Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Досуг является важной частью жизненного пространства молодежи, способствует ее социализации, поиску новых социальных связей, стиму-лирует творческую самореализацию личности. Таким образом, он отчасти формирует и корректирует приоритеты, ценностные ориентации, профес-сиональную и творческую направленность будущих поколений. В связи с этим в данной работе рассматривается культурно-досуговое пространство молодежи, его направленность, стратегии и тенденции развития.
Ранее проблемой молодежного досуга занимались такие социологи как Макс Каплан, который разделяет понятие досуга и свободного време-ни, считая, досуг центральным элементом культуры, а также при участии Дж. Шиверса разработал классификацию концептуальной модели досуга.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Стратегии молодежи в выборе досуговой деятельности
Для более точного и детального анализа проблемы следует остано-виться на основополагающих терминах, таких как «молодежь» и «досуг». Следует отметить, что внимание социологов к понятию «молодежь» и «до-суг» появилось практически одновременно. Сегодня в социологии внима-ние к молодежи обусловлено тем обстоятельством, что она является носи-телем новых знаний и стратегий поведения, проводником новых идей и смыслов.
Немецкий социолог К. Менерт говорил о роли молодого поколения в историческом процессе, выделяя кристаллизацию значения перспектив . Опираясь на российскую социологическую энциклопедию определение «Молодёжь дана в следующем понятии: это большая общественная груп-па, имеющая специфические социальные и психологические черты, нали-чие которых определяется, как возрастными особенностями молодых лю-дей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим по-ложением: их духовный мир находится в стадии становления, формирова-ния».
Исследуя проблему досуга молодежи, очень важно обратить вни-мание на особенности возраста молодого поколения. Это означает, что возникает необходимость в более пристальном внимании к трактовке по-нятия «молодежь».
В работах В.Т. Лисовского отражена идея о возникновении со сто-роны исследователей весьма пристального внимания к проблеме молоде-жи. Это обусловлено, с его точки зрения, кризисом современного россий-ского общества, трансформацией ценностных установок молодежи, и в связи с этим, нарастанием напряженности между поколениями. Это кон-фликт, по словам исследователя, носит более глубинный характер, нежели простое расхождение во взглядах на манеры поведения, музыкальных предпочтений, особенностей одежды.
Это конфликт затрагивает более глубокие основания - мировоз-зренческие, философские и духовные. Помимо этого, расходятся взгляды молодого и старшего поколения и на материальный аспект жизни человека и общества в целом. Поколение родителей, по словам В.Т. Лисовского, се-годня занимает такое положение, в котором ощущается отсутствие преем-ников духовного наследия.
Несколько слабее в отечественной социологии разработана пробле-ма молодежного экстремизма и политического протестного движения. Данная проблема была затронута исследователями лишь в 90-е годы про-шлого столетия . Следует отметить, что данное обстоятельство обусловле-но особенностями исторического и политического развития нашей страны.
По праву молодежь является объектом междисциплинарного иссле-дования. Внимание к проблемам молодежи приковано со стороны психо-логии, политологии, демографии, педагогики, философии и, конечно, со-циологии.
Следует отметить, что предметом изучения молодежь стала еще в работах таких философов, как Аристотель, Платон, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо и других. Немалый вклад в представление о молодежи и ее исследовании внесли Э.Фромм, Г.Гегель, Э.Дюркгейм, М.Вебер, А.МАслоу и ряд дру-гих известных ученых.
В период молодежной революции 60-х г.г. ХХ века социология мо-лодежи была выделена в отдельную отрасль социологического знания. Молодежный протест того времени привел к тому, что вызрела не только теоретическая, но и практическая необходимость изучения проблем моло-дежи. Подобная ситуация случилась и в 90-е г.г. прошлого столетия в Рос-сии, когда десятилетия реформ привели к необходимости более присталь-ного изучения вопросов молодого поколения, в т.ч. и трансформации до-суговых предпочтений.
Так, во времена так называемого застоя, роль досуговой деятельно-сти была преувеличена в противовес профессиональной карьере молодого поколения, что не могло не повлиять на процесс социализации и адаптации к современным условиям молодого поколения.
Первые попытки выделения молодежи в особу социально-демографическую группу, первые теоретико-методологические подходы к изучению молодежной проблематики связаны с именами таких зарубеж-ных социологов, как М.Вебер, Г.Маркузе, Т.Парсонс, Ю.Хабермас. В ре-зультате теоретического анализа, проведенного исследователями, были выдвинуты новые социологические теории, отвечающие на запросы того времени.
