Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется современным состоянием рынка труда и занятости населения, которое требует выработки по существу новой политики регулирования занятости, адекватной выбранному государством курсу реформ. Это обусловлено тем, что сфера занятости населения претерпела существенные изменения с начала девяностых годов и более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили свою актуальность.
Также является необходимым рассмотрение системы государственного регулирования занятости в связи с тем, что в настоящее время происходит определенное смещение центра тяжести управленческой деятельности и ответственности в области решения социально-трудовых отношений на уровень регионов.
Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения государственного механизма регулирования занятости с определением принципов его формирования, результатом которого станет выработка новых рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования занятости населения.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых посвященных управленческим проблемам в сфере занятости населения.
Например, исследование состояния рынка труда Российской Федерации, как одного из важнейших элементов экономической системы государства и анализ основных данных Федеральной службой государственной статистики рассмотрены в работах Гребенюка Т.А., Бусоедова И.А., Гришиной А.С., Овчинниковой А.Ю.
Особое значение для работы имели положения трудов перечисленных авторов, содержащие оценку степени негативного воздействия внешних факторов на рост безработицы и ее влияние на экономику страны, а также положительные и отрицательные последствия данного явления.
В связи с вышесказанным цель работы состоит в анализе механизма государственного регулирования занятости региона.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить макроэкономические теории занятости;
рассмотреть структуру занятости населения региона как отражение состояния региональной экономики на примере республики Хакасия.
Объектом исследования является система занятости населения республики Хакасия.
В качестве предмета исследования выступает механизм государственного обеспечения занятости населения и его региональные особенности.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ системы занятости населения и рынка труда. Методологическую основу работы также составили такие методы научного познания как: метод формализации, метод сравнения, методы аналогии, метод наблюдения, прогнозирования, дедукции, статистический метод изучения массовых явлений и другие.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и республики Хакасия, составляющие правовую основу управленческой деятельности.
Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
1. Макроэкономические теории занятости
На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой интегральный элемент народного хозяйства, экономическую среду, в рамках которой, в результате конкуренции между экономическими агентами посредством механизма спроса и предложения формируется объем занятости, уровень оплаты труда, происходит создание трудовых отношений и взаимодействий.
Положительные изменения данных показателей позволяют достичь удовлетворительного уровня жизни экономически активных людей для обеспечения их профессиональных и жизненных потребностей.
Регулирование рынка труда видится необходимым также по причине того, что он обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей, создает стимулы для их эффективного использования, содействует формированию конкурентной среды, способствует формированию резерва трудовых ресурсов для обеспечения нормального процесса общественного воспроизводства .
Следует отметить, что особое влияние на эффективное функционирование современного рынка труда оказывает государство. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать как совокупность средств, методов и функций управления, которые осуществляют государственные органы власти, направленных на совершенствование механизма рынка труда. Объектами такого регулирования могут выступать перечисленные выше трудовые отношения, распределение и перераспределение рабочей силы, подготовка и повышение квалификации работников и так далее.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что государство в процессе регулирования рынка труда ставит перед собой следующие цели:
– стабилизация рыночных отношений;
– обеспечение рационального уровня занятости, который зависит от конкретных социально-экономических условий;
– смягчение последствий безработицы;
– достижение наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест;
– создание адаптивного рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики.
Далее следует рассмотреть основные инструменты государственного механизма регулирования рынка труда, ряд исследователей разделяют их на административные и экономические (таблица 1).
Таблица 1
Основные инструменты государственного механизма регулирования рынка труда
Административные инструменты Экономические инструменты
организация переподготовки кадров,
повышение квалификации работников снижение налогов
изменение масштабов подготовки
работников различных профессий увеличение государственного заказа
установление МРОТ, пособий по
безработице изменение ставок по кредитам
регулирование оплаты труда по
тарифной системе
Подробная классификация основных инструментов и методов государственного механизма регулирования рынка труда представлена в Приложении 1.
Одним из основных предметов социально-трудовых отношений, реализуемых на рынке труда, на сегодняшний день являются отношения занятости. Отличительной особенностью занятости следует признать ее всеобщий характер, поскольку она неотъемлема в любом способе производства и проявляет себя как существенный фактор развития производительных сил общества.
Поэтому, представляется необходимым более полно осмыслить понятие «занятость» и раскрыть его сущность на основе исследования уже имеющегося опыта изучения данной научной категории.
