Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце XIX и начале XX веков на Россию обрушилась вереница событий, которая изменила судьбу государства. В данный период времени Российская империя вела активную внешнюю политику, стараясь наладить дружеские отношения с выгодными для неё странами и обезопасить себя от угроз извне. Рассматривая внешнеполитические отношения России, нельзя не сказать об Александре III и Николае II. Они достойно вывели Россию на мировой уровень и одержали победу там, где это было практически невозможно. После окончания русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Россия не принимала участия в вооруженных столкновениях и усилия ее дипломатии и политического руководства сводились к поддержанию мира и стабильности как в Европе, так и в других районах. Будучи мировой державой, Россия имела политические, стратегические и экономические интересы в различных точках земного шара. Первостепенное же значение для нее имели Европа, Ближний, Средний и Дальний Восток. В этих регионах ситуация постоянно менялась и была далеко не всегда благоприятной для Петербурга. В последние десятилетия XIX в. главные события происходили в Европе, где складывалась новая геополитическая обстановка. Возникли два новых государства - Италия и Германия. Объединение Италии под главенством Савойской династии мало занимало правящие круги России, а вот создание консолидированной Германской империи непосредственно затрагивало важнейшие русские интересы в самой Европе, и вне ее.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы взаимоотношений России и Америки в 1890-1911 гг. в сфере экономики.
Задачи курсовой работы:
- описать особенности положения России на рубеже XIX-XX вв.;
- рассмотреть специфику Маньчжурского вопроса в отношениях России и США на рубеже XIX-XX вв.;
- изучить отношения США и России в отношении русско-японской войны;
- изучить экономические интересы США и России на рубеже XIX-начале XX вв
Объект исследования – экономические отношения России и Америки в 1890-1911 гг.
Предмет исследования – современная точка зрения на экономические отношения России и Америки в 1890-1911 гг.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
История изучения вопроса (историография). Исследование истории российско-американских отношений – направление отечественной американистики. В работах Н. Н. Болховитинова , Г. П. Куропятника , Р. Ш. Ганелина мы видим анализ двусторонних отношений во время войны США за независимость, на стыке веков, в 1914-1917 гг. До середины 80-х годов прошлого века основными трудами, посвященными изучению взаимоотношений между Россией и США, были работы А. А. Фурсенко , В. В. Лебедева , М. Я. Гефтера и некоторых других. В 1991 г. была опубликована статья В. В. Носкова «Образ России в идеологии Американской империи» (447). В ней автор говорит об отношении американских ученых к России в ракурсе порицания.
Источниковедческий анализ. Были использованы сборники «Россия и США: торгово-экономические отношения, 1900—1930» , «Россия и США: дипломатические отношения, 1900-1917» .
В качестве источника мы использовали также работу И. Х. Озерова «Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века». В ней автор подробно рассматривает специфику развития экономики России в начале XX века и ее статус на международной арене.
Глава 1. Особенности положения России на рубеже XIX-XX вв.
1.1 Особенности промышленной сферы
В 80-е гг. XIX века в России практически были завершены процессы перехода от мануфактурного к фабричному производству, окончательно закончился промышленный переворот. Ведущими средствами обрабатывающей промышленности стали паровые машины (их количество в период 1875-1892 гг. увеличилось вдвое, в три раза увеличилась их мощность), механические станки, оборудование.
Кроме того, в конце XIX в. в России стали развиваться новые отрасли:
Угольная отрасль (добыча угля возросла с 1860 по 1895 гг практически в 30 раз);
Нефтедобыча и нефтепереработка (относительно новые отрасли) – развивались в районе Баку; начиналось все с системы откупа нефтяных колодцев на определенный срок. Позже они стали сдаваться в долгосрочную аренду (с 1872 г.). Нефть стала выкачиваться при помощи паровых двигателей. Добыча нефти была увеличена с 1870 по 1890 гг. в 140 раз. Россия к концу XIX века вышла на первое место по добыче нефти. Спросом пользовался керосин для бытового потребления. Менее востребованными были мазут и бензин.
Машиностроение;
Химическое производство и др.
Выплавка чугуна возросла в 4,5 раза за вторую половину XIX века. Теперь чугун производили не только на Урале, но и на юге России. Там же были построены крупные металлургические заводы – в Юзовке заработала первая доменная печь (1872), заработал Сулинский металлургический завод (1874).
