Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное информационное общество развивается быстрыми темпами. Не успевает закрепиться новая социальная ценность, как на смену приходит другая. Обычно, большинству старшего поколения, которое воспитывалось при авторитарном режиме, присущие черты неуступчивости и уверенности в том, что «они всегда правы». На их взгляд, младшее поколение имеет лишь выполнять их требования, не споря с решениями старших. Все это, конечно, оставило отпечаток на современной культуре нашей страны.
Непонимание взрослых заставляет молодежь отдаляться, объединяться и создавать собственный мир. Прежде всего, это и обусловливает формирование неформальных молодежных объединений и молодежной субкультуры в целом.
Данные субкультуры создают риск для социализации молодежи. Представители таких субкультур довольно часто выходят за рамки установленных правил, совершают эксцентричные поступки. Для того чтобы выявить вредную субкультуру, необходимо составить психологический портрет представителя этой субкультуры и выявить мотивы ее членов. На данный момент многие люди оперируют лишь противоречивыми стереотипами и мифами о субкультурах и могут приписывать вредность вполне безобидным субкультурам, не замечая при этом вредность другой. В связи с этим реакция официальных органов власти, общественности, педагогов даже на обычные проявления юношеской субкультуры часто бывает крайне жесткой. Нередко у воспитателей, учителей возникают сильные негативные эмоции, препятствующие самоопределению и построению конструктивного взаимодействия с представителями юношеских субкультур.
Все больше подростков ежедневно во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.
Состояние проработанности темы. Несмотря на актуальность темы, по ней существует очень мало работ, поскольку изучение субкультур – относительно новое направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С. И. Левікова), эстетические (Е. А. Раманаускайте), социологические (Д. В. Петров), социально-психологические (Л . В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И. И. Клявина, Б. В. Куприянов, А. Е. Подобин, С. В. Родионов, Т. Б. Щепанская), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А. А. Артюх, С. А. Воронина), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М. В. Блохина).
Проблемы молодежной субкультуры чаще всего рассматриваются в рамках концепции социализации. Противники идеи субкультур утверждают о том, что молодежное общество и так сильно дифференцированно, обладает самыми разными ценностями и мировоззрениями, и лишь условно могут быть объединены в общности, и только некоторые из них можно отнести к разряду субкультур.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение различных подходов к молодежной субкультуре связано, прежде всего, с тем, что молодежь является одной из наиболее подверженных влиянию социальных групп, а в условиях трансформации российского общества именно от того, какими ценностями будет обладать молодежь, зависит развитие общества в целом.
Объектом исследования в данной работе является понятие субкультуры.
Предметом исследования являются признаки молодежных субкультур.
Цель исследования: рассмотреть молодёжные субкультуры и их влияние на социальную безопасность.
Для достижения данной цели установлены следующие задачи:
1. Описать общие понятия и признаки молодежной субкультуры.
2. Рассказать об истории возникновения молодежных субкультур.
3. Привести классификацию молодежных субкультур.
4. Рассмотреть молодежные субкультуры как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 16 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 11 источников.
ГЛАВА 1. Общие понятия и признаки молодежных субкультур
1.1 Понятие молодежных субкультур
Каждому, наверное, приходилось идти по улице, ехать в транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые в чем-то не похожие на других. У кого на голове ирокез, кто весь в металле, а некто в черной коже проносится мимо на мотоцикле. Чаще всего это и есть представители современных молодежных субкультур .
Первые ростки молодежной субкультуры зарождаются в период ранней юности, когда молодежь чувствует много сил и энергии, но не находит сферы для ее реализации. Юношество чувствует себя бесполезным и беспощадным в большом обществе, которое принадлежит главным образом взрослым, оно требует и ждет поддержки. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, направляя эту активность в позитивное русло и поддерживая ее. Однако, учитывая амбициозность, несдержанность, максимализм юношеского возраста, подготовка должна быть ненавязчивой, советы должны иметь непринужденную окраску, поскольку неверный подход вызывает бурный всплеск негативных эмоций у молодого человека.
Существует тенденция молодежи делать наоборот советам взрослых, но это опять-таки зависит от того, каким образом настроены старшие, насколько они терпеливы.
Именно поэтому молодежь объединяется с общими проблемами и интересами. Эти проблемы имеют свой «микромир», к которому взрослым вход воспрещен. Это круг единомышленников, как правило, отрицает «взрослую» культуру.
