Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что создание в литературном произведении образа определенной культурно-исторической эпохи зачастую вызывает большую сложность, особенно в том случае, если писатель не является современником этой эпохи, а описывает ее по архивным документам и источникам, которые находит самостоятельно.
Роман Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» является образцом литературного произведения, где очень образно представлена Англия викторианской эпохи, причем сделал это писатель как в реалистичной атмосфере, так и в символическом аспекте, через образы главных героев произведения.
Степень изученности проблемы. Творчество Дж. Фаулза изучается в работах ряда исследователей. Некоторые из них даже касаются викторианских символов в его произведениях. Однако нет авторитетной работы, которая широко рассматривала бы эту проблему.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы создания образа викторианской Англии в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
1.1. Творческая биография и викторианское мировоззрение Джона Фаулза
Дж. Фаулз 31 марта 1926 года в английском городке Ли-он-Си (графство Эссекс). Вспоминая свое детство, он всегда подчеркивал, что безусловный авторитет имущественных, классовых и социальных условностей, царивший в Ли-он-Си, вызвал у него решительный протест. С тех пор он пытается избегать повсеместного господства общественного мнения .
Дж. Фаулз начал свое высшее образование в Эдинбургском университете, но Вторая мировая война прервала его учебу. Два года прослужил в армии, даже получил звание лейтенанта, хотя в боевых действиях участия не принимал .
Будущий писатель 4 года изучал литературу и философию в Оксфордском университете. Особенно близка ему была теория бытия французских экзистенциалистов: она соответствовала его взглядам на развитие общества и личности.
Получив степень по французской литературе, он работал сначала во Франции, в университете Пуатье, затем в Греции, в колледже на острове Спецес, и Англии, в колледже Святого Горика в Лондоне. Затем, в период 1952–1960 годов Фаулз написал несколько романов, которые не решился предложить издателям. Он неоднократно переписывает эти произведения, считая их слишком длинными и несформированными .
В 1960 году Фаулз за месяц написал роман «Коллекционер», который он совершенствовал в течение 2-х лет. В 1963 году он была опубликована, что принесло автору оглушительный успех. Наконец он бросает преподавание и решает стать писателем.
В 1961 году вышла книга философских размышлений Фаулза, которая называлась «Аристос». Книга, как отмечал сам Фаулз, «впервые была издана вопреки советам почти всех, кто ее читал». Подзаголовок произведения тоже весьма красноречив – «Автопортрет в идеях». В этой книге писатель размышляет о природе и искусстве, индивидуальной свободе и ее зависимости от общественного мнения .
1.2. Общее представление о викторианской эпохе в истории Англии
При королеве Виктории, правившей в Великобритании с 1837 по 1901 год, в Англии царила своеобразная мораль, которую сегодня оценивают как лицемерную.
Викторианская эпоха охватила большую часть XIX века. Практически в каждой сфере жизни произошли кардинальные перемены. Это было время процветания, широкой империалистической экспансии и великих политических реформ. При этом доведенная до абсурда добродетель и ограничения контрастировали с широким распространением проституции и детского труда .
В хибары бедняков набивалось столько людей, что ни о какой гигиене или санитарных нормах речи быть не могло. Часто совместное проживание на малой площади большого количества мужчин и женщин приводило к очень ранней проституции.
В доме же обывателя среднего класса главным местом была гостиная. Это была самая большая, дорого украшенная и презентабельная комната. Еще бы, ведь по ней судили о семье .
Предшествующие эпохе правления королевы Виктории поколения Ганноверов вели весьма распутный образ жизни: незаконные дети, алкоголизм, распутство. Престиж британской монархии был низок. Королеве пришлось выправлять ситуацию. Хотя, говорят, что она коллекционировала изображения обнаженной мужской натуры.
Глава 2. Практическое исследование инструментов создания образа викторианской Англии в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
2.1. Общая характеристика романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
В 1969 году появилось значительное произведение Фаулза – роман «Женщина французского лейтенанта». В нем одновременно реконструируется и разрушается викторианский роман, а вместе с тем и его ключевые концепции: необратимость времени, вера в исторический прогресс, логика художественного повествования. «Женщина французского лейтенанта» сочетает в себе черты исторической и любовной истории, но постмодернизм авторских размышлений делает ее уникальной .
