Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение монографических тем занимает далеко не самую послед-нюю роль в школьной программе старших классов. Монографическая те-ма помогает достаточно хорошо ознакомиться с биографией и творче-ством автора, с основными этапами его литературной работы. Изучение монографической темы позволяет наиболее полно взглянуть на все творче-ство автора в его взаимосвязи с биографией, исторической ситуацией в стране, где проживает писатель, поэт или драматург; осмыслить, какое ме-сто творчество того или иного творца занимает в литературном процессе; способствует наиболее качественному усвоению и пониманию художе-ственного мира автора, его стиля.
Глава 1. Анализ школьных программ и учебников по литературе
в контексте темы курсовой работы
1.1. Анализ программ по литературе для общеобразовательных
учреждений
Анализ программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной 5-11 классы (базовый уровень)
В 5 классе (курсе) одной из ведущих проблем (аспектов) считается внимание к книге, как к духовному завещанию одного поколения другому, а также роль книги в жизни человека и общества. Центральным понятием при изучении конкретного произведения становится сюжет. Большое вни-мание уделяется таким жанрам, как сказка (народная и литературная) и баллада, лирические произведения рассматриваются с точки зрения риф-мы, ритма и тематики, происходит первоначальное знакомство с характе-ристикой героя - портрет и речь.
В 6 классе в центре внимания - художественное произведение и ав-тор, характеры героев (причем в большинстве произведений главный дей-ствующий персонаж - подросток). Большое внимание уделяется развитию первоначальных знаний о фольклоре, летописи, басне, сказе. Особое вни-мание уделяется описаниям природы и пейзажным зарисовкам. Продол-жение знакомства с речевой характеристикой героя произведения акценти-ровано только при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" Астафьева В.П. В данном курсе уделяется большое внимание лирике как роду лите-ратуры, происходит знакомство со стихотворными размерами. Работа по теории литературы также включает знакомство с жанром послания ("И.И. Пущину" Пушкин А.С.) и диалогом.
1.2. Анализ школьных учебников по литературе
Литература
- Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература (Базовый уровень) (в 2-х частях).10-11 классы. – М.: ООО «Русское слово - учебник»
УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.
При построении курса на историко-литературной основе особое внимание уделено развитию умений видеть связь художественных произ-ведений с исторической эпохой, ее политическими, социальными и куль-турными тенденциями. Целостный взгляд на русскую литературу как ве-личайшее национальное сокровище помогает воспитанию патриотизма, уважения и любви к отечественной истории и культуре. В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе ко-торого лежит любовь к России и человеку – главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступа-тельности в развитии литературы, преемственности литературных явле-ний, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творче-ство А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышев-ского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других писате-лей). Существенно переосмыслены авторами структура и содержание кур-са литературы ХХ века. Авторы стремились избежать «перекосов» в соот-ношении различных пластов литературы XX столетия (реализм и модер-низм, эмигрантские и советские авторы и т.д.). Обзорные и монографиче-ские разделы курса, взаимно дополняя друг друга, отражают общую ди-намику развития отечественной литературы на фоне великих исторических свершений и катаклизмов.
Богатый историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в УМК, организован в соответствии с задачами его ис-пользования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса. УМК позволяет дать старшеклассникам возможность выбора траектории освое-ния знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погруже-ние в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир лич-ности в ее связи с общенациональной традицией. В каждой части учебника помещены тексты основных художественных произведений и их фрагмен-тов, необходимые на уроках. Кроме вопросов и заданий даны темы сочи-нений, рефератов и докладов, необходимая библиография.
- Лебедев Ю.В. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»
Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагмен-ты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.
Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хроно-логическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тема-тическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.
В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классиче-скую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художе-ственного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем твор-честве триединство добра, истины и красоты.
Глава 2. Изучение прозы А.С. Пушкина на уроках литературы
2.1. Конспект урока по теме: «Колумб замоскворечья»
(очерк жизни и творчества А. Н. Островского)
Цели урока: вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга; по-знакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяс-нить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути; рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра; определить место Островского в литературной и идейной борьбе ХIХ века.
Слайды презентации: портрет А. Н. Островского, иллюстрации по-становок пьес Островского в Малом театре, фотографии актеров, играв-ших в пьесах Островского и др.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для ко-го? Для огромного множества Островский еще вполне нов, — мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненно-го, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешь-ся, из которого умоешься, у которого отдохнешь — и вновь пустишься в дорогу.
А. Р. Кугель
1. Вступительное слово учителя.
Жизнь и творчество А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский (1823—1886) — талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Но читатель открывает в нем и острого сатирика, и бытописателя купечества, и драматического поэта, и лирика.