Появился угольно-металлургический центр на Донбассе (включал в себя 70% всей добычи угля страны) и Криворожье. Каменный уголь стал основой для развития промышленности и транспорта.
Развивались и мелкие виды промышленности, в основном, в глубинках России .
Интересно, что развитие рыночной экономики начинается и с понятия «свобода». Если ранее на промышленные предприятия работали крепостные крестьяне, то уже после 1860-1870 гг. крестьяне становились свободными, они были связаны с общиной; переезжали с семьей в города. Повышается уровень грамотности, так как промышленные предприятия требовали от своих рабочих умения обслуживать технику. Особенно актуальны были кадры с высоким уровнем подготовки на крупных заводах и железнодорожном транспорте (за период 1865-1890 гг. численность таких рабочих возросла от 706 тыс. до 1432 тыс).
1.2 Увеличение городского населения страны
Вторую половину XIX века растет население в городах, в основном, за счет крестьян, которые могли свободно уйти в города на заработки. В 1863 году население городов было 6 млн. человек, а в 1897 г. – 17 млн. человек. Население страны увеличилось в 1,5 раза. К концу XIX века удельный вес городского населения составил 13,5%. Интересно заметить, что в то время фабрично-заводские поселки с населением более 20 тыс. жителей городами не назывались, поэтому данное население не подсчитывалось как городское.
К концу XIX века городское население состояло из:
• Крупной буржуазии;
• Помещиков и высших чиновников (11%);
• Мелких ремесленников и лавочников;
• Рабочих (52%) .
Киев, Рига, Одесса, Варшава увеличивались в несколько раз, поскольку эти города были центрами торговли и промышленности, здесь можно было найти работу и открыть свое дело.
Население Петербурга в 1897 году составляло 1,2 млн. жителей, Москвы – более 1 млн.
Чтобы вместить такое количество жителей, города начинают менять свой внешний облик: появляются многоэтажные дома, пускаются трамваи, улицы освещаются электрическими фонарями.
Стали быстрее строиться железные дороги, которые теперь связывали центр России и ее окраины в единый торговый и хозяйственный механизм. Это, на мой взгляд, также способствовало развитию рыночной экономики. Протяженность дорог за период 1861-1891 гг. возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. Была построена треть всех дорог России. Линии Москва-Курск, Москва-Воронеж, Москва-Нижний Новгород связывали центр России с крупными зерновыми районами. Экспорт России также стал развиваться благодаря новым морским путям на Балтийское и Черное море – в Одессу, Ригу.
Начинают строиться дороги промышленного назначения: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Нефть перевозилась в черноморский порт по дороге Баку — Тифлис — Батуми. Была и закаспийская дорога, которая активизировала развитие среднеазиатской хлопководческой сырьевой базы.
За период 1886-1890 гг. была проложена Транссибирская магистраль. Россия вышла на второе место после США по показателю протяженности дорог. Железные дороги соединялись между собой в крупных узах и создавали единую железнодорожную систему .
Сначала железные дороги строились на средства, привлеченные частными компаниями и иностранным капиталом. Постепенно государство само стало вкладывать деньги и средства в развитие железных дорог – это привело к объединению государственного и частного капиталов. Государство теперь поддерживало развитие железных дорог – это говорило уже о вмешательстве государства в экономику. Позже государство стало выкупать дороги у частных компаний, а новые дороги уже строились практически за счет государства.
Строительство железных дорог стало толчком для развития металлургической, лесной, нефтяной промышленностей, поскольку железные дороги нуждались в данных отраслях. Кроме того, строительство железных дорог требовало наличие квалифицированных рабочих кадров (машинистов, работников депо и путевого хозяйства).
Более 70% общего объема грузов к концу XIX века перевозилось при помощи железных дорог.
Развивается водный транспорт. Количество речных пароходов с 1860 по 1890 гг. увеличивается с 400 до 1,5 тыс.
1.3 Развитие внутреннего рынка России
За вторую половину XIX века в России меняется внутренний рынок: растет внутренний товарооборот: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11-12 млрд. руб. в 1900 году.
Поскольку развивалась крупная промышленность и железные дороги, это привело к изменению форм торговли. Сезонные ярмарки отошли на второй план и сохранялись в менее развитых регионах страны. В городах создаются торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Огромным товарооборотом теперь владели товарные биржи, которые продавали лес, хлеб, строительные материалы и др.
