Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что институт Президента учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился, в том числе поменялись правовые акты и сам аппарат Президента РФ. Глава государства - лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Исходя из формы правления, порядка формирования высших органов государственной власти, сроков их полномочий и связи с народом, а также степени участия народа в их формировании государства делятся на монархии и республики.
Объектом данной работы является институт правового статуса Президента.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовой статус Президента, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение правового статуса Президента.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие и сущность главы государства;
• исследовать разновидности института главы государства;
• рассмотреть соотношение главы государства с «исполнительной властью» с властью «законодательной» и «судебной»;
• проанализировать проблемы применимости зарубежного опыта функционирования института главы государства в российских условиях.
Структура работы: введение, две главы, заключение и списка источников.
Глава 1. Общие положения о главе государства
1.1. Понятие и сущность главы государства
На сегодняшний день в мире насчитывается более 200 государств, среди которых около 30 монархий. Следовательно, в мире преобладает республиканская форма правления.
Монархия - модель управления страной, в которой государственная власть частично или полностью принадлежит монарху (королю, императору, герцогу, князю, шаху, эмиру и пр.) и, как правило, передается по наследству (Великобритания, Испания, Люксембург, Нидерланды, Япония, Свазиленд, Тонга).
Республиканская форма правления предполагает выборность президента страны, ограничение конституцией сроков его полномочий, гарантированную ее нормами возможность отрешения главы государства от должности за совершение тяжких преступлений в порядке импичмента.
Форма правления государства во многом определяет положение главы государства. Выделяются следующие виды республиканской формы правления:
- Президентская республика: Президент является главой государства и одновременно - главой исполнительной ветви власти (США, многие страны Африки, Мексика, Египет, Бразилия и др.);
- парламентская республика: Президент имеет символические полномочия в сфере государственного управления (Федеративная Республика Германия, Италия, Израиль, Турция, Индия);
- смешанная республика сочетает свойства Президентской и парламентской республики: глава государства избирается, как правило, всенародным голосованием, а не парламентом. Так, Российская Федерация является смешанной республикой. Главой государства выступает Президент РФ. Он является ключевым органом власти во всей государственной структуре. По мнению профессора С.А. Авакьяна, «президент - ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны».
Президентская республика впервые возникла в США: там в полномочия Президента были включены полномочия главы правительства и главы государства. В США институт Президентства является одним из самых главных политических институтов.
Глава государства избирается по-разному, что обусловлено формой правления. Говоря о республиканской форме правления, стоит отметить, что объем полномочий главы государства зависит от того, насколько отдален парламент от избрания Президента: чем дальше, тем более объемными полномочиями обладает глава государства.
Российская Федерация является смешанной республикой. Главой государства выступает Президент РФ. Он является ключевым органом власти во всей государственной структуре. По мнению профессора С.А. Авакьяна, «Президент - ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны».
Полномочия компетентных органов и лиц, занимающих определенную должность в государственной структуре, состоят из определенных прав и обязанностей. Глава государства обладает определенными правовыми возможностями, которые отнесятся к публичным правам, а не полномочиям (например, право законодательной инициативы).
Одним из главных полномочий, которым наделен Президент РФ и которое закрепляется первым, является статус гаранта Конституции РФ. Следующее полномочие Президента РФ связано с его статусом гаранта прав и свобод человека и гражданина. Значителен объем полномочий Президента РФ по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Глава государства - лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.
Анализируя распределение полномочий между Президентом и парламентом в зарубежных странах, следует отметить, что, например, во Франции именно Парламент определяет, какие права и обязанности будут у Президента и Премьер-министра Франции.
Во Франции и Италии существует определенная практика главы государства по делегированию издания подзаконных актов законодательным органам.
В США исполнительная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом. Конгресс США наделен значительными полномочиями. Президент США имеет право созыва одной или обеих палат Конгресса на внеочередные заседания, обладает правом подписания законов и правом вето, однако в соответствии с Конституцией США роспуск Конгресса не предусмотрен.
Говоря о законодательной инициативе Президента США, необходимо признать, что она аналогична российской практике: в обеих странах инициатива исходит от главы государства.
Во всех названных выше государствах существует практика направления Президентских посланий парламенту. Президент выступает с ежегодными посланиями к народу (тронной речью в парламенте). Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти: он стоит над ними, являясь гарантом Конституции РФ.
О принципе разделения властей идет речь и в Конституции Италии: она не наделяет Президента правом осуществлять исполнительную власть и дает реальную возможность быть гарантом Конституции. Формирование Правительства Италии происходит следующим образом: Президент назначает на должность Председателя Совета министров и далее по его предложению - министров.
Во Франции Правительство может быть оппозиционно по отношению к Президенту.
В США Президент назначает министров лишь после одобрения Сената.
Полномочия главы государства по отставке правительства в Российской Федерации и США идентичны: оба Президента имеют полномочия по роспуску правительства (в США - министров).
Учитывая возможную оппозицию Парламента Франции по отношению к Президенту, последний не может отправить в отставку Премьер-министра, если Парламент его поддерживает.
В Италии Совет министров предпочитает самостоятельно уходить в отставку.
Статус Президента РФ необходимо конкретизировать и упорядочить, а нормы данного института систематизировать. В частности, учеными предлагаются альтернативные способы решения проблемы:
В Конституции РФ правовое положение Президента РФ закреплено в самой общей форме. Конкретизация данных норм должна содержаться в иных законодательных актах. Конституция РФ не предполагает отсылочного характера на отдельный акт, регулирующий статус Президента РФ (например, отрешение главы государства от должности регулируется положениями ст. 93 Конституции РФ).
1.2. Разновидности института главы государства
Традиционно в литературе в рамках республиканской формы правления выделяют Президентскую, парламентарную и смешанную (полуПрезидентскую) республики. Делается это, как правило, на примерах
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. пособие: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 347.
3. Авакьян С.А. О возможных и конституционно легитимных путях изменения баланса властей в РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 3. С. 2.
4. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2008. – 548 с.
5. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 25.
6. Гончаров В.В., Жилин С.М. Принципы организации и деятельности института Президента Российской Федерации // Современное право. 2012. N 12. С. 35 – 44.
7. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2013. N 3. С. 55 - 60.
8. Клишас А.А. Конституционный контроль и конституционное правосудие в зарубежных странах: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. – 49 с.
9. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 640 с.
10. Краснов М.А. Институциональный фактор искажения конституционного духа // Конституционный вестник. Специальный выпуск. 2012. N 1 (19). С. 130.
11. Мандрыка Н.Н. Особенности системы сдержек и противовесов в республиках с разными формами правления // Российский судья. 2016. N 2. С. 32.
12. Мовчан А.О., Николаев А.М. Специфика и проблемы правового регулирования статуса главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах // Современное право. 2016. N 8. С. 26.
13. Нечкин А.В. Взаимодействие правительства и главы государства в странах Содружества Независимых Государств // Проблемы конституционного и муниципального права: Коллективная монография. Часть 1 / Отв. ред. М.С. Саликов. Екатеринбург, 2015. – 328 с.
14. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7 – 11.
15. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
16. Прокофьев В.Н. Конституционно-правовой статус Президента (главы государства) в парламентских республиках Западной Европы // Международное публичное и частное право. 2016. N 2. С.