Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникации ориентированы на то, чтобы обеспечить качественную подготовку и последующую оперативную реализацию управленческих решений, которые позволяют выводить компанию на качественно новый уровень и делать ее сильнее, чем конкуренты. Управленческие решения принимаются в рамках стратегического управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. Коммуникации также осуществляются различными способами и выбираются в соответствии с тем, какие функции они обеспечивают.
Коммуникации в организации в современном мире процесс тяжелый, состоящий из действий, каждое из которых необходимо для того, чтобы идеи сотрудника стали ясными другому сотруднику.
Глава 1. Организационные коммуникации в кризисной и конфликтной ситуации
1.1. Правила и принципы управления коммуникациями в кризисной и конфликтной ситуации
Кризисные коммуникации важны не только для государства, бизнеса или публичных личностей. Уметь выстраивать коммуникации в критической ситуации – хороший навык для любого человека.
Особые стратегии управления необходимы любому предприятию, пострадавшему от кризиса. Кризисы могут проявляться во многих формах. Одной из них является пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Пандемия представляет серьезную угрозу для людей, предприятий и экономики во всем мире. В то время как правительства стран предпринимают значительные меры по борьбе с коронавирусом, компании оперативно приспосабливаются к меняющимся потребностям своих сотрудников, потребителей и поставщиков, решая при этом финансовые и операционные проблемы.
Кризис, независимо от его формы, потенциально может угрожать успеху бизнеса и отрицательно сказаться на его финансах. Следовательно, необходимы эффективные стратегии, позволяющие предприятиям выжить во время кризиса. Антикризисное управление представляет собой процесс подготовки и управления любыми чрезвычайными или неожиданными ситуациями, которые влияют на бизнес, заинтересованные стороны, сотрудников, клиентов и доходы.
Это важнейший компонент общей стратегии корпоративного менеджмента. Антикризисное управление немного отличается от управления рисками, которое требует оценки потенциальных угроз и поиска наилучшего способа их избежать. В антикризисном управлении угроза уже возникла, и с ней предприятию нужно бороться. Однако кризисы не всегда вредны для бизнеса, поскольку могут мотивировать компании к успешной деятельности в ближайшей перспективе. Например, многие предприятия инвестируют в цифровую трансформацию, внедряя веб-приложения для облегчения совместной работы в команде и повышения безопасности данных при удаленной работе из дома.
Кризисные коммуникации, или, если быть точнее, управление коммуникациями во время кризиса – это свод правил, инструкций, протоколов, которые применяются для предотвращения, реагирования и восстановления организации (коммерческой или некоммерческой) после наступления кризиса.
Кризисные коммуникации непосредственно влияют на:
– репутацию компании,
– на восприятие бизнеса всеми его стейкхолдерами – это клиенты, инвесторы, партнёры, сотрудники, государственные органы, профессиональные сообщества.
Как бизнес ведёт себя во время кризиса, как коммуницирует, какие действия предпринимает – всё это оказывает огромное влияние на мнение общественности о бизнесе, а значит, о его привлекательности и желании его поддерживать, покупать у него и рекомендовать его.
1.2. Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных и конфликтных ситуациях
Коммуникации представляют собой связующий процесс, без которого невозможно осуществить ни одно важное управленческое действие. Коммуникации обеспечивают обмен информацией между организацией и ее внешним окружением, между уровнями компании, ее подразделениями. Любой сбой в системе коммуникаций снижает эффективность работы компании. У руководителей есть возможность повысить коммуникационную эффективность путем превентивного прояснения идей. Коммуникации сталкиваются с рядом барьеров, одними из самых распространенных среди которых является фильтрация, неудовлетворительная коммуникационная структура и перегрузка сети обмена информацией.
Принятие решений во время кризиса отличается от «мирных» привычек. Нужно иметь в виду, что в критической ситуации часто встречаются следующие тенденции:
Упрощать: в условиях информационного перегруза или, наоборот, отсутствия достоверной информации люди не улавливают нюансов и не могут анализировать сложные данные. И поэтому прибегают к своим закоренелым привычкам и стереотипным суждениям.
Держаться за привычные мнения и действия: во время критической ситуации люди не меняют свои действия с привычных на новые, если они не подготовлены и эти новые действия не доведены до автоматизма тренировками и тренингами.
Доверять недостоверной информации: в незнакомых ситуациях люди обращаются к экспертам и лидерам мнений. Но эксперты (реальные или мнимые) могут не соглашаться друг с другом и обсуждать гипотетические нюансы происходящего. А согласно руководству Центра по контролю и профилактике заболеваний в США (CDC), исследования показывают, что первое сообщение, которое достигло аудитории, часто воспринимается как принимаемое и правдивое, даже если следующие обновления будут точнее и правильнее.