Растет хлебный рынок – увеличивается
Фрагмент для ознакомления
3
1) Архангельская И.Д. Из истории российско-американских связей конец ХIХ - начало ХХ в. // Вопросы истории. 2000. №11-12. С. 141-145.
2) Белявская И.А. Теодор Рузвельт: экспансия и реформа // ННИ. 1973. № 5. С. 117.
3) Болховитинов Н. Н. США: проблемы истории и современная историогафия. — М.: Наука, 1980. — 405 с.
4) Ганелин Р. Ш. Россия и США. Очерки истории русско-американских отношений. 1914—1917. — Л.: Наука, 1969. — 417 с.
5) Гефтер М. Я. Из истории проникновения американского капитала в царскую Россию до первой мировой войны // Исторические записки Инта истории Ан СССР. — 1950. — №35. — С. 62—86.
6) Дипломатический словарь. Т. 1—3. М.: Наука, 1984—1986. Т. 2. К—Р. М.: Наука, 1986. 500 с.
7) Зубок Л.И. Экспансионистская политика США в начале XX века. М.: Наука, 1969. 467 с.
8) Иванян Э.А. Документы российско-американских отношений 1900-1917 гг. // США-Канада: Экономика. Политика. Культура. 2000. №8. С.47-59.
9) Игнатьев А. В. Последний Царь и внешняя политика // Вопросы истории. 2001. №6. С.3-24.
10) История США. Т. 1-4. М.: Наука, 1983-1987. Т. 2.1877-1918. М.: Наука, 1985. 598 с.
11) История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. - Политиздат. 1991 г
12) История России: вторая половина XIX – XX вв./Б. В. Леванов. – Брянск, 2016
13) История России XIX – начала XX века / Под ред. Федорова В. А. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2016
14) Колобов О.А. Механизм формирования Политики Соединенных штатов Америки по отношению к Израилю и арабским странам в 1947–1985 гг. // Колобов О.А. Международные отношения: Избранные труды. Н. Новгород, 1998. С. 296.
15) Краснов И.М., Кравченко И.Н. Прогрессивная Америка и революционные события в России (1905–1907) // ННИ. 1986. № 1. С. 76.
16) Курилла И. И. Заокеанские партнеры: Америка и Россия в 1830-1850-е годы/Отв. ред. акад. НН Болховитинов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
17) Куропятник Г. П. Россия и США: экономические, культурные и дипломатические связи, 1867—1881. — М.: Наука, 1981. — 373 с.
18) Лебедев В. В. Русско-американские экономические отношения. 1900— 1917. — М.: Междунар. отношения, 1964. — 379 с.
19) Лошаков А. Ю., В. Н. Ламздорф и острые вопросы российско-американских отношений в 1890-1900 годы // Новая и новейшая история. — 2015. — № 2. — С. 154-162.
20) Носков В. В. Образ России в идеологии американской империи // Проблемы социально-экономической истории России. — СПб., 1991. — С. 288— 300.
21) Озеров И. Х Экономическая Россия и ее финансовая политика на исходе XIX и в начале XX века. – м.: Ленанд, 2019 – 290 с.
22) Орлов А. С., В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. И. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2016
23) Павленко Н.И. и др. Россия в конце XVII – XIX. – М.: Просвещение, 2017
24) Печуров С. Л., Раса господ: выбор главного врага: новации англосаксонизма в дальневосточном соперничестве Британии с Россией на рубеже XIX-XX вв. // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 4. — С. 23-31
25) Россия и США: торгово-экономические отношения, 1900-1930: Сб. документов. – М., Наука, 1996 г.
26) Россия и США: дипломатические отношения, 1900-1917 / Сост.: Ю. В. Басенко и др.; Науч. ред.: Г. Н. Севостьянов, Дж. Хэзлем. - М. : Материк, 1999. - 853, [1] с.
27) Спартак С. А., Восточная экспансия России на рубеже XIX-XX веков и отношение к ней в Америке // Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 3. — С. 135-149.
28) Федоров Н. В., Идеи А. Т. Мэхэна и военно-морская политика великих держав на рубеже XIX-XX вв. // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 12. — С. 15-21
29) Фурсенко А. А. Из истории русско-американских отношений на рубеже XIX—XX вв. // Из истории империализма в России. — М.; Л., 1959. — С. 219—269.