Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы объясняется тем, что современной тенденцией в развитии высшего образования является модернизация системы высшего образования в русле развития согласно модели «Университет 3.0.».
Классическое понимание предпринимательского университета, предложенное выдающимся американским педагогом Бёртоном Кларком в 1998 году, строится на идее, что предпринимательские вузы наиболее чувствительны к настроениям общества и адаптивны к ним. За счет этого они способны адекватнее отвечать на его требования. Соответственно, предпринимательский университет не боится трансформаций. Изменения происходят на всех уровнях, а сотрудники университета добровольно и целенаправленно действуют для планомерного изменения устройства и ориентации вуза. Предпринимательский университет стремится к собственной независимости (как к финансовой, так и регулятивной) и идентичности, и в этих поисках зачастую выходит на «рынок».
По мнению Кларка, основной признак предпринимательского университета - его готовность к коммерциализации знаний. Причем предпринимательская деятельность в университете должна быть системообразующей, а предпринимательские ценности становятся ведущими не только для преподавателей, но и для студентов университета.
Кларк отмечает, что преимущества предпринимательской модели университета очевидны. Это его независимость (хотя и относительная), адаптивность, релевантность его образования и исследований современному миру. Наука имеет больше возможностей для привлечения дополнительного финансирования, в том числе через прикладные исследования и проектную деятельность, которая обеспечивает фундаментальную науку подушкой безопасности, актуальными идеями и обратной связью.
Следствием происходящего перехода китайской экономики от модели статичной централизованной и плановой к динамичной и рыночной стали не только рост темпов экономического развития, но и целый ряд глубоких социальных и экономических преобразований, в том числе и в области высшего образования.
Высшее образование в Китае за последнее столетие прошло долгий и сложный путь. В настоящее время в этой сфере наблюдается ряд противоречий, не соответствующих реформированию общества и развитию высшего образования. Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы работы.
В системе высшего образования КНР за последние 10 лет стало гораздо больше вузов, которые меняются в сторону модели предпринимательского университета. - Они с разной степенью успешности налаживают связи с внешними стейкхолдерами, привлекают финансы со стороны бизнеса и взносы от своих выпускников, усиливают управленческое ядро.
Степень изученности.
Данная тема нашла свое отражение во многих научных и аналитических публикациях.
Среди работ, посвященных в целом вопросам модернизации системы высшего образования можно выделить статью О.В. Зиневич, Т.А. Балмасовой, Е.А. Рузанкиной, Н.В. Головко «Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема». Они анализируют идеи предпринимательского университета, выдвинутой Б. Кларком с позиции концепции «Университет третьего поколения» Й. Уисемы. В классическом понимании предпринимательский университет трактуется как набор дискурсивно упорядоченных практик (независимость от государственного финансирования, качество управленческого персонала, наличие предпринимательской культуры и т.д.), которые демонстрируют потенциал коммерциализации знаний, производимых университетом. Конструктивная интерпретация предпринимательского университета в терминах концепции Университета 3.0 дает возможность оценить качество внутренней политики университета по формированию условий для развития предпринимательской культуры.
Публикации в изданиях об образовании «Higher education» об актуальных направлениях развития системы образования в странах Востока и «Journal of Studies in International Education» об интернационализации образования и в частности внедрения в институты Китая модели «Университет 3.0» .
В рамках концепции Университета 3.0 основанием необходимости формирования «предпринимательской культуры» являются не внешние условия (требования развития инновационной экономики, технологического трансфера и т.д.), а внутренняя потребность справиться со своими собственными проблемами в борьбе за источники финансирования, талантливых профессоров и студентов. Это позволяет перейти от обсуждения условий развития «предпринимательской активности» в контексте «третьей миссии» к проблемам трансформации «первой миссии» – к актуализации учебных планов и педагогической составляющей формирования «предпринимательской культуры».
Наконец, Е. О. Нидергаус рассматривается предпосылки создания предпринимательской модели университета, различные научные мнения о данной трансформации, изменяющиеся функции высшего образования и последствия трансформационных процессов для академической среды, а так же основные идеи предпринимательского университета и его функционирование в современных российских условиях .
Следует обратить внимание на работы Новиковой Л. А., Ушаковой Л. К., в которых авторы выделили особенности среднего и высшего образования в Китае, отмечают, что реформирование китайской системы образования начала XXI в. связано с осмыслением передовых зарубежных педагогических идей и опыта образовательных реформ других стран, а также переосмыслением совершенных ранее ошибок в разработке и реализации образовательной стратегии .
Среди зарубежных исследователей, следует выделить работу Ван Яна, который рассматривает социальный аспект системы высшего образования в Китае. Четко прослеживается роль системы образования не только как педагогической платформы развития страны, но и как мощнейшего инструмента формирования идеологии и подготовки чиновников. Доказана адаптируемость китайской системы образования к вызовам глобального мира .
Донецкая С. С. и Цзи Цяньнань рассматривают итоги реформирования системы высшего образования в Китае. На основе официальной статистики показано, как изменилось количество высших учебных заведений, численность студентов и выпускников, а также структура подготовки специалистов по уровням образования и направлениям подготовки с 1995 по 2016 гг.
Гурулева Т. Л и Бин Ван рассматривали высшее образование в КНР с точки зрения государственного и партийного управления . А состояние китайского высшего образования в период моделей «Университет 1.0.» и «2.0». рассматривает Чжан Лили по состоянии на 2002 год, отмечая их достоинства и недостатки .
