Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Китай и Россия занимают важнейшее положение в формирующемся новом мировом порядке. Оба государства относятся к крупнейшим по территории в мире. Их политический «вес» позволяет оказывать влияние практически на любые процессы, происходящие в различных регионах мира. Экономически оба государства претендуют на видное место в системе мировых хозяйственных связей. Если Китай стремится занять первое место по размеру своей экономики и опередить США, то Россия является в настоящее время энергетической сверхдержавой.
Китай и Россия сталкиваются со схожими угрозами свое безопасности и растущим давлением со стороны США и их западных союзников. Государства объединяет и во многом общее видение будущего миропорядка. В этой связи интерес представляет их сотрудничество и особенно место России во внешней политике КНР.
Степень изученности. В ходе исследования были зикчены работы таких ученых, как
Хотелось бы выделить таких авторов, как А. Будаев, С. Воронин , Се Тао , В. Петровский , Янг Джин , А. Паневин и др.
Объект исследования. Взаимодействие России и Китая.
Предмет исследования. Отношения с Россией во внешней политике Китая.
Цель работы заключается в комплексном анализе отношений с Россией во внешней политике Китая.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности внешней политики Китая;
- обозначить специфику китайской геополитики к России;
- определить основные направления политического сотрудничества двух стран по важнейшим вопросам глобальной повестки дня;
- рассмотреть особенности сотрудничества в рамках ШОС;
- охарактеризовать энергетические аспекты сотрудничества России с Китаем;
- рассмотреть особенности торгово-экономического взаимодействия России и Китая;
- определить перспективы развития сотрудничества КНР и РФ.
Раздел 1. Особенности внешней политики КНР
Внешняя политика Китая основана во многом на его геополитическом положении и историческом представлении о себе и своем месте в мире. «Срединное государство», как переводится название страны с мандаринского языка, и «Поднебесная», означает, что Китай расположен, по представлению его жителей, в центре мира и воплощает в себе цивилизацию, в то время как окружающий его территории и весь мир в той или иной степени относился к периферии и варварам.
Особенности представления о себе и своем месте в мире послужили формированию великодержавной политики, которая должна была отстаивать то, что полагалось стране согласно ее представлениям.
Современный внешнеполитический курс Китая впервые за долгое время подкрепляет исторические амбиции страны реальной экономической и политической мощью.
Вторая экономика мира в настоящее время сталкивается с серьезными сложностями. Проблемы с поддержанием темпа экономического роста в связи с пандемией COVID-19 накладываются на необходимость продолжения реализации амбициозных проектов в рамках концепции «Один пояс, один путь». На этом фоне все более обостряется противостояние с США. Надежды на их восстановление невелики. Есть много причин для спада отношений, но Пекин, резко отклонившись от своего собственного дипломатического пути, занял гораздо более жесткую позицию, чем обычно, на международной арене - настолько, что даже самые опытные наблюдатели задаются вопросом: кардинально ли изменилась внешняя политика.
Конечно, подход Китая к миру никогда не был жестким. Дипломатическую стратегию страны определяют многие факторы, от ее истории, культуры и географии до характера ее режима и ее относительной глобальной мощи. Если правительство считает, что один или несколько из этих факторов изменились, то изменится и его дипломатия .
Как отмечается экспертами Фонда Карнеги, «никогда еще Поднебесная не оказывала такого влияния на развитие мировой экономики. При Си Цзиньпине Пекин стал инициатором создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда Шелкового пути и Нового банка развития — трех международных финансовых учреждений с совокупным уставным капиталом более 200 миллиардов долларов. Одновременно он начал реализацию инициативы «Одного пояса — одного пути» — беспрецедентного по масштабу плана развития транспортной инфраструктуры на всем Евразийском континенте» .
Китай придерживается принципов мультикультурализма, многосторонности и свободной торговли в международных отношениях. Реализуя проект «Один пояс, один путь», Пекин рассчитывает, что после того, как транспортные коридоры будут полностью завершены, время в пути по коридорам сократится на 12 процентов, торговля вырастет на 2,8 - 9,7 процента, реальные доходы людей увеличатся на 1,2 до 3,4 процента и 7,6 миллиона человек будут вырваны из крайней бедности в странах-участницах .
В отношениях с ЕС важное место занимают глобальные проблемы, консенсус по вопросам глобального управления, многосторонности и свободной торговли, координации и сотрудничества в ООН, в полной мере использование конструктивной роли G20 и других многосторонних механизмов, чтобы делать больше в поисках политического урегулирования международных споров, решении проблемы изменения климата и содействии устойчивому развитию.
Китай стремится улучшить отношения как с Японией, так и с Индией. Стратегическое партнерство Китая и АСЕАН вступает в зрелую фазу. Переговоры о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве продвигаются вперед, и переговоры по соглашению о свободной торговле между Китаем, Японией и Республикой Корея набирают обороты. Шанхайская организация сотрудничества расширяет свое влияние и становится хорошим примером регионального сотрудничества, сочетающего единство, взаимное доверие, общую безопасность, взаимную выгоду и инклюзивность. Китай активно развивает сотрудничество с Африкой в рамках взаимодействия Юг-Юг.
