в соблюдении формальностей, чем в решении вопроса. Формализацией называется степень ориентации на правила и опора на формальные критерии поведения и деятельности.
От служащих требуется огромное количество отчетов, записок и других формальных форм. Преимущества формализации заключаются в том, что она облегчает координацию, четко определяя обязанности каждого индивида, его ответственность, объем полномочий и обязанностей; что уменьшает конфликты, облегчает контроль, обеспечивая четко определенные стандарты деятельности и обеспечивает постоянный уровень качества производства и услуг; уменьшает необходимость многостороннего обучения персонала.
Но формализация смещает акцент с целей на средства; работа становится менее интересной и творческой; снижается способность гибко реагировать на изменяющиеся условия и потребности клиентов; имея строго закрепленные полномочия, служащие нижнего ранга лишаются возможности принимать участие в решении стратегических проблем, а тем самым обучаться стратегическим управленческим навыкам, что сокращает число потенциальных кандидатов на высшие посты в организации. Сама процедура разработки правил и регламентов может быть трудоемкой и может потребовать увеличения организационного персонала .
Разделение обязанностей и иерархия порождают волокиту, контроль подавляет инициативу и вызывает стремление избежать ответственности. Постоянное применение общих правил к частным случаям не дает увидеть человеческую индивидуальность клиентов.
Формальность (в разумных пределах) в отношениях, обеспечивающая предсказуемость в поведении служащих, защищающая от произвола руководства и потенциально уменьшающая конфликты необходима в процессе управления. Но чрезмерная – станет существенной чертой бюрократизма. Специализация на одних и тех же функциях порождает рутинизацию труда, а рутинная работа предполагает фокусирование на чем‐то одном и выпадение из поля зрения других вещей. Эффективность деятельности чиновника, как правило, определяется через соответствие его действий должностной инструкции, а если эти инструкции не приводят к желаемому результату, то формулируются новые инструкции, подчас лишенные рациональности и здравого смысла.
Воспроизводящиеся противоречия между стереотипностью мышления и поведения бюрократа и уникальностью проблем клиентов, несоответствия их статусов, будут постоянно порождать конфликты, непонимание… и поиск способов решения вопроса в каждом конкретном случае.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ«О противодействии коррупции»
3. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
4. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
5. Анурин В.Ф., Садулина А.М. Бюрократия: взгляды «извне» и «изнутри» // Социологические исследования. − 2019. − № 2. − С. 29-38.
6. Бурцев Ю.А. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы // ТДР. 2019. №2. С. 6-8.
7. Воротников А.А. Бюрократия и государство: история взаимоотношений // Вестник Саратовской государственной юридической академии. − 2018. − № 4. − С. 103-113.
8. Кабашов С.Ю. Бюрократия: Теоретические концепции: учебное пособие. − М.: Инфра-М, 2019. − 330 с.
9. Кузнецова Е.Е. Проблема борьбы с бюрократизмом в системе государственного управления // Историческая и социально-образовательная мысль. − 2019. − Т. 9. − № 6/2. − С. 179-182.
10. Пудаков Е. Р. Государственная политика Российской Федерации по противодействию коррупции. Уфа : Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «АТиСО», 2020. - 166 c.
11. Рекунова Н. Ф. Эффективность применения и исполнения наказания в виде штрафов за коррупционные преступления // Молодой ученый. 2019. №23. 640 с.
12. Сухонос В.В. Электронное правительство как антибюрократическая государственная технология: теоретико-правовая характеристика // Проблемы законности. − 2018. − № 130. − С. 35-44
13. Уколова А. А. Отдельные аспекты противодействия коррупции на современном этапе / А. А. Уколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 131-133.
14. Фиалковская И. Д. Коррупция: понятие, признаки, виды // Вестник ННГУ. 2018. № 1. С. 137–142
15. Шитова Т.В. Современные проблемы санкций в международном праве // Аграрное и земельное право. 2019. № 3 (171). С. 90-91.