Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
При определении своей ядерной политики Китай руководствуется концепцией «ограниченного ответного ядерного удара». Эта концепция предусматривает создание ограниченных по составу ядерных сил, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба заставить вероятного противника отказаться от применения ЯО против Китая.
Принципиально важным является то, что в последние десятилетия руководство Китая отказалось от идеи неизбежности мировой войны. Сегодня китайская ядерная, как, впрочем, и общая оборонная, политика направлена прежде всего на создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития страны.
На протяжении многих лет Китай мог позволить себе заявлять о том, что он обладает наименьшим по размерам ядерным арсеналом среди других официально признанных ядерных держав. Сегодня Китай призывает все государства, обладающие ЯО, полностью уничтожить свои ядерные арсеналы. Одновременно КНР активно защищает право неядерных государств на развитие мирной атомной энергетики.
В заявлении, сделанном после присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1992 году, Китай призвал другие ядерные государства, подобно ему, принять на себя обязательство неприменения ядерного оружия первым; принять негативные гарантии безопасности в отношении неядерных государств; поддержать создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО); воздержаться от развертывания ядерного оружия за пределами национальной территории; предотвращать гонку вооружений в космическом пространстве; прекратить разработку космических вооружений. Данные предложения по сей день остаются центральными в китайской повестке по ядерному нераспространению. Что касается ядерного разоружения, то, по мнению Китая, начать нужно, прежде всего, с арсеналов США и России. В КНР считают, что некоторые неядерные государства стремятся к созданию ЯО прежде всего для того, чтобы предотвратить использование против них превосходящих обычных вооружений или ядерного оружия
Цель данной работы изучить особенности ядерной политик Китая.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить предпосылки ядерной политики Китая;
Проанализировать ядерную политику Китая в военной и мирной сфере
Изучить позицию Китая области неприменение ядерной оружия;
Рассмотреть стратегическое партнерство Китая и России в области ядерного вооружения.
Методологической и теоретической основой работы послужили теоретические основы, разработанные российскими историками на данную тематику, работы научно-практических конференций.
В работе применялись такие методы, как системный, исторический, логический, аналитический и синтетический. Применение этих методов обеспечило обоснованность теоретических выводов.
Структура работы соответствует целям и задачам и представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯДЕРНОЙ СТРАТЕГИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
1.1 История ядерной политики Китая
15 января 1955 года руководство Китайской Народной Республики в ответ на угрозы США применить против Китая ядерное оружие приняло решение разработать собственную атомную бомбу.
Китайское военно-политическое руководство с первых лет становления Китайской Народной Республики исходило из того, что государство должно обладать вооруженными силами с современным оружием, включая ядерное.
В китайском атомном проекте приняли участие сотни китайцев, которые проживали за пределами страны. Часть из них после долгих лет жизни за границей оказалась в Китае уже на первом этапе атомных разработок. Таким образом, многие атомные секреты на родину привезли ученые, получившие образование и опыт за границей [8, с.96].
С 1937 года в Институте радия Парижского университета (Франция), которым руководил Фредерик Жолио-Кюри, занимался аспирант из Бейпина (Пекина) Цянь Сэньчжянь. Защитив диссертацию и поработав во Франции, Сэньчжянь в 1948 году вернулся в Китай, а в начале 1950 года стал заместителем директора Института современной физики, появившегося в составе Академии наук КНР.
Первая ядерная программа Китая, принятая в 1951 году, имела чисто мирную направленность, но уже в середине 1950-х годов она была дополнена секретным разделом с прицелом на создание собственного ядерного оружия и его носителей.
В 1954 году председатель Компартии Китая (КПК) Мао Цзэдун обратился к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву с просьбой раскрыть секрет атомной бомбы и помочь наладить производство нового оружия. Хрущев эту просьбу отклонил и посоветовал отказаться от атомных проектов, так как у Китая нет необходимой для этого научной и промышленной базы, финансовых средств, однако пообещал помощь в освоении мирного атома.