На этом этапе создаются неформальные молодежные объединения, в которых доминирующим вопросом является «Кто я?» и проблема самоактуализации. То есть, появление разнообразных объединений, молодежных субкультур, вызвана, во-первых, идентификацией себя с референтными сверстниками, чтобы не быть «белой вороной», а во-вторых - попыткой добиться уникальности.
За последние десятилетия, как в нашей стране, так и за рубежом проблема молодежных субкультур, ценностей и ценностных ориентаций молодежи приобрела особую актуальность. Эти понятия являются объектом исследования многих наук в частности, философии, психологии, социологии, что говорит об их сложности и многоплановости.
Сама молодежь является объектом изучения многих наук: возрастной психологии, демографии, социологии, социальной антропологии, и главное место занимает в педагогике. Учет в педагогическом процессе психологических особенностей, социокультурных условий - составляющие достижения успеха и воспитание юношества. Молодежная субкультура является предметом исследования Г. Абрамовой, Т. Алексеенко, Е. Бреевой, Е. Эриксона, Г. Ейзенштадта, С. Иконникова, И. Кона, В. Лармина, С. Левикова, В. Лисовского, К. Манхейма, Г. Мида, В. Ольшанского, Д. Петрова, О. Семашко, С. Сикевича, Е. Суименка, О. Толстых, О. Якубы. Однако социально-педагогический аспект этой проблемы до сих пор остается не раскрытым.
Представители различных субкультур пытаются показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «Я - личность!», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в одну строку. Все больше молодых людей каждый день во всех странах мира принимают ту или другую субкультуру .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белашова, М. О. Подростковые субкультуры в современной России / М. О. Белашова. – Ставрополь, 2014. – 30 с.
2. Бобахо, В. А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В. А. Бобахо, С. И. Левикова // Обществ. науки и современность. – 2016. – № 3. – С. 61-69.
3. Большакова, Е. Ваш ребенок - неформал. Родителям о молодежных субкультурах / Е. Большакова. – М.: Генезис, 2018. – 152 с.
4. Громов, Д.В. Молодежные субкультуры Москвы / Д.В. Громов, М.Ю. Мартынова. – М.: ИЭА РАН, 2015. – 544 с.
5. Громов, А. В. Неформалы: кто есть кто? / А. В. Громов, О. С. Кузин. – М.: Мысль, 2017. – 269 с.
6. Добреньков, Д. В. Педагогический подход к феномену молодежных субкультур в современном обществе / Д. В. Добреньков // Молодежь и общество. – 2016. – № 3. – С. 64–69.
7. Иванченко Л. Молодежные субкультуры в современном мире / Л. Иванченко // Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи. - 2016. - Вып. 20 (1). - С. 201-210.
8. Колтунов, Д. А. Молодежная субкультура на современном этапе развития российского общества / Д. А.Колтунов. - Тюмень, 2011. - 169 с.
9. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. – М.: Владос, 2014. – 159 с.
10. Корниевский, А. Социально-политическая активность молодежи в современную эпоху / А. Корниевский // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы развития социологии на современном этапе (теоретические и методические вопросы)». – К.: 2018. – С. 45-47.
11. Кофырин, Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н. В. Кофырин // Социс. – 2019. – № 1. – С. 82–85.
12. Латишева, Т. В. Молодежные субкультуры: основания типологизации / Т. В.Латишева. - Москва, 2010. - 207 с.
13. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. – 370 с
14. Левикова, С. И. Феномен молодежной субкультуры (Социально-философский аспект) / С.И. Левикова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 358 с.
15. Липинский, В. Национализм, патриотизм, шовинизм. Письмо к Б. Шемету от 12 декабря 1925 г. / В. Липинский // Современность. – 2017. – № 6. – С. 76-78.
16. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социс. – 2018. – № 10. – С. 79-87.
17. Мищенко, Н. Нестабильность общества как фактор формирования сознания молодежи в конце ХХ - начале XXI века / Н. Мищенко // Молодежь в зеркале социологии. - К.: УИСД, 2015. - 210 с.
18. Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельченко. – М.: Ин-т социологии РАН, 2015. – 261 с.
19. Парфенюк, Д. В. Социально-психологическая направленность представите лей молодежных субкультур: дис. канд. психологических наук / Д. В.Парфенюк. - Москва, 2011. - 237 с.
20. Салагаев, А. Л. Молодежные группировки – опыт пилотного исследования / А. Л. Салагаев, А. В. Шашкин // Социс. – 2017. – № 9. – С. 50-58.
21. Щепанская, Т.Б. Система. Тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. – М.: ОГИ, 2012. – 286 с.