Столкнуться с кризисными коммуникациями может не только бизнес или публичная личность, но и обычный гражданин. И его действия может осудить общество – например, кто-то заснимет его действия (к примеру, грубое поведение по отношению к ребёнку) и выложит в Сеть.
Как правило, кризисная ситуация проявляется в самый неожиданный момент и зачастую застаёт врасплох. В случае с бизнесом это могут быть любые события или действия, которые несут потенциальный вред имиджу компании и могут негативно сказаться на репутации бизнеса, продукта, работников и подорвать доверие клиентов и партнёров. Например, это может быть обнаружение вредных веществ в продуктах компании, выброс вредных веществ при производстве, остановка производства, увольнения, природные катаклизмы, изменения законодательства, несчастные случаи или нарушение гражданских прав.
Глава 2. Направления совершенствования процесса управления коммуникациями в кризисных и конфликтных ситуациях на примере ООО «Санкт-Петербург»
2.1. Современные технологии в управлении коммуникациями в кризисной и конфликтной ситуации
Коммуникация непосредственно вплетена в различные виды деятельности, осуществляемой организациями. Информация не может образоваться самостоятельно из ничего. Она поступает внутрь организации извне, из окружающей среды, которая может представлять собой совокупность экономической, политической, социальной, технологической и других сред. После того, как информация из окружающей среды попадает внутрь организации, она не оказывается доступной сразу всем сотрудникам, ее также нужно транспортировать между различными отделами и звеньями. В связи с этим, выделяют два вида коммуникаций, которые используются для обмена информацией в организации: это внутренние и внешние (рис. 1).
Второй вид коммуникаций организация устанавливает с внешней средой, что вполне отражается в названии. Участниками взаимодействия являются организация и ее окружение, которое не имеет прямого отношения к организации. В нашей работе мы подробно остановимся именно на первом виде коммуникации – внутри организации.
Коммуникации в ООО «Санкт-Петербург» могут быть официальными (формальными) и неформальными, которые возникают как бы параллельно с формальными. Итак, проанализируем внутриорганизационные коммуникации в органе местного самоуправлении, а именно на примере ООО «Санкт-Петербург». Рассмотрим взаимодействие внутри ООО «Санкт-Петербург» между руководителем – начальником ООО «Санкт-Петербург» и отдельными элементами управленческой структуры – заместителями, начальниками отделов и специалистами.
Внутренние коммуникации в ООО «Санкт-Петербург» – это информация, которая передается служащими друг другу, т.е. внутри органа местного самоуправления. При этом внутренние коммуникации подразделяются на формальные и неформальные. Формальные коммуникации в свою очередь включают в себя горизонтальные, вертикальные и диагональные связи.
Внутриорганизационные коммуникации – это коммуникации, которые выстраиваются внутри ООО «Санкт-Петербург», между ее различными подразделениями и уровнями. Обмен информацией в случае межуровневой коммуникации внутри ООО «Санкт-Петербург» происходит в двух направлениях: вертикально и горизонтально. Причем вертикальный обмен информацией осуществляется как сверху-вниз, так и снизу-вверх. В случае, когда происходит коммуникация сверху-вниз, информация поступает от руководства к подчиненным либо персонально, либо до всего коллектива единовременно. Такой вид коммуникаций называют нисходящим.
Так, вертикальная коммуникация (персональная) сверху-вниз по нисходящей линии: когда руководитель - начальник ООО «Санкт-Петербург» по звонку вызывает к себе заместителя ООО «Санкт-Петербург» и лично разъясняет вопрос и ставит задачу перед подчиненным. Также начальник ООО «Санкт-Петербург» может вызвать к себе любого специалиста отдела и дать указания по выполнению определенной задачи или по разъяснению вопроса, в котором данный специалист компетентен (рис. 3). Так, при персональном общении образуется только одна коммуникационная связь, и можно говорить о межличностной коммуникации в ООО «Санкт-Петербург», возникающей между руководителем и подчиненным.
2.2. Диагностика коммуникаций в кризисной и конфликтной ситуации
Для диагностики уровня конфликтности в коллективе предприятия проанализируем причины возникновения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе ООО «Санкт-Петербург».
В исследовании принимали участие 36 респондентов. Для диагностики конфликтов на исследуемом предприятии использовались опросные методы (анкетирование, беседа), анализ данных.
Анкета состоит из 25 вопросов, которые направлены на: изучение частоты конфликтов в организации; самооценку конфликтности; изучение наиболее часто используемых методов разрешения конфликтов; анализ распределения ролей в процессе разрешения конфликтов; изучение причин конфликтов (Приложение 1).
Результаты исследования, позволяют сделать выводы об уровне конфликтности в трудовом коллективе ООО «Санкт-Петербург», о причинах возникновения конфликтов на предприятии, о методах разрешения конфликтных ситуаций в исследуемом коллективе.