В то же время убежденность китайского военно-политического руководства в необходимости обладания ядерного оружия только усилилась.
15 января 1955 года Мао Цзэдун на расширенном заседании секретариата ЦК КПК дал установку на создание атомной бомбы с помощью СССР или без его участия. За несколько месяцев до этого заявления Мао, его заместитель Чжу Дэ и министр обороны Пэн Дэ Хуай присутствовали в Советском Союзе на Тоцком полигоне на учениях с применением ядерного оружия [2, с.54].
В апреле 1955 года было подписано первое соглашение между СССР и КНР о поддержке развития исследований в области атомной энергии и ядерной физики в КНР. До 1959 года был заключен еще ряд соглашений между Советским Союзом и Китаем о сотрудничестве в развитии китайской ядерной промышленности. Одно из этих соглашений (от 15 октября 1957 года) предусматривало передачу Китаю технологии изготовления ядерного оружия. Кроме того, по этому соглашению уже с начала 1958 года в Китай стали прибывать советские специалисты-атомщики. Всего в период с 1950 года по 1960 год в Китае побывало около 10 тысяч советских специалистов, включая непосредственных разработчиков ядерного оружия. С их помощью была выбрана площадка полигона для ядерных испытаний — Лобнор. Они же помогли построить и в конце сентября 1958 года запустить первый китайский экспериментальный ядерный реактор на тяжелой воде (в НИИ атомной энергии Академии наук КНР) и циклотрон. Кроме того, около 11 тысяч китайских специалистов и 1000 ученых прошли подготовку и обучение в СССР [19, с.140].
К концу 1950-х годов отношения между двумя странами начали ухудшаться. В июне 1959 года руководство СССР приняло решение не предоставлять Китаю данных о технических особенностях атомной бомбы. В 1960 году все советские специалисты были отозваны из Китая, но это не смогло серьёзно отодвинуть сроки создания атомной бомбы в КНР. К тому времени в Китае с помощью Советского Союза уже подготовили около шести тысяч собственных специалистов. Пекин располагал некоторыми теоретическими сведениями, полученными из СССР, а кроме того, за счет налаженных контактов в Европе, где было немало ученых и инженеров, сочувствовавших Китаю, получал достаточно подробную информацию.
К конструированию собственно ядерного боеприпаса Пекинский научно-исследовательский институт ядерного оружия (так называемое Девятое бюро) приступил в 1960 году. В 1962 году китайское руководство, озабоченное возникшими проволочками в программе, приняло решение об ускорении работ по строительству завода ядерных боезарядов в провинции Цинхай («База 20») с целью сборки первой китайской атомной бомбы уже в 1963 году. Обогащение урана на Ланьчжоуском газодиффузионном заводе (завод № 504) началось в 1962 году, а в 1964 году Цзюцюаньский комплекс атомной промышленности изготовил узлы, необходимые для сборки атомной бомбы. В 1960-1964 годах китайские физики провели более тысячи натурных экспериментов в области физики взрыва, моделируя подрыв ядерного боеприпаса [11, с.115].
Летом 1964 года первые три собранных китайскими специалистами ядерных взрывных устройства были доставлены на полигон Лобнор.
16 октября 1964 года КНР осуществила первое ядерное испытание. Оно представляло собой атмосферный взрыв на испытательной башне. Изделие было создано на основе элемента уран-235. Масса взрывного устройства достигала 1550 килограмм. Мощность взрыва составила 22 килотонны. По подсчетам западных экспертов, программа обошлась КНР в 4,1 миллиарда долларов США. Это испытание сделало Китай пятой ядерной державой в мире. Сразу после испытаний первого ядерного устройства Китай заявил об отказе от применения ядерного оружия первым.
