Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Торговля, как основная составляющая развитых экономических отношений, во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разнообразных потребностей людей. Именно торговля, реализуя производственную потребительскую ценность, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением. Прямую связь между производством и потреблением поддерживают предприятия розничной торговли, которые организуют и перерабатывают продажу товаров с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Розничная торговля сегодня занимает значительную долю в экономике страны, в связи с чем тема исследований по организации и технологии розничной торговли является актуальной и своевременной.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ
1.1. Содержание торгово-технологического процесса, основные принципы рациональной организации
Технология торговли и коммерция в широком смысле слова - это комплекс технологических и коммерческих операций, которые совершаются на разных стадиях текущего процесса движения товаров. Текущее движение товаров (товародвижение) - процесс, при котором товары доводятся от предприятий-изготовителей до конечных потребителей. Коммерция подразумевает рабочее функционирование юридических и физических лиц в процессе осуществления ими операций купли-продажи различных товаров и услуг, имеющих целью удовлетворение потребительского спроса и извлечение прибыли в процессе торговых операций. Если говорить об услугах, то извлечение прибыли здесь носит тот же характер, но услуги, в отличие от товаров, часто нематериальны .
Технология в широком смысле - это учение о той или иной деятельности (работе, наборе профессиональных навыков), в нашем случае - учение об операциях, которые связанны с движением товара. В сущности торговля (и все торговые операции) являются своего рода продолжением процесса изготовления товаров, но в сфере обращения (хранение, транспортировка, расфасовка, упаковка товаров, их реализация покупателям).
Таким образом технология торговли и коммерция - это совокупность навыков, знаний и умений в области рациональной и эффективной организации схем торгово-технологических процессов, методов и способов наиболее грамотного выполнения всех торговых и технологических операций во всей цепи товарооборота.
В России за последние десятилетия существенно возросла роль торговли, которая становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений. Российская торговля претерпела значительные изменения, которые дают основания говорить о «торговой революции» и контрастируют с относительным застоем в этой отрасли экономики в прошлом.
Важную роль в эффективной деятельности оптовых и розничных торговых предприятий играет торгово-технологический процесс. Основу торгово-технологического процесса составляют коммерческие операции с оптовых закупок и дальнейшей перепродажи товаров оптовым или розничным покупателям .
1.2. Организация и технология операцию по поступлению и приемке товаров в магазине. Организация и технология хранения, и подготовка товаров к продаже
Порядок приемки и ее документальное оформление зависят от места приемки, ее характера (по количеству, качеству, комплектации), от наличия или отсутствия сопроводительных документов.
В зависимости от особенностей поставки различают приемку от транспортной организации и приемку товаров непосредственно покупателем от продавца.
Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным этапом процедуры принятия товаров потребителем является проверка их качества и количества. Порядок проведения такой проверки может регулироваться положениями заключенного договора поставки, а при их отсутствии - положениями действующего законодательства и существующей деловой практики.
1.3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Основное правило выкладки товаров в торговом зале состоит в том, что поиск нужного товара должен быть максимально несложным. Исходя из этого можно сформировать основные принципы выкладки товаров:
1. Принцип системной выкладки. Товар расположен или установлен в определённом порядке на оборудовании либо стеллажах. Например, все детское питание расположено в одном месте.
2. Принцип наглядности. Весь товар должен быть доступен для обзора и открыт.
3. Принцип эффективной выкладки – наилучший результата при наименьших затратах. Оборудование и торговая площадь должны быть максимально эффективно использованы, не забывая о правилах открытости обзора товара, полноты уже имеющегося ассортимента в магазине и товарного соседства. При это не нужно забывать об эстетичности выкладки и безопасности. Как узнать, что выкладка товара в торговом зале эффективна? Нужно проанализировать объем реализации, если он увеличился и при этом максимально уменьшилось время на поиски клиентом товара, тогда она эффективна.
4. Принцип совместимости товара – размещение товаров совместно, бет утраты их потребительских свойств. Здесь нужно учитывать правило товарного соседства при выкладке товаров в торговом зале, другими словами товары не должны негативно влиять друг на друга. Например, кофе и специи не должны быть на одной полке, бытовая химия и продукты питания и прочее. Также не нужно забывать эстетические требования, сочетание товаров по цвету, форме. В итоге весь выложенный товар должен иметь вид целостной завершенной композиции.
5. Принцип достаточности выкладки товара в торговом зале. Покупатель должен иметь полное представление об ассортименте производителя. В торговом зале не только должны быть выложены все виды производимых товаров, но их показ должен быт максимально эффективным при размещении товара в торговом зале.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНЕ «МСК»
2.1. Технико-экономическая характеристика анализируемого предприятия
Компания «МСК» успешно работает на рынке мототехники и бензоинструмента. Является официальными дилерами крупнейших производителей, таких как ЗАО «Красный Октябрь-НЕВА» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Калужский двигатель» (г. Калуга), ООО «Академия Инструмента» (г. Пермь) и многих других.
За это время накоплен большой опыт и большая клиентская база, которая вновь и вновь растёт и пополняется благодарными и довольными нашей работой клиентами. У нас вы сможете подобрать интересующий вас инструмент, технику хорошего качества по разумным ценам, а так же воспользоваться услугами квалифицированного сервисного центра с большим ассортиментом запасных частей.
Рисунок 4. Организационная структура «МСК»
Основные показатели деятельности «МСК» , расчет которых выполнен на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности представлены в таблице 3 (приложения 1-3).
Итак, по данным таблицы «МСК» имеет в основном положительную тенденцию.
Наблюдается снижение выручки в 2020 г., а превышение темпов роста себестоимости продаж над темпами роста выручки в 2020 г. составило 1,6%, тогда как в 2019 г. темпы роста себестоимости продаж превышали темпы роста выручки только на 1%.
2.2. Оценка эффективности организации торгово-технологических процессов в магазине «МСК»
Чтобы проверка продукта на соответствие установленным требованиям качества была объективной, важно соблюдать сроки его реализации.
При этом сроки напрямую зависят от вида поставляемого товара и расстояния потребителя от поставщика (они начинают рассчитываться с момента поступления товара на склад по Московскому времени):
10 дней - если товар доставлен в пределах одного города;
20 дней - если товар доставлен из одного города в другой.
Особые сроки установлены для грузов, доставляемых в труднодоступные районы и районы Крайнего Севера:
2 месяца - на непродовольственные (в том числе галантерейные) товары.
Отсутствие в договоре условия о количестве передаваемого товара, в соответствии с пунктом 2 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет признание его незаключенным. Это означает, что любой договор поставки, независимо от вида передаваемого товара, должен устанавливать точное количество, соответствие которого объему фактической поставки и должно быть проверено покупателем.
Процедура проверки товара на соответствие фактическому объему поставки, указанному в документах, в ООО «МСК» включает в себя следующие этапы:
Предварительный. Если товар поставляется в упаковке, то при его разгрузке определяется вес нетто такой упаковки и количество упаковок. Если товар не объединен одной упаковкой, то определяется его штучное количество и общий вес поставки. При досмотре необходимо оценить целостность упаковки, в которой был доставлен товар, если на ней имеются пломбы и/или маркировка, изучить их состояние.
Последний. Она осуществляется в том случае, если товар был доставлен в отдельных упаковках. При распаковке каждой единицы продукции проверяется вес нетто заключенного в ней продукта, а также его точное количество. Если проверить вес нетто продукта не представляется возможным, то его определяют следующим образом: сначала продукт взвешивают в контейнере, в котором он был доставлен, а затем определяют вес пустого контейнера. Разницу между этими показателями покажет собственный вес поставляемого продукта.
2.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса в магазине «МСК»
Часто на прилавках магазина образуется беспорядок. В «МСК», рекомендуется назначать работника магазина главными по залу в зависимости от графика, мотивируя всё это премией. Он бы контролировал выкладку товара и соответствие ценников, тем самым поддерживая достойный уровень комфорта, а следовательно, и лояльное отношение покупателей. Данные проблемы требуют решения – например, контроль выкладки продукции на полках, особенно в активные часы посещения магазина покупателями.
Особое внимание стоит обратить на ценники, сделать их более заметными и яркими.
Возможно стоит раз в два часа анонсировать по громкой связи в магазине о промо акциях на товары. На это не нужно выделять дополнительных средств, но это лишний раз может привлечь внимание покупателей.
В настоящее время покупатели все более склоняются к тому, чтобы одновременно покупать как основные, так и сопутствующие товары. Следовательно, их объединение в рамках одной секции может существенно стимулировать продажу последних.
В магазине не очень богатый выбор товаров, но все эти товары необходимо расположить так, чтобы они были видны покупателю, выгодно сочетались друг с другом (комплексная покупка) и приносили прибыль.
Найм мерчендайзера в магазин, а также добавление в штат двух продавцов-консультантов. На данный момент всем мерчандайзингом в магазине ООО «МСК» занимается линейный персонал. В периоды, когда происходит смена товара магазину очень не хватает свободных рук, так как основные обязанности продавцов магазина никто не отменял, покупателям нужна помощь, и основное внимание следует уделять им. Также в выходные дни и летом наблюдается острая нехватка продавцов-консультантов. Из-за небольшого количества сотрудников на огромной площади магазина клиенты не всегда могут обратиться за помощью из-за отсутствия рядом продавца-консультанта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период глобализации и активного роста и развития рыночных отношений торговля становится одной из важнейших отраслей экономики, являющейся одним из наиболее прогрессивных видов деятельности, затрагивающих все слои населения. Розничная торговля играет важную роль в экономике государства, так как влияет на ключевые бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг и их доставкой конечному потребителю.
Компания «МСК» успешно работает на рынке автотехники и бензоинструмента. Она является официальным дилером крупнейших производителей, таких как ЗАО «Красный Октябрь-НЕВА» (Санкт-Петербург), ОАО «Калужский двигатель» (Калуга), ООО «Академия инструмента» (Пермь) и многих других.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 12. - Ст. 2789.
3. Балашов, В.Г. Реформирование системы управления продажами: успешный опыт / В.Г. Балашов // Практический маркетинг – 2019. - № 3. – С.15-19.
4. Басова, Н.В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе / Н.В. Басова // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 3. - С. 17-20
5. Басовский, Л.Е. Экономический анализ: (комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): учебное пособие для вузов / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 221 с.
6. Белолипецкий, В.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие для вузов / В.Г. Белолипецкий. - М.: КноРус, 2020. - 447 с.
7. Бороненкова, С.А. Экономический анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - №2. - С. 47-51.
8. Бурцев, В.В. Коммерция в торговле / В.В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. – № 10. - С. 10-15.
9. Васильев, В.М. Реклама: творческая идея / В.М. Васильев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. – № 3. - С. 45-54.
10. Войтина, Ю.М. Теория организации: учебное пособие / Ю.М. Войтина. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2020. - 114 с.
11. Гинзбург, А.И. Товароведение / А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер , 2020. - 319 с.
12. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: учебник для вузов / А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2020. - 527 с.
13. Жуков, Л.М. Финансово-экономический анализ в методике оценки эффективности инвестиций / Л.М. Жуков // Внешнеэкономический бюллетень. - 2019. - №7. - С. 59-67
14. Имшинецкая, И. Система стимулирования сбыта / И. Имшинецкая // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. – 2019. - №4. – С. 15-22.
15. Клевцов, И. Цели промоушн-акций / И. Клецов // Маркетинг PRO – 2018. - № 5. – С. 89.
16. Климин, А.И. Стимулирование продаж: учебное пособие / Климин А.И. – М.: Вершина, 2020. – 295с.
17. Кондратова, И.Г. Товароведение / И.Г. Кондратова // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - №13. - С. 46-51
18. Кузнецова, М.Н. Проектирование торговых предприятий / М.Н. Кузнецова // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - № 12. - С. 40-45.
19. Лайдинен, Н.В. Предварительное тестирование рекламной продукции / Н.В. Лайдинен // Маркетинг в России и за рубежом – 2018. - № 5. – С. 87.
20. Марданова, Э.У. Планирование мероприятий маркетинга на предприятиях розничной торговли / Э.У. Марданова // Маркетинг в России и за рубежом – 2019. - № 1. – С. 8-11.
21. Миллер, А. Реклама: энциклопедия для всех / А. Миллер. - М.: Вершина, 2020. - 252 с.
22. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / Огарков А.А. – М.: Эксмо, 2020. – 512 с.
23. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / Огарков А.А. – М.: Эксмо, 2020. – 512 с.
24. Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник для студентов / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2020. - 452 с.
25. Парамонова, Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчендайзинга / Т. Парамонова // Практический маркетинг – 2018. - № 4. – С. 4-7.
26. Пашутин, С. Популярный магазин / С. Пашутин // Маркетолог – 2018. - № 5. – С. 34.