При ответе на вопрос «Как часто в ООО «Санкт-Петербург» возникают конфликтные ситуации?» – 75% (27 человек) респондентов отметили, что такие явления происходят иногда, 20% (7 человек) опрошенных ответили, что конфликтные ситуации почти никогда не происходят, однако 5% (2 человека) считают, что конфликты происходят периодически (рис. 4).
Заключение
Коммуникация в кризисных ситуациях - это специальность профессии по связям с общественностью, которая призвана защищать человека, компанию или организацию, сталкивающуюся с публичным вызовом своей репутации . Кризисная коммуникация направлена на повышение осведомленности о конкретном типе угрозы, ее величине, последствиях и конкретном поведении, которое следует принять для уменьшения угрозы.
Специалист по коммуникациям Тимоти Кумбс определяет кризис как «восприятие непредсказуемого события, которое угрожает важным ожиданиям заинтересованных сторон и может серьезно повлиять на производительность организации и привести к негативным результатам», а коммуникацию в кризисной ситуации - как «сбор, обработку и распространение информации, необходимой для решения проблем».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиев В.Г. Теория организации / В.Г. Алиев. – М. : Экономика, 2019. – 429 с.
2. Алферов Ю.Ю. Government Relations в современной России как развивающаяся сфера коммуникационного менеджмента / Ю.Ю. Алферов // Сборники конференций НИЦ Социосфера.– 2019. – №17. – С. 71-73.
3. Антипенко З. Г. Основы теории коммуникаций : курс лекций / З.Г. Антипенко. – М. : Владос, 2019. – 104 с.
4. Базаркина Д. Коммуникационный менеджмент / Д. Базаркина. – М. : Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2020. – 400 с.
5. Балахонская Л.В. Особенности PR-текстов в сети Интернет: коммуникативно-прагматический аспект / Л.В. Балахонская, И.А. Быков // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. – 2020. – №2 (22). – С. 41-59.
6. Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / М.П. Бочаров, А.Н. Чумиков. – М.: Дело, 2019. – 560 с.
7. Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л.А. Браславец // Вестник ВГУ. Филология. Журналистика. – 2018. – № 1. – С. 125–132.
8. Варакута С.А. Связи с общественностью / С.А. Варакута. – М.: Инфра-М, 2019. – 207 с.
9. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе : перспективные направления исследований / М.С. Вершинин // Актуальные проблемы теории коммуникации. – 2020.– № 2. – С. 98-107.
10. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И. Глазунова. - М.: Проспект, 2019. - 630 с.
11. Голуб О.Ю. Теория коммуникации / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. – М.: Дашков и К, 2018. – 388 с.
12. Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и ВКонтакте: практики взаимодействия / О.В. Дьяченко // МЕДИАСКОП. – 2020. – № 4. – С. 10-15.
13. Зазаева Н.Б. Политические коммуникации в современной России / Н.Б. Зазаева // Власть. – 2019. – № 7. – С. 63-66.
14. Зигфрид Ш. Коммуникация и пиар в организации : учебное пособие / Ш. Зигфрид. – М.: Институт Прикладной Психологии «Гуманитарный Центр», 2018. – 198 с.
15. Ильяхов М. Пиши, сокращай : как создавать сильный текст / М. Ильяхов, Л. Сарычева. – М. : Альпина Паблишер, 2018. – 440 с.
16. Каплунов Д.А. Контент, маркетинг и рок-н-ролл : книга-муза для покорения клиентов в интернете / Д.А. Каплунов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 496 с.
17. Китчен Ф. Паблик рилейшнз : принципы и практика / Ф. Китчен. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 455 с.
18. Коноваленко В.А. Теория коммуникации / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
19. Крайнова К.А. Интернет как средство политической манипуляции в современном политическом управлении / К.А. Крайнова // PolitBook. – 2018. – № 2. – С. 60-67.
20. Морозова М.Г. Технологии политической коммуникации в условиях информационного общества / М.Г. Морозова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 10. – С. 108-112.
21. Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: её роль, функции и формы / О.Н. Морозова // Политическая лингвистика. – 2020. – № 1. – С. 156-161.
22. Никитин А.С. GR для малого и среднего бизнеса : монография / А.С. Никитин, А.Б. Шатилов, С.Н. Муляр, Д.С. Вечернин. – М.: Проспект, 2018. – 112 с.
23. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент / А.С. Орлов. - М. : Гардарики, 2018. – 368 с.
24. Паулов С.В. Масс-медиа в системе политической коммуникации современного российского общества / С.В. Паулов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 145-148.
25. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация / Е.Н. Пашенцев. – М. : БФРГТЗ «Слово», 2020. – 396 с.
26. Пустовалов А.В. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения / А.В. Пустовалов, М.Ш. Ишматов // Российская и зарубежная филология. – 2018. – № 4. – С. 227-239.