Касаясь сущности проблем между США и КНР, можно отметить, что Вашингтон винит в вызовах, с которыми в настоящее время сталкиваются США, Пекин.
С точки зрения КНР, После 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты вели войны против Афганистана и Ирака. Эти две войны оставили США глубоко погрязшими в беспорядках на Ближнем Востоке, обошлись им в триллионы долларов и подорвали их стратегическую мощь. Мировой финансовый кризис 2008 года выявил глубоко укоренившиеся дисбалансы в экономике и обществе США. Такие проблемы, как экономическое неравенство, увеличивающийся разрыв в уровне благосостояния и стареющая инфраструктура, имеют свои причины, но ни одна из них не была вызвана Китаем. Китай не должен становиться для них «козлом отпущения».
Угроза торговой и санкционной войны - не решение. Китай добросовестно участвует в торговых переговорах с США, чтобы урегулировать разногласия. Однако переговоры должны вестись на равноправной основе, а их результаты должны быть сбалансированными, взаимовыгодными и демонстрировать взаимное уважение и удовлетворение законных интересов друг друга. Когда на карту поставлены его суверенитет и достоинство, Китай должен защищать свои основные интересы. Китай ни в коем случае не примет унизительное соглашение, которое сдержит его
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Будаев А.В., Воронин С.А. Актуальная российская повестка. Материалы научного семинара - круглого стола «В треугольнике: США (Запад) - Китай - Россия. Что за поворотом страны с Запада на Восток». Вып. № 4. - М.: Наука и политика, 2015. - С. 6-23.
2. Внешняя политика Китая. // ИДВ РАН, 2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.febras.ru/partnery/kitaj/197-vneshnyaya-politika.html (дата обращения: 16.10.2020)
3. Лавров оценил перспективы ЕАЭС и проекта КНР "Один пояс – один путь" // РИА Новости, 2019 [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20190926/1559137435.html (дата обращения: 16.10.2020)
4. Объем торговли КНР с Россией в первом полугодии 2020 года упал на 5,6%. // Интерфакс, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.interfax.ru/world/717230 (дата обращения: 16.10.2020)
5. Петровский В. США, Китай и Россия: о трещинах и швах // Международная жизнь, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/27075 (дата обращения: 16.10.2020)
6. Се Тао. Внешняя политика Китая «по Си Цзиньпину». // Московский центр Карнеги, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://carnegie.ru/2018/01/23/ru-pub-75325 (дата обращения: 16.10.2020)
7. Alicia Garcia Herrero and Jianwei Xu. The China-Russia trade relationship and its impact on Europe. // Bruegel, 2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.bruegel.org/wp-content/uploads/2016/07/WP-2016_04-180716.pdf (дата обращения: 16.10.2020)
8. Andrey Panevin. The Sino-Russian relationship is being misunderstood, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/sino-russian-relationship-being-misunderstood (дата обращения: 16.10.2020)
9. China's Foreign Policy in a Fast Changing World: Mission and Responsibility. Speech by Vice Foreign Minister Le Yucheng At the Lunch Meeting of the Eighth World Peace Forum, 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1679454.shtml (дата обращения: 16.10.2020)
10. David Ceasar Wani. Russia-China relations: Engagement abilities in managing their differences in Central Asia, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://moderndiplomacy.eu/2020/04/04/russia-china-relations-engagement-abilities-in-managing-their-differences-in-central-asia/ (дата обращения: 16.10.2020)
11. Jonathan E. Hillman. China and Russia: Economic Unequals. // CSIS, 2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.csis.org/analysis/china-and-russia-economic-unequals (дата обращения: 16.10.2020)
12. Kurt M. Campbell and Mira Rapp-Hooper. China Is Done Biding Its Time. // Foreign Affairs (USA), 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2020-07-15/china-done-biding-its-time (дата обращения: 16.10.2020)
13. Le Tian. Sino-Russian relations within the SCO framework, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://news.cgtn.com/news/3d3d774d3063544f77457a6333566d54/share_p.html (дата обращения: 16.10.2020)
14. Stanislaw Skarzynski and Daniel Wong. Is Putin’s Russia Seeking a New Balance Between China and the West? // Diplomat, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://thediplomat.com/2020/08/is-putins-russia-seeking-a-new-balance-between-china-and-the-west/ (дата обращения: 16.10.2020)
15. Yana Leksyutina. Understanding a New Era in Russia-China Relations, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.institutfuersicherheit.at/understanding-a-new-era-in-russia-china-relations/ (дата обращения: 16.10.2020)
16. Yang Jin. China-Russia ties cornerstone of global strategic stability. // Global Times. 2020/7/15. [Электронный ресурс] URL: https://www.globaltimes.cn/content/1194586.shtml (дата обращения: 16.10.2020)