Трансформация социальных отношений детерминировали и транс-формацию досуга молодого поколения, и более того, преобразование всей социокультурной стороны досуговой деятельности. С этим связана необ-ходимость переосмысления места и роли досуга в жизни молодежи, его значения для формирования личности.
Стоит сказать, что сегодня в социологической науке понятие «до-суг» имеет весьма размытый и неопределенный характер. Однако, сфера досуга имеет ряд специфических характеристик. С одной стороны, досуг не выделяют в качестве какого-либо социального института. С другой сто-роны, он выполняет ряд важнейших функций. В первую очередь, следует отметить культурные институты и организации. К ним относятся музеи, кино, СМИ и т.д.
Очень важным для понимания досуга является тот факт, что данное понятие не тождественно понятию свободное время. Если соотносить две обозначенные категории, то стоит сказать, что досуг является как бы «яд-ром» свободного времени личности. По словам К.Маркса, свободное вре-мя представляет собой возвышенную деятельность .
2. АНТИКАФЕ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
2. 1.История возникновения
В связи с трансформацией потребностей и интересов общества и молодежи в частности сфера досуга постоянно пополняется новыми идея-ми и практиками одной из которых является феномен антикафе.
В последние годы в мире стало популярно такое молодежно - до-суговое пространство как антикафе (тайм - кафе, третье место, тайм - клуб, свободное пространство). Автором формата данных заведений считается российский писатель Иван Митин, который открыл первое заведение фор-мата антикафе в Москве в 2010 и назвал его “Дом на дереве”. Стоит заме-тить, что впервые принцип “pay-what-you-can”, лежащий в основе специ-фики антикафе, был опробован ранее в американском городе Salt Lake City. Принцип “pay-what-you-can”, характеризуется тем, что посетитель платит не за еду и напитки, а за приятное времяпровождение и платит столько сколько он хочет или может себе позволить. Сам же термин анти-кафе был принят в обиход только в 2012 году.
“Дом на дереве” быстро возымел огромную популярность в связи с чем И. Митин принял решение о расширении площадей и введение новой системы оплаты в связи с тем, что несмотря на большое количество посе-тителей заведение начало терпеть некоторые убытки. Таким образом, в 2011 году было открыто новое антикафе “Циферблат”, где посетители оплачивали по рублю за минуту пребывания, при этом имели безлимит-ный доступ к еде и напиткам. Сейчас “Циферблат” является международ-ной сетью и имеет более десяти точек в пяти странах мира.
Однако система оплаты и безлимитный доступ к еде и напиткам не являются единственными показателями специфики антикафе.
В первую очередь хотелось бы отметить, что в заведениях данного формата существует строгий запрет на алкоголь. При том как на распитие внутри помещения так и на нахождение там в нетрезвом состоянии.
Пространство антикафе предоставляет посетителям полную свобо-ду действий, там каждый может найти занятие, с этой целью пространство антикафе распределено на зоны, различающиеся по своим функциям:
1. Ворк - зона (рабочая) - призвана создать комфортные условия для тех посетителей, которые приходят туда поработать. Это могут быть фрилансеры, работающие через интернет, студенты или школьники. Дан-ная зона оборудована различной офисной техникой, в свободном доступе имеются книги и принадлежности для письма.
2. Следующая зона реализует развлекательную функцию. Она оборудована столами, которые можно сдвинуть между собой, в ассорти-менте присутствует огромное количество разнообразных настольных игр некоторые из которых приносят с собой сами посетители, а другие также находятся в свободном доступе для всех гостей заведения.
3. Зона, отвечающая за реализацию развивающей функции. А ан-тикафе проходит множество различных мероприятий, таких как тренинги по мехенди (художественной росписи тела хной) или созданию украшений, уроки танцев, английского языка, игры на гитаре, познавательные лекции.
Помимо всего вышеперечисленного в антикафе нередко организу-ются вечера игры в мафию (или любую другую популярную игру), про-смотра фильмов, музыкальные концерты акустической гитары или квар-тирники некоторых известных исполнителей, организация и проведение праздников.
Как можно заметить в отличие от кафе, в антикафе отсутствует обеденная зона, это связано с тем, что антикафе не включает в себя функ-цию питания, она является дополнением, по этой причине в ассортименте заведения присутствует только разнообразие сладостей к чаю и кофе, а еду посетители могут приносить с собой либо заказывать доставку.
2.2 Характеристика, виды и услуги антикафе
Антикафе (тайм-клуб, тайм-кафе) – это общественные заведения оригинального формата социальной направленности, в которых оплата производится главным образом за проведенное время, что включает в себя угощения и развлечения с мероприятиями. Расчет рассматривается как в часовом, так и в поминутном формате. В принципе, потому и «анти», что оплачиваются не гастрономические позиции, а время нахождения там. Концепция этих заведений заключается в общественно-социальной актив-ности посетителей, а чай, кофе и сладкие угощения являются легким до-полнением. Здесь можно пообщаться как в кругу друзей, так и с совер-шенно незнакомыми людьми.