14 мая 1965 года китайцы провели первое ядерное испытание со сбросом атомной бомбы с самолета. 17 июня 1967 года в Китае была испытана первая термоядерная (водородная) бомба. 27 декабря 1968 года КНР провёл испытание термоядерного заряда, в котором впервые использовался оружейный плутоний. 23 сентября 1969 года было проведено первое подземное ядерное испытание. 16 октября 1980 года в Китае было проведено последнее ядерное испытание в атмосфере, все дальнейшие испытания выполнялись под землей. Последнее ядерное испытание КНР провел 29 июля 1996 года.
Всего в ходе реализации ядерной программы КНР провела 47 ядерных испытаний, из них 23 испытания в атмосфере (два наземных, одно промежуточное, 20 воздушных) и 24 подземных. Три ядерных испытания были проведены на испытательных башнях, известная высота взрыва для двух из них составляет 102 метра. Наиболее мощный наземный взрыв имел энерговыделение 120 килотонн. Все ядерные испытания были проведены на полигоне Лобнор в Северо-Западном Китае [17, с.53].
29 июля 1996 года Китай объявил мораторий на ядерные испытания, начиная с 30 июля, а позже подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, но до сих пор не ратифицировал его.
В 2007 году правительство КНР открыло для посещений туристов базу на полигоне Лобнор, где производились первые испытания ядерного оружия. База была построена в 1958 году, ее площадь составляет 1100 квадратных километров. База была закрыта центральными властями в 1987 году и передана местному правительству в 1993 году.
Штабное помещение состоит из восьми комнат, расположенных на глубине 9,3 метра от земной поверхности и защищенных усиленным бетоном. Туристы могут посещать все эти комнаты — исследовательскую лабораторию, командный центр, электрогенераторное и коммуникационное помещения.
На базе также открылся музей, в котором выставлены старые телеграфные и телефонные аппараты, иное оборудование, одежда и предметы быта, принадлежавшие ранее сотрудникам базы.
Китайское ядерное оружие и средства его доставки остаются закрытой темой. Китай не предоставляет никакой официальной фактической информации о своих ядерных силах и программах их развития.
1.2 Политика Китая в области нераспространения оружия массового уничтожения в XXI в.
В период проведения китайских экономических реформ, которые начались в 1978г., Китай стал одним из важных экономических и политических игроков мира. Как постоянный член Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (СБ ООН), Китай обладает широким спектром инструментов влияния на мировую политику и принимает активное участие в переговорных процессах по различным международным проблемам. В XX веке быстрое развитие науки в странах третьего мира (КНДР, Израиль, Иран, Ирак, Сирия, Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина, Ливия, и ЮАР) дало возможность этим странам провести свои исследования по получению ядерного оружия. Пакистанский академик доктор Абдул Кадир Хан создал секретную сеть, которая распространяла и продавала ядерные материалы и технологии КНДР, Ливии и т.д. [15, с.128]
В XXI веке для поддержания международной безопасности особенно важна чёткая и однозначная позиция по ядерному вопросу со стороны главных гарантов (Китай, Россия, США, Великобритания и Франция) Договора о нераспространении ядерного оружия. Как мировая держава Китай принимает участие в переговорных процессах разного уровня по ядерным проблемам Ирана и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР или Северная Корея). Перед тем как обратиться к рассмотрению позиции Китая по ядерным проблемам Ирана и КНДР, важно для начала исследовать внутреннее
Фрагмент для ознакомления
3
1. America's top nuclear commander: Russia and China can't be our friends if they're developing weapons we can't deter // CNBC. 08.08.2018. URL: https://www.cnbc.com/2018/08/08/us-nuclear-commander-russia-and-china-are-not- our-friends.html (дата обращения: : 27.12.2021).
2. Bates Gill, China and Nuclear Arms Control: Current Positions and Future Politics, SIPRI Insights on Peace and Security, # 2020, Stockholm International Peace Research Institute, p. 7, April 2020.