Роман «Женщина французского лейтенанта» рассказывает историю молодого дворянина, который в 60-е годы XIX века должен сделать выбор между приличным браком по расчету и любовью к бедной гувернантке. Фаулз предлагает читателю варианты решения этой проблемы с точки зрения человека 60-х годов XX века – свидетеля «сексуальной революции» .
«Женщина французского лейтенанта» разошлась многомиллионным тиражом, переведена на три десятка языков. Время и место действия – XIX век, викторианская Англия -–было выбрано Фаулзом отчасти из желания вступить в полемику с модными псевдо-викторианскими романами, завлечь читателя пикантной любовной историей, многочисленными бытовыми ретро-деталями в стиле, красочностью персонажей и жанровых сцен .
Все это есть в романе. Но есть еще одна особенность в данном романе. Он пропитан драмой идей, психологией интимных отношений и, наконец, историей становления личности, трактуемой как выбор между чувством и долгом.
Действие романа происходит в 1867 году в провинции Соединенного Королевства. Эта эпоха правления королевы Виктории – спокойное, процветающее и пуританское время в истории Англии. Многие книги были запрещены, публичные дома и пабы были окутаны мраком безвестности и забвения, а людей больше всего беспокоило соблюдение приличий и строго определенного обряда жизни. Они боялись себя и прятались за фасадом приличия .
2.2. Инструменты создания образа викторианской Англии в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
Действие романа «Женщина французского лейтенанта» относится не к началу правления королевы Виктории, взошедшей на престол в 1837 году, а к 60-м годам, когда викторианское сознание было поколеблено теорией эволюции Дарвина и другими открытиями .
Фаулз помещает своего героя Чарльза Смитсона в необычное положение, даже катастрофическое для викторианской эпохи: он сводит его вместе с красивой и загадочной Сарой, «падшей» женщиной, к которой Чарльз непреодолимо тянется. Сара бросает вызов респектабельным гражданам, добровольно беря на себя роль падшего ангела, но ее внутренний мир остается неразгаданной загадкой на протяжении всего романа.
Героиня играет роль «роковой женщины». Она занимает позицию, которая позволит ей держаться подальше от условностей и обычаев того времени. Основная мотивация для этого – оставаться независимым в гораздо большей степени, чем может позволить эпоха. В рамках сюжета героиня создает собственный сюжет. С помощью своего дара героиня постоянно ломает повествование, не дает ему уйти, противодействует воле автора .
Роман «Женщина французского лейтенанта» становится, по словам самого автора, «укором викторианской эпохи». Сара – это своего рода «анима», посланница из другого мира, из мира будущего. Легко проникая в умы других персонажей, рассказчик в романе упорно поддерживает постоянное расстояние, когда речь идет о Саре.
По отношению к Чарльзу Сара играет роль воспитательницы, наставницы, соратницы в поисках себя в романе.
Сам автор начинает игру с читателем, предлагая его вниманию три варианта финала: «викторианский», «вымышленный», «экзистенциальный». В романе это далеко не единственная остроумная уловка, которую использовал Фаулз в своей игре с ожиданиями читателя. Все повествование в романе «Женщина французского лейтенанта» – это постоянная игра с литературным подтекстом.
Дж. Фаулз создает стилизацию, в которой четко прослеживаются элементы из произведений Ч Диккенса, У. Коллинза, Дж. Элиота, Т. Харди. Благодаря этому викторианский роман предстает в его произведениях как архетип, как сумма литературных воспоминаний, а главное – как воссоздание идеи викторианства и пародия на эту идею .
Роман «Женщина французского лейтенанта» представляет собой попытку постмодерна восстановить, пересмотреть и поставить под сомнение ценность викторианского романа для современности, и в то же время он выступает в качестве попытки взглянуть на свое время с точки зрения викторианского происхождения.