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы — Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец — Николай Федорович Островский, имел частную юриди-ческую практику. Мать — Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей за-ботилась мачеха.
В 1840 году Островский успешно ОКОНЧИЛ престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся му-зыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил за-няться литературой.
С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеля-ристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения.
II. Объяснение нового материала.
Лекция учителя (краткое изложение).
1. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ А. Н. ОСТРОВСКОГО
1847—1851 гг. — начало литературной деятельности, формирова-ние литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием ста-тей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка — описание быта и типов Замоскворечья.
В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года... С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний пове-рил в это признание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди — сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех. (Выступления учащихся с кратким обзором содержания комедии «Свои люди – сочтемся!»)
2.2 Конспект урока по теме Драма «Гроза»
Тема: Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
Цели: выяснить, какие впечатления стали источником создания пье-сы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
Оборудование: презентация, таблица.
Методические приёмы: беседа, ответы на проблемные вопросы, вы-ступления уч-ся.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. История создания драмы «Гроза»
(Презентация)
1.Что такое драма.(слайд 3)
2.Ремарки, реплики.(слайд 4)
3. В основу сюжета легли впечатления Островского от литератур-ной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. (Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). По просьбе друзей А.Н.Островского, цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатириче-скую, а любовно-бытовую.
«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г. (слайд 5-6)
5. Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлека-ли три темы: (слайд 7)
крепостное право;
появление на арене общественной жизни новой силы - разно-чинной интеллигенции;
положение женщины в стране.
Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требо-вавшая неотложного освещения.
тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в ку-печеском быту.
III. Работа по группам (слайд 8)
Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза".
- Дайте определение слову «гроза»?
- Какое значение имеет в пьесе?
( Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)
- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в куль-минационной сцене признания Катерины) .(слайд 9-10 конфликт)
Группа 2. Система действующих лиц пьесы.
– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии? (слайд 11)
– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.
Глава 3. Знакомство с прозой Островского в рамках элективного курса
3.1. Место элективного курса в рамках современной образовательной парадигмы
Значимость элективного курса «Традиции русской классики в оте-чественной прозе рубежа ХХ – ХХI годов» связана также с возможностью разрешения следующих противоречий:
1. Между закономерностью восприятия историко-литературного процесса как живого, непрерывно развивающегося явления и фактическим отсутствием в школьном курсе новейшей литературы.
2. Между декларируемым требованием модернизировать школьное литературное образование и реальным процессом внедрения в педагогиче-скую практику открытий современной филологической науки.
Особенность курса проявляется в использовании специально разра-ботанной технологии создания диалогической ситуации на основе интер-текстуальной связи новейшей литературы и русской классики. Опираясь на принцип постепенного усложнения изучаемого материала, учитывая логику изучаемого в 10-11 классах историко-литературного процесса, учитель выстраивает систему сопутствующего знакомства учащихся с ря-дом знаковых имен и произведений текущего литературного процесса. Она проходит в четыре этапа:
3.2. Элективный курс на тему: «Личность Островского. Особенности прозы писателя
Ход урока
1. Организационно – психологический настрой на урок
2. Актуализация знаний и умений: (устный опрос)
1. К какому веку относят «Золотой век» в русской литературе? (19)
2. Как называется русская литература второй половины 19 века? (классическая).
3. Как вы понимаете термин «классический»? (образцовый, со-вершенный, античный, признанный)
4. Кто такой классик? (специалист по классической филологии, великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца)
5. Как развивалась русская литература того периода? (Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. За-кат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма. Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Ро-мантические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование ря-дом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и со-циальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического пла-на.
6. Изменения в литературе? (Усиление цензуры и репрессии про-грессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цен-зурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалисти-ческого романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Рост сказочно - легендарных и фантастических сюжетов).
3. Формирование новых знаний и умений
Запишем дату и тему урока (запись на доске)
Заключение
В рамках данной работы были рассмотрены методологические ре-комендации по преподаванию монографических уроков по литературе, представлена рабочая программа монографической темы и приведено три выборочных конспекта урока разных типов. Предоставленные конспекты уроков были апробированы на педагогической практике и дали положи-тельные результаты. Репродуктивная, лекционная форма первого урока монографической темы не помешала усвоению материала, что было про-верено в ходе дальнейшей работы. Второй урок закрепил полученные ра-нее знания в области литературных родов и жанров; школьники учились сравнивать жанры, находить их сходства и различия, что поспособствова-ло укреплению понимания системы литературных жанров, в частности драматических.