Существует несколько основных точек зрения на регулирование сферы занятости. Первый подход раскрывается в работах основоположников так называемой классической теории занятости (Д. Рикардо, К. Маркс, Дж. Милль, А. Маршал, А. Пигу и другие), можно с уверенностью утверждать, что данные авторы заложили теоретическую базу в сфере занятости. Основным положением данной теории является утверждение о том, что полную занятость населения способны поддерживать основные рыночные рычаги регулирования (конкуренция, цена, процентная ставка). И как следствие регулирование рынка труда и занятости со стороны государства не требуется и даже вредно, а наиболее приемлемой является политика невмешательства со стороны государства в сферу занятости.
Однако последующие исследования данной проблемы объективно доказали, что в рыночной экономике не существует механизмов, которые гарантировали бы необходимый уровень занятости, и следовательно функционирование рынка труда и обеспечение занятости населения требуют вмешательства государственных органов управления. Данные выводы дали основу для формирования второго подхода, наиболее четко необходимость комплексного воздействия на процессы занятости отстаивали представители неоклассической теории занятости Дж.М. Кейнс и П. Самуэльсон .
Особое значение имеет уточнение самого понятия «занятость», так как в последнее время оно претерпело существенные изменения. Так в экономическом понимании занятость населения представляет собой категорию, которая выражает общественные отношения по поводу включения человека в общественно полезную деятельность и связана только с процессом производства. Данного понятия придерживались в свое время Э. Котляр, П.П. Литвяков, Е.И. Рузавина и ряд других исследователей.
Нельзя не отметить и тот факт, что занятость населения выступает не только как право человека на труд, но и как условие обеспечения населения необходимыми средствами существования. На данный аспект понятия обратили внимание в первую очередь М.Я. Сонин, В.Г, Костаков, Н.В. Панкратьева.
Однако развитие общественно-политических и социально-хозяйственных процессов коренным образом изменили представление о сущности понятия
«занятость населения». Основной причиной данного изменения является то обстоятельство, что определенные категории трудоспособного населения в отдельные периоды жизнедеятельности и по общественно оправданным причинам не участвуют в процессах производства и не имеют соответствующего дохода (военнослужащие, молодежь, обучающаяся в учебных заведениях с отрывом от производства).
Учитывая все вышесказанное, важно отметить, что понятие «занятость» в современных условиях должно иметь максимально широкую трактовку, позволяющую включить в нее все возможные виды и формы занятости населения.
Наиболее важным представляется рассмотрение понятия «занятость» закрепленное на федеральном уровне, который учитывает все вышеуказанные требования. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Согласно данному определению к занятым гражданам можно отнести
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. – № 18. – Ст. 566.
3. Андреева, А.А. Социальные гарантии при безработице / А.А. Андреева // Бюджетный учет. – 2018. – № 6. – С. 54-78.
4. Буланов, В.С. Рынок труда: Учебник / В.С. Буланов, Н.А. Волгин, В.Н. Бобков, С.А. Карташов. – М.: Экзамен, 2017. – 479 с.
5. Бурлака, Н.П. Управление занятостью лиц пенсионного возраста / Н.П. Бурлака // Российское предпринимательство. – 2019. – № 3. Вып. 1 (179). – С. 104-108.
6. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2019. – 415 с.
7. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2019. – 630 с.
8. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиаـ, 2018. – 255 с.
9. Жарова, Е.Ю. Реализация работодателем обязанности информировать службу занятости о вакантных рабочих местах в организации / Е. Ю. Жарова // Отдел кадров коммерческой организации. – 2019. – № 11. – С. 21-34.
10. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 364 с.
11. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
12. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев. – М.: Дашков и К, 2017. – 556 с.
13. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2019. – 304 с.
14. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 320 с.
15. Орловский, Ю.П. Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: монография / Ю.П. Орловский. – М.: Юстицинформ, 2019. – 247 с.
16. Петров, А.Я. Занятость: гарантии прав граждан / А.Я. Петров // Кадровик. – 2018. – № 12. – С. 52-68.
17. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 368 с.
18. Серегина, Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация / Л.В. Серегина // Кадровик. – 2018. – № 2. – С. 15-29.
19. Соболева, Е.А. Взаимодействие учреждений и службы занятости населения / Е.А. Соболева // Управление персоналом. – 2017. – № 8. – С. 91-115.
20. Сойфер, В. Категория рабочего места в законодательстве о занятости и труде / В. Сойфер // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2018. – № 9. – С.12-46.
21. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинтаـ, 2018. – 480 с.
22. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2019. – 432 с.
23. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления:учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2016. – 570 с.
24. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. – М.: КноРус, 2016. – 200 с.
25. Федеральная служба по труду и занятости // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostrud.ru.