Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы общего экономического равновесия 4
1.1 Спрос и предложение. Понятие равновесия рынка, его виды и модели 4
1.2 Роль концепции рыночного равновесия в теории координации экономической деятельности 17
Глава 2 Вклад ученых в теорию экономического равновесия 21
2.1 Модель Вальраса 21
2.2 Вклад в теорию экономического равновесия К. Эрроу, К.Дебре, Р. Аллена, Д.Хикса, Л. Канторовича 23
2.3 Теория экономического равновесия Дж. Кейнса 25
2.4 Теория Дж. Фон Неймана и О. Моргенштерна, Нэша 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Огромная часть исследований поведения субъектов рынка посвящена проблемам предприятия-производителя, то есть производственной проблемы. Но экономическая идея состоит в том, что система экономики функционирует качественно тогда, когда удовлетворяются потребности потребителя, которые проявляются в потребительском поведении на рынке.
Итак, в структуре отношений экономики главная роль принадлежит потребителю. Последний – это носитель целевой функции производства на уровне социума.
Потребитель влияет на режим обратной связи производителя, корректирует деятельность производителя для того, чтобы полно обеспечивать общественные потребности. Если этой связи нет, то система экономики не обладает внутренним способом развития и не эволюционирует.
Поведение потребителя определяет трудовую, сберегательную и другие виды экономической деятельности, характеризует виды поведения в экономике.
Теория поведения потребителя характеризует то, почему люди покупают. Это предмет науки экономики в целом.
Потребительское поведение изучается целым комплексом наук. Поведения потребителя характеризуется богатым набором ценностей и предпочтений. Люди максимизируют свое благосостояние, каким они его себе представляют, независимо от того, эгоисты или альтруисты они. Также важны и социальные институты в формировании у людей представлений о том, на каком уровне находится их благосостояние.
Рассмотрим фазы поведения потребителя.
1) Преддействие – создание настроений, оценок, которая предшествует определенным решениям и действиям потребителя;
2) Потребительское действие по обретению благ – приобретение благ на рынке или другим способом;
3) Потребительское удовлетворение (производство базовых благ потребления).
Поведения потребителя как объект категории экономики – это сложная категория экономики, которая отражает целую совокупность отношений экономики, явлений и процессов [13, с. 294].
Факторы, определяющие поведение потребителя
На уровне ожиданий, настроений потребителя функционируют индивидуально-психологические факторы, которые влияют на микрофакторы. Изменения на микро и макроуровне влияет на них. Факторами могут быть изменение политики государства в сфере доходов, установление ценового контроля, контроль за внешней торговлей и валютным курсом, изменение социальной политики в регионе и пр.
Нанофакторы, то есть факторы на уровне ожиданий влияют на факторы поведения экономики – увеличение, например, инфляционных ожиданий, развитие ажиотажного спроса и пр.
На микроуровне на спрос могут влиять особенности распределения доходов и формирование цен на рынке.
Также на поведение потребителя могут оказывать влияние общеэкономические и демографические факторы, степень инфляции в области и регионе и пр.
Также на макроуровне мы говорим о таких факторах, как инфляция, ситуация в стране и др. [3, с. 147]
Кривая спроса представлена на рисунке 3. Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (Р) и цен других товаров (Ра, Рb), от доходов покупателей и, конечно же, от их вкусов и предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем спроса, т.е. максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. QD = f(P, Pa, Pb, …, I, T, W) , где QD - объем спроса на данный товар; I - денежный доход; T - вкусы и предпочтения потребителей; W - накопленное имущество.
Рисунок 3 – Кривая спроса
Предложение: сущность, факторы
Предложение представляет собой совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по определенной цене. Величиной предложения является максимальное количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене.
Дифференцируют прямую и обратную кривые предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. учебник – М.: ОМЕГА-Л , 2017 - 684 с.
2) Бастиа Ф. Экономические гармонии. Избранное / Пер. с франц. М.: Эксмо, 2017. 1200 с
3) Гогохия Д. Ш., Почему деньги - это больше, чем средство обращения // Общественные науки и современность. — 2017. — № 6. — С. 147-157.
4) Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2018. - 160 c.
5) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.
6) Кузьмин А. Ю., Валютная политика и макроэкономическая динамика: типологизация с позиций нового инструментария // Экономический анализ: теория и практика. — 2011. — N 15. — С. 43-49.
7) Лаврентьев А. С., Методы оценки влияния структурной политики на макроэкономические параметры: модели общего равновесия // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — № 9 (432). — С. 98-112 :
8) Ларионов И. К. Экономическая теория. Политическая экономия. – М.: Дашков и Ко , 2018 - 730 с.
9) Маршалл А. Основы экономической науки / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2017. 832 с.
10) Пильник Н. П., Модели механизмов, обеспечивающих эффективность общего равновесия // Экономика и математические методы. — 2014. — Т. 50, № 2. — С. 58-72.
11) Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2018. 960 с.
12) Станковская И. К. Экономическая теория. – М.: Эксмо , 2018 - 476 с.
13) Трунин, С. Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. - М.: Финансы и статистика, 2018
14) Шумпетер Й. А., Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. — Москва : Издательство Института Гайдара, 2011. — 413, [1] c.
15) Эллман М., О вкладе исследовательских работ по советской экономике в экономическую теорию мейнстрима // Вопросы экономики. — 2010. — N 3. — С. 39-55