Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что исторически конфликтные отношения России и Турции в последние годы обновились и получили неожиданный импульс к двустороннему развитию. Отношения двух стран находятся на этапе осторожного поиска оснований для будущего стратегического сотрудничества.
Конфликт в Сирии находится в центре внимания мирового сообщества. В условиях происходящей трансформации системы международных отношений события в этой ближневосточной стране выходят далеко за ее пределы. Вовлеченность в ситуацию региональных и внерегиональных центров силы создает запутанное и многоуровневое переплетение интересов. В этой связи от того, каким образом развернутся события в Сирии, зависит баланс сил не только в этой стране или на Ближнем Востоке, но и отчасти во всем мире.
Объект исследования – отношения России и Турции в сирийском конфликте.
Предмет исследования – дипломатия России и Турции в сирийском конфликте.
Цель работы – рассмотреть дипломатию России и Турции в сирийском конфликте.
Задачи исследования:
– рассмотреть историю российско-турецких отношений;
– проанализировать современное состояние российско-турецких отношений;
– охарактеризовать воздействие сирийского конфликта на сотрудничество России и Турции в современном мире;
– исследовать курдский вопрос во внешней политике России;
– проанализировать процесс урегулирования сирийского кризиса
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2011 года, когда начался внутренний конфликт в Сирии, и до 2020 года, то есть фактически до настоящего времени
Методологическая основа и методы исследования. При решении поставленных в работе задач используются общенаучные методы. К ним относятся: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция. Также, методологической основой исследования послужили положения концепции политического реализма, теории региональных комплексов безопасности, а также разработки политической конфликтологии, прежде всего направленные на изучение типов так называемой гибридной войны.
Исследование основано на системных принципах, принципе историзма, сравнительном и других общенаучных методах. В работе использован междисциплинарный подход, в частности, на стыке международных отношений и политической конфликтологии.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, основную часть, две главы и пять параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Истрия и современное состояние российско-турецких отношений
1.1. История российско-турецких отношений
Срок российско-турецких отношений долог и насчитывает более пяти столетий, и, на протяжении всей истории они были сложными, противоречивыми. Сразу после завоевания турками-османами Константинополя в 1453 году новообразовавшаяся Османская империя стала мировоззренческим противников Московского царства. Три последующих века добавили конфликтной составляющей: Крымское ханство – протекторат государства Османов – подвергало многократным набегам московские земли. Начиная с XVIII столетия уже Российская империя перешла в наступление, завоевав территории, находившиеся под контролем османов. По итогам деятельности Петра противоречия, начинавшиеся на религиозном фронте, приобрели чёткую геополитическую окраску: царское правительство поставило цель выхода к южным морям и этапами на пути осуществления этой цели должны были стать сначала контроль над Чёрным морем, а затем – над проливами Босфора и Дарданелл .
Удивительно, но ХХ век стал исключением в напряжённой истории российско-турецких отношений: наши страны воевали между собой лишь в Первую мировую войну (однако этот фронт не был главным); после 1918 года Россия и Турция не вступали ни в военный конфликт, ни даже в серьёзное пограничное столкновение. Более того: В Стамбуле, на площади Таксим, на памятнике, по-свящённом основанию современной турецкой республики, изображён Климент Ворошилов, помещённый туда по личному указанию Кемаля Ататюрка, в благодарность за помощь в становлении светского турецкого государства.
И всё же Турция является для России одним из главных исторических противников. Всего за почти пятьсот лет взаимодействия Россия и Турция воевали двенадцать раз (это если не считать вторжения на территорию нашей страны сил Крымского ханства – протектората Османской империи). Больше мы воевали только с Польшей: 18 раз за всю историю .
XXI век не стал исключением, по-прежнему в рамках российско-турецкого взаимодействия существует множество проблем и противоречий. Современное взаимодействие между Россией и Турцией 2000-х годов можно разделить на два этапа.
В качестве первого этапа можно выделить временной период с 2000 года по 2015 г. Он характеризуется несколькими факторами: во-первых, энергетическим соперничеством, во-вторых – тесным торгово-промышленным сотрудничеством. Турция, которая была прямо заинтересована в формировании газовых и нефтяных потоков, альтернативных «Газпрому», стала одной из основных поставщиков предметов лёгкой промышленности и сферы услуг.
Политическая обстановка той эпохи проходила под знаменем тесного сотрудничества Турции и США, активным участием Турции в деятельности блока НАТО, постоянно предпринимаемыми попытками Турецкой республики стать членом ЕС, выстраиванием прозападной позиции. Сложилась двусмысленная ситуация, когда два старых геополитических, военных и мировоззренческих врага стали близкими, во многом вынужденными торгово-промышленными партнёрами.
После того, как 30 сентября 2015 г. российские вооружённые силы вмешались в сирийский конфликт, в отношениях России и Турции настал новый этап. Необходимо подчеркнуть, что за почти полутысячелетнюю российско-турецкую историю Сирия никогда не была камнем преткновения: в имперский период она была провинцией в составе османского государства, а в ХХ веке, несмотря на сложные российско-турецкие и российско-сирийские отношения, серьёзных конфликтов не было. Советский Союз поставлял в Сирию военную технику, а с 1983 года получил разрешение открыть военно-морскую базу в порту Тартус, фактически став для Сирии стратегическим геополитическим союзником. Это, впрочем, продолжалось недолго: уже в 1987 году СССР, занятый своими внутренними проблемами, не смог оказать Сирии полноценную помощь в борьбе против Израиля и Ливана. Эти и другие факторы не позволили Сирии стать камнем раздора между Россией и Турцией, но, повторимся: после 30 сентября 2015 г. всё изменилось.
Необходимо понимать, что Турция рассматривает Сирию, особенно – её северные территории, на которых живут туркмены, как исторические земли, потерянные несправедливо, лишь по воле трагических случайностей не вошедшие в границы Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. В Турции много политических сил, которые считают сирийских туркменов, проживающих в провинциях Латакия и Алеппо, турками за рубежом (или используют эту риторику в СМИ, что в современных политических реалиях одно и то же.
С другой стороны, на северо-востоке Сирии расположены области так называемого «Сирийского Курдистана» – непризнанного государства Курдов, расположенного на территориях Турции, Сирии и Ирака. Турецко-курдский вопрос – один из двух-трёх острых (если не самый острый) вызовов самому существованию светского национального турецкого государства. Признай официальная Анкара, что на территории Турции проживает самостоятельная, сформировавшаяся нация (курды) и стразу на повестке дня станет вопрос о самоопределении турецкого Курдистана вплоть до отделения . Поскольку в данный момент территория Сирийского Курдистана фактические не подчиняется Дамаску, для Турции вполне реальна является угроза самопровозглашения курдского государства, его последующего политического признания, а значит – неизбежная потеря части собственной территории, населённой курдами.
Противоречия между защитой сирийских туркмен, желанием подавить сирийских курдов, историческая память о разгромных для Турции войн с Россией и исторической претензией на часть сирийских территорий являются основными при взгляде на российско-турецкие отношения из Анкары.
В контексте сказанного инцидент, когда в ноябре 2015 года турецкие ВВС сбили российский самолет СУ-24, выглядит закономерным развитием отношений, если рассматривать ситуацию с турецкой стороны. Вмешательство российских войск в конфликт, с явным намерением переломить ситуацию, стало вызовом для Анкары по всем направлениям. После появления российских вооружённых сил в Сирии вероятность установления в Дамаске протурецкого режима отдалилась, а вызов со стороны сирийских курдов обострился, поскольку туркам было непонятно, какую в итоге позицию займёт Россия по вопросу непризнанного Курдистана .
Фактическое торгово-промышленное эмбарго, введённое Правительством РФ против Турции в связи со сбитым СУ-24 стало испытанием российско-турецких взаимодействий в сфере, где ранее отношения развивались преимущественно в партнёрском направлении.
Но не экономика, а политика снова сыграла в российско-турецких отношениях ведущую роль. Поворотной вехой стала дата 16 июля 2016 г., когда турецкие военные предприняли попытку отстранить президента Реджепа Тайипа Эрдогана от власти. Однако путч, организованный и спонсируемый США, провалился, поскольку Россия по военно-дипломатическим каналам заранее предупредила Р.Т. Эрдогана о планах заговорщиков.
Так начался следующий, современный этап в новейших российско-турецких отношениях – с конца июля 2016 и по настоящее время. После того как Эрдоган принес извинения за инцидент, связанный со сбитым самолетом СУ-24, в российско-турецких отношениях появились тенденции к сближению. На сегодняшний день как в турецких, так и в российских СМИ встречаются такие мнения, что Россия и Турция являются стратегическими партнерами, об этом не раз заявляли президенты России и Турции. Несмотря на положительные тенденции в области российско-турецкого взаимодействия, по-прежнему остаются проблемные точки, одной из которых является сирийский кризис .