Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 глава Общая характеристика отрасли муниципального права 5
1.1 Принципы муниципального права 5
1.2 Источники муниципального права 8
1.3 Субъекты и объекты муниципального права 13
1.4 Предмет и объект муниципального права 14
2 глава Практическое применение норм отрасли муниципального права 17
2.1 Статистика обращений в суд 2019-2020 гг. 17
2.2 Анализ динамики изменений обращений в суд 20
2.3 Задача 27
Заключение 29
Список источников и литературы 31
Приложение А Изменение в сторону увеличения количество дел, поступивших из арбитражных судов 34
Приложение Б Выдержка из ФЗ №131 Статьи 7. Муниципальные правовые акты 35
Приложение В Проблемы нормотворческого процесса и вступления в силу региональных и муниципальных нормативных правовых актов 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. В Конституции РФ (главе 8) местное самоуправление (МСУ) закреплено в качестве одной из основ конституционного строя и формы осуществления народовластия, в связи с чем, населению, проживающему на территории муниципального образования (МО), представлено право самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, создавая муниципальные правовые акты. Одна из основных задач МСУ при создании муниципальных правовых актов – обеспечение соответствия нормативных правовых актов органов МСУ актам, обладающим большей юридической силой.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие муниципального правового акта как решение по вопросам местного значения. Ключевым в данном определении является термин «решение». Многие авторы, например, И.В. Упоров и Т.М. Бялкина, считают, что такой термин не уместен для определения муниципального правового акта как «решение», поскольку представительные органы МСУ могут также принимать «решения», в связи с чем может возникать путаница при толковании правовых норм. Поэтому возникает потребность в новой формулировке определения «муниципального правового акта».
Нормативный правовой акт - это официальный юридический документ, который составлен и принят компетентными и полномочными на то органами, в письменной форме, и содержит в себе правовые нормы и правила, т.е. указания к действию по определенным вопросам, имеющие постоянное действие. Вступление в силу, включая и опубликование, муниципальных правовых актов ставит еще одну важнейшую цель такую как обеспечение наилучшего и удобного доступа для ознакомления с новым принимаемым муниципальным правовым актом гражданам и другим субъектам права, а также предоставлением им достаточного времени для получения информации о содержании акта. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным его источником права. В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту даются разные определения, наиболее распространенным из которых является понятие, исходящее от субъекта принятия данного акта.
В частности нормативные акты создаются, как правило, государственными органами, уполномоченными принимать решения по вопросам, переданным им для разрешения, в процессе которого данные органы выражают волю государства. Отсюда проистекает властность, официальность, авторитарность и обязательность нормативно-правовых актов.
Объект исследования – муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права.
Предмет исследования – сами принципы муниципального права.
Цель исследования – муниципальное право.
Задачи исследования:
- раскрыть принципы муниципального права;
- рассмотреть источники муниципального права;
- определить субъекты и объекты муниципального права;
- описать предмет и объект муниципального права;
- определить статистику обращений в суд 2019-2020 гг.;
- рассмотреть анализ динамики изменений обращений в суд.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
1 глава Общая характеристика отрасли муниципального права
1.1 Принципы муниципального права
Существует несколько определений муниципального права. Так, все зависит от того, в каком контексте рассматривать понятия.
Муниципальное право как отрасль права – это совокупность норм, регулирующих правоотношения в области местного самоуправления. Их основу составляют нормы конституционного и административного права.
Список не является исчерпывающим. Система норм муниципального права дополнительно включает нормы следующих отраслей оправа: коммерческого; экологического; финансового; земельного; налогового; корпоративного. Муниципальное право как наука – это более широкое понятие. Оно представляет собой совокупность идей, знаний и теорий о правовом регулировании местного самоуправления. Наука не только занимается рассмотрением общепризнанных норм, но и учитывает новые выдвигаемые концепции и гипотезы.
Муниципальное право вошло в состав российского законодательства относительно недавно. Определение «муниципалитет» применяется к городским и сельским поселениям. Именно на этом уровне осуществляется местное самоуправление. Фактически понятия «местный» и «муниципальный» идентичны. Они применимы к структурам, которые связаны с местным управлением .
В силу разнообразия вопросов, которые регулирует муниципальное право России, оно является комплексной отраслью. Разнообразие вопросов позволяет использовать методы из других отраслей, привлекать из них целые институты. Поэтому в юридической науке принято считать, что муниципальное право – вторичный институт. Назвать муниципальное право самостоятельной отраслью можно благодаря следующим особенностям:
1. Самоуправление исключено из системы государственной власти. Его рассматривают в качестве элемента противовеса и сдерживания.
2. Местное самоуправление рассматривается как одна из форм единой публичной власти.
3. В Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление выступает одним из каналов народовластия.
4. Власти муниципалитетов призваны решать вопросы местного значения. Их реализация необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Принципами муниципального права называют основополагающие идеи, которые легли в основу отрасли. Они имеют общеобязательный характер. Это значит, что их должны соблюдать все лица, живущие и работающие на территории муниципалитета. В основу принципов муниципального права легли принципы общего права. Они обязательны для соблюдения на всей территории РФ .
Принципы права выполняют довольно много функций. Они состоят