Так, Зиневич О. В. и Балмасова Т. А. рассматривают актуальность проблемы, связанной с изучением трансформации социальной функции университета Китая в постиндустриальном обществе в результате коммерциализации научной и образовательной деятельности. Анализируется опыт осуществления «третьей миссии» и социальная вовлеченность западных и российских университетов. Показывается, что реализация «третьей миссии» включает в себя сохранение гуманистического ядра некоммерческой деятельности университета, направленной на решение социальных проблем. Отмечается, что в Китае социальная вовлеченность университетов пока незначительна и находится в процессе становления .
Объектом исследования является высшее образование в Китае в рамках третьей миссии.
Предметом исследования являются направления высшего образования в КНР в рамках третьей миссии.
Целью данной работы является выявить ключевые направления развития высшего образования в КНР в рамках третьей миссии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть новые задачи образования в сфере концепции «Университет 3.0»;
2. Проследить изменения структуры университетов в Китае согласно модели «Университета 3.0»;
3. Выделить особенности финансирования новых образовательных технологий и внедрения системы высшего образования в КНР по модели «Университет 3.0»;
4. Определить перспективы развития высшего образования в Китае в рамках модели «Университет 3.0».
В качестве источниковой базы используется:
Нормативно-правовая база высшего образования в Китае – «Закон об образовании КНР» , а также принятая ЦК КПК и Государственным советом КНР в 2010 г. «Программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования КНР на 2010-2020 годы» , на основе которых будет сделан вывод об актуальном состоянии системы образования в Китае.
Делопроизводственные материалы - «Положение КНР о степенях» , «Проект 211» и «Проект 985» , нацеленные на создание и реорганизацию около 100 университетов и открытие ряда ключевых, необходимых для китайской экономики направлений обучения.
Информационно-аналитические материалы с данными о состоянии высшего образования в Китае: данные о численности университетов высшего образования, перешедших на модель «Университет 3.0» и о количестве обучающихся в них студентов (источником является портал статистики National Bureau of Statistics of China.) .
Хронологические рамки работы. Нижней границей исследования выступает период с 1995 года, так как университет исторически развивался как центр образования и науки, и лишь в 90-е годы XX века родилась концепция «тройной спирали», представляющая университет как триединство науки, образования и технологических инновации. Данная концепция впервые была сформирована в 1995 году Генри Ицковицем и Лоэтом Лейдесдорфом в работе «Тройная спираль — взаимодействие университета-индустрии-государства: лаборатория экономического развития на основе знания».
Фрагмент для ознакомления
3
Источники:
1. Концепция реформы системы зачисления в колледжи и университеты. [электронный ресурс]. - URL: http://www.docin.com/p-307865198.html
2. Программа среднесрочной и долгосрочной реформы и развития образования КНР на 2010-2020 годы. [электронный ресурс]. - URL: http://zongqing1028.blog.163.com/blog/ static/12716629520107308487845/
3. Проект 211. [электронный ресурс]. - URL: https://baike.sogou. com/v63156.htm?fromTitle=211%E5%B7%A5%E7 %A8%8B
4. Проект 985. [электронный ресурс]. - URL: https://baike.sogou. com/v294977.htm?fromTitle=985%E5%B7%A5%E7 %A8%8B
5. Чжунго цзяоюйфа: (Закон об образовании КНР) [электронный ресурс]. - URL: http://www.yjbys.com/news/385590. html.
6. National Bureau of Statistics of China. [электронный ресурс]. - URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticalda-ta/AnnualData/
Литература:
1. Ван Ян Генезис системы высшего образования в Китае: социальный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №1 [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kitae-sotsialnyy-aspekt \
2. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. №8-9 [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-tretiego-pokoleniya-b-klark-i-y-uisema
3. Гурулева Т. Л., Бин Ван Высшее образование в КНР: институты и механизмы государственного и партийного управления // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. №3. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-knr-instituty-i-mehanizmy-gosudarstvennogo-i-partiynogo-upravleniya
4. Донецкая С. С., Цзи Цяньнань Реформирование системы высшего образования в Китае: современные итоги // Высшее образование в России. 2018. №12 [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-kitae-sovremennye-itogi
5. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. №6. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tretya-missiya-i-sotsialnaya-vovlechennost-universitetov-k-postanovke-problemy
6. Нидергаус Е. О. Предпринимательский университет как ожидаемый результат трансформации академической среды // СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ, ИНСТИТУТОВ И ТЕРРИТОРИЙ. (материалы III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах). Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2017. – С. 18-21.
7. Новикова Л. А., Ушакова Л. К. Особенности среднего и высшего образования в Китае // ИСОМ. 2017. №5-1. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-srednego-i-vysshego-obrazovaniya-v-kitae
8. Чжан Лили Состояние китайского высшего образования // Высшее образование в России. 2002. №5. [электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-kitayskogo-vysshego-obrazovaniya
9. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon. Elsevier Science. 1998
10. Postiglione G.A. Global recession and higher education in Eastern Asia: China, Mongolia and Vietnam // Higher education. 2011. Vol. 62(6). P. 789-814.
11. Wu H, Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Intemationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22 (3). P. 259-277.
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/
13. Сиань Цзяотун-Ливерпульский университет — Википедия (wikipedia.org)
14. Lancaster University - Ланкастерский университет (maryadigroup.ru)