Заключение
Курсовая работа на тему: «Образ викторианской Англии в романе Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта»» состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы соответствующие цели и задачам, поставленным в начале курсовой работы.
Викторианская эпоха охватила большую часть XIX века. Практически в каждой сфере жизни произошли кардинальные перемены. Это было время процветания, широкой империалистической экспансии и великих политических реформ. При этом доведенная до абсурда добродетель и ограничения контрастировали с широким распространением проституции и детского труда.
Предшествующие эпохе правления королевы Виктории поколения Ганноверов вели весьма распутный образ жизни: незаконные дети, алкоголизм, распутство. Престиж британской монархии был низок. Королеве пришлось выправлять ситуацию. Хотя, говорят, что она коллекционировала изображения обнаженной мужской натуры.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бондаренко, Е.В., Климовская, А.П., Державин, С.М. Викторианские мотивы в творчестве Дж. Фаулза / Е.В. Бондаренко, А.П. Климовская, С.М. Державин // Сборник статей Архангельского государственного университета. Вып. 3. Литературоведение. – Архангельск: Издательство Архангельского государственного университета, 2021. – С. 98–114.
2. Еремеева, П.Р., Ставиский, А.В. Творческая биография Дж. Фаулза / П.Р. Еремеева, А.В. Ставиский // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследований в сфере мировой литературы». – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет, 2018. – С. 135–150.
3. Иваненко, А.А., Богословский, А.П., Крюков, И.М. Особенности формирования представлений о викторианской эпохе в Англии / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и особенности исследования в области литературы в Российской Федерации и зарубежных странах». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–95.
4. Караваева, И.В., Ипатова, Л.М., Соколовский, С.С. Стилистика и проблематика романа Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» / И.В. Караваева, Л.М. Ипатова, С.С. Соколовский // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 56–70.
5. Колобродова, Е.А., Соколова, И.Г., Прянишникова, Т.А. Культурно-исторические характеристики описания викторианской Англии в различных источниках / Е.А. Колобродова, И.Г. Соколова, Т.А. Прянишникова // Культурология и искусствоведение. – 2020. – № 9. – С. 33–45.
6. Литвиненко, А.А., Сорокина, А.В. Изучение тенденций мировой литературы на современном этапе / А.А. Литвиненко, А.В. Сорокина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития сферы гуманитарных исследований в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 243–250.
7. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Анализ специфических особенностей творчества Дж. Фаулза: проблемы определения стиля / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения проблем литературоведения в современной научной литературе». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – С. 56–68.
8. Нравы викторианской Англии / Дилетант. Интернет-журнал. – [Электронный ресурс] https://diletant.media/articles/35957897/ (Дата обращения: 17.04.2021)
9. Пилецкая, Л.В., Венедиктова, С.И., Красильникова, А.В. Американская литература: проблема изучения / Л.В. Пилецкая, С.И. Венедиктова, А.В. Красильникова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения в современном мире: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. – С. 49–60.
10. Уварова, А.С., Гречихина, А.А., Милютин, Д.М. Творчество Дж. Фаулза как объект научного исследования / А.С. Уварова, А.А. Гречихина, Д.М. Милютин // Материалы научно-практической конференции «Литературоведение на стыке теории и практики научных направлений». – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2018. – С. 103–119.
11. Федоренко, Г.М., Смыслова, А.А., Финагентова, О.Л. Творческая биография и жизненный путь Дж. Фаулза / Г.М. Федоренко, А.А. Смыслова, О.Л. Финагентова // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы изучения мировой литературы: социальные, экономические, технологические и психологические аспекты». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2020. – С. 46–58.
12. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы изучения проблематики романа Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта» / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Литературоведческие исследования в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–68.
13. Чупрунова, А.А., Гинченко, В.И. История зарубежной литературы / А.А. Чупрунова, В.И. Гинченко. – Челябинск: Издательский дом «Авантюра», 2018. – 460 с.
14. Яблокова, А.В., Тимошенко, М.М. Стилистика творчества Дж. Фаулза / А.В. Яблокова, М.М. Тимошенко // Сборник статей Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 2016. – С. 95–107.