3. China needs to increase its nuclear warheads to 1,000 // Global Times. 08.05.2020. URL: https://www.globaltimes.cn/content/1187766.shtml (дата обращения: : 27.12.2021).
4. China will not join so-called China-U.S.-Russia arms control negotiations: spokesperson // ECNS. 06.03.2020. URL: http://www.ecns.cn/news/politics/2020-03- 06/detail-ifzuhesu4122041.shtml (дата обращения: : 27.12.2021).
5. Dobbins J., Howard J. Shatz, Ali Wyne. Russia Is a Rogue, Not a Peer; China Is a Peer, Not a Rogue: Different Challenges, Different Responses. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, October 2018. - URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/perspectives/PE300/PE310/RAND_PE310.pdf (дата обращения: : 27.12.2021) .
6. Dong Wook Won, “Will the Jang Execution Affect Beijing’s Economic Ties with Pyongyang?” in Dark and Mysterious: How Kim Jong Un is Reforming North Korea, Global Asia, Volume 9, #1, p. 31, Spring 2018.
7. Full Text of 2019 Defense White Paper: China’s National Defense in the New Era. Beijing. 2019. URL: https://www.andrewerickson.com/2019/07/full-text-of- defense-white-paper-chinas-national-defense-in-the-new-era-english-chinese- versions/ (дата обращения: : 27.12.2021).
8. Kozyulin V.B. The Global Sypersonic Race // RIAC. 2019. URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/the-global-hypersonic- race/ (дата обращения: : 27.12.2021).
9. Kristensen H.M., Korda M. Chinese Nuclear Forces // Bulletin of the Atomic Scientists. 2019. Vol. 75. Issue 4. P. 171. URL: https://www.t andfonline.com/doi/full/10.1080/00963402.2019.1628511 (дата обращения: : 27.12.2021) .
10. Kristensen H.M., Korda M. Status of World Nuclear Forces // Federation Of American Scientists. 2020. URL: https://fas.org/issues/nuclear-weapons/status-world- nuclear-forces/ (дата обращения: : 27.12.2021).
11. Marshall Billingslea Says New START Fate Hangs on China // The Washington Times. 07.05.2020. URL: https://rn.washingtontimes.com/news/2020/ may/7/marshall-billingslea-says-new-start-fate-hangs-chi/ (дата обращения: : 27.12.2021) .
12. Mathieu Duchatel and Phillip Shell, China’s Policy on North Korea, Economic Engagement and Nuclear Disarmament, SIPRI, Policy Paper 40, Stockholm International Peace Research Institute, p. 44, 2017.
13. Mher Sahakyan, “China’s Policy on DPRK Proliferation Issue in the UNSC (2000-2013),” paper presented at the “New European Research on Contemporary China”, Conference organized by the French Center for Research on Contemporary China, Beijing, Delegation of the European Union to China, 2-4 July 2018. http://ec.europa.eu/euraxess/data/links/china/docs/ European_Conference_Program_Final.pdf.
14. Panda A. China’s Dual-Capable Missiles // The Diplomat. 2020. URL: https://thediplomat.com/2020/05/chinas-dual-capable-missiles-a-dangerous-feature- not-a-bug/ (дата обращения: : 27.12.2021).
15. Singer P.W., Ma Xiu. China’s ambiguous missile strategy is risky // Popular Science. 2020. URL: https://www.popsci.com/story/blog-network/eastern-arsenal/ china-nuclear-conventional-missiles/ (дата обращения: : 27.12.2021).
16. Trump Calls for Arms Control with Russia and China in Putin Call // Reuters. 07.05.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-russia-idUS KBN22J2GT (дата обращения: : 27.12.2021).
17. U.S. Invites China for Talks on Nuclear Arms // Wall Street Journal. 21.12.2019. URL: https://www.wsj.com/articles/u-s-invites-china-for-talks-on- nuclear-arms-11576890374 (дата обращения: 27.12.2021).