Атмосфера располагает присутствующих почувствовать себя ча-стью коллектива и общества.
Формат антикафе
Как уже упоминалось выше, в антикафе в отличие от обычных заве-дений предметом оплаты является время, а не еда. Но перекусить здесь то-же возможно. Ассортимент данных заведений составляют бесплатные пон-чики, печенье, конфеты, кофе, чай и горячий шоколад. В некоторых также разрешено брать с собой и употреблять свои продукты.
А вот приносить и распивать спиртные напитки запрещено, то же самое относится и к табакокурению, что несомненно можно выделить жир-ным плюсом.
Благодаря уютной атмосфере, антикафе считаются самым подходя-щим местом для дружеских посиделок, новых знакомств, мастер-классов, деловых встреч и работы.
Основными посетителями считаются:
фрилансеры, которым нужно тихое, спокойное место для работы;
студенты, которые увлечены просмотрами фильмов, настольными и видеоиграми и просто общением;
деловые люди, которым необходимо место для деловых перегово-ров и тренингов.
Максимальный комфорт достигается разделением помещения на зо-ны:
1-я зона – для проведения переговоров, семинаров и деловых встреч;
2-я зона – для видеоигр;
3-я зона – для знакомств, дружеского общения, досуга и настоль-ных игр;
4-я зона – для творческих уединений.
Концептуальные преимущества антикафе перед обычными кафе
Конечно, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет – но концеп-ция заведений под названием «Антикафе» несомненно, имеет перечень зна-чительных плюсов относительно формата, на котором построен обычный общепит. Об этом говорит и статистика развития, выражающаяся в рас-пространении этих заведений по всему миру. Взяв свое начало на терри-тории России, сегодня формат антикафе начинает занимать и увеличивать свою нишу в странах СНГ и Европе. И уже ходят слухи об открытии пер-вого такого заведения на территории США.
3.РАЗРАБОТКА СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА АНТИКАФЕ
3.1.Характеристика антикафе
Составление жизнеспособного растущего юного поколения стано-вится одной из основных стратегических задач развития страны. В данном смысле молодые люди - объект национально-государственных интересов, 1 из основных причин обеспечения развития страны и сообщества.
Политика относительно к молодежи складывается на уровне сооб-щества и страны. Страна владеет самыми большими ресурсами для прове-дения целостной молодежной политики.
Молодые люди - основное действующее лицо грядущего и цель государства стараться посодействовать молодым людям быть полноправ-ными членами гражданского сообщества, также ликвидировать препят-ствия на пути развития персоны любого молодого человека.
В идущем в ногу со временем русском сообществе более чувстви-тельной к нововведениям общественной категорией считается молодежь, которая сформировывает свое мировоззрение и способна быстрее других усвоить свежие взгляды, впрочем русская политическая культура обраще-на в будущее при малом внимании к прошлому, при недоступности осо-знанного следования традициям, последней переимчивости, чувствитель-ности к новым веяниям. 1
Для развития молодежной политики в регионах необходимо орга-низовывать различные центры по формированию и развитию молодежной активности, организации досуга, обучения и профориентации. В качестве основной идеи в нашем проекте предлагается создание фирмы (центра) по организации досуга молодежи в г. Норильск (на примере анти-кафе).
Разработка бизнес-плана – важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобра-зования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие биз-нес плана является одним из инструментов повышения доходности пред-приятия и защищает от неоправданных рисков.
Бизнес-план описывает для инвесторов и финансовых источников все события, которые могут повлиять на предлагаемое дело. Необходимые детали различных планируемых мероприятий и расчеты связанных с их проведением доходов и расходов. Существенно важно четко изложить по-сылки и допущения, на которых строится план. В отдельных случаях биз-нес-план называют планом создания предприятия, заявкой на получение кредита или инвестиционным проектом.
Заключение
Досуговая деятельность является важной составляющей молодеж-ной деятельности, которая формирует их взгляды, социальные связи, цен-ностные ориентации и способствует переходу от детства к юности и соци-альной ответственности. Дети познают и учатся жить в обществе через иг-ровую деятельность, которая впоследствии трансформируется, обретает новые смыслы, новые возможности и показывает все разнообразие даль-нейшей деятельности. Досуг становится не только способом познания, но и средством самовоспитания, саморазвития, отдыха, а для кого - то он явля-ется проходным билетом в дальнейшую жизнь и карьеру.