18. Zhang Hui. Spent Nuclear Fuel Reprocessing in China // Belfer Center. 2016. URLhttps://www.belfercenter.org/sites/default/files/files/publication/Suzhou PIIC2016huizhang.pdf (дата обращения: : 27.12.2021).
19. Арбатов А., Есин В. Перспективы подключения Китая к ограничению ядерных вооружений. Центр Карнеги. Москва. 25 августа 2014.- URL: https://camegie.ru/2014/08/25/m-pub-56690 (дата обращения: : 27.12.2021).
20. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на Московской конференции по нераспространению по теме «Внешнеполитические приоритеты Российской Федерации в сфере контроля над вооружениями и нераспространения в контексте изменений в глобальной архитектуре безопасности» // МИД РФ. Москва. 08.11.2019. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3891674 (дата обращения: : 27.12.2021).
21. Гонка в создании гиперзвуковых самолетов. Кто впереди всех? // Биби-си. 06.09.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/features-53987396?ocid= wsrussian.social.in-app-messaging.telegram..russiantelegram_.edit (дата обращения: : 27.12.2021) .
22. Губин А.В. Апокалипсис по-китайски: состояние стратегических ядерных сил КНР // РСМД. 2016. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and- comments/analytics/apokalipsis-po-kitayski-sostoyanie-strategicheskikh-yadernykh/ (дата обращения: : 27.12.2021).
23. Кашин В.Б. Что означает статья Global Times о сотне ракет и тысяче боеголовок // Россия в глобальной политике. 2020. URL: https://globalaffairs.ru /articles/o-sotne-raket/ (дата обращения: : 27.12.2021).
24. Китай назвал трехсторонний формат дискуссий по вооружениям бессмысленным // РИА Новости. 13.10.2020. URL: https://ria.ru/ 20201013/vooruzheniya-1579500737.html (дата обращения: : 27.12.2021).
25. Китай отказался присоединяться к ядерным переговорам России и США // Ведомости. 10.06.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2020/06/09/832269-kitai-otkazalsya (дата обращения: : 27.12.2021).
26. Китай перехватывает лидерство в разработке гиперзвукового оружия // EA Daily. 01.10.2019. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/10/01/kitay- perehvatyvaet-liderstvo-v-razrabotke-giperzvukovogo-oruzhiya (дата обращения: : 27.12.2021) .
27. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // Посольство КНР в Российской Федерации. 04.11.2020. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/t1507487.htm (дата обращения: 27.12.2021) .
28. Савельев А.Г. «Уместно ли „на троих“?» // Россия в глобальной политике. 2020. №4. URL: https://globalaffairs.ru/articles/umestno-li-na-troih/ (дата обращения: : 27.12.2021).
29. Синь Шидай Дэ Чжунго Гофан» Байпишу Цюаньвэнь – Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Гофан Бу (Полный текст Белой книги о национальной обороне Китая в новую эру - Министерство национальной обороны Китайской Народной Республики) // Синьхуа. 24.07.2019. URL: http://www.mod.gov.cn/regulatory/2019-07/24/content_4846424.htm (дата обращения: : 27.12.2021).
30. Степанов А. С. Ядерная политика Китая и контроль над вооружениями // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск № 4. С. 4. URL: https://rusus.jes.su/s207054760008216-4-1/ (дата обращения: 27.12.2021).
31. Чжунго Цзюньдуй Хэ Чан Цзяньбэй Даодань Будуй (Китайские военные, ядерные и ракетные силы) // CCTV. 22.07.2017. URL: http://military.cctv.com/2017/07/22/ARTISRZrXEl1cztsrXJ9rZSw170722.shtml (дата обращения: : 27.12.2021).
32. Ядерные силы КНР // ПИР-центр. URL: https://www.pircenter. org/static/yadernye-sily-knr (дата обращения: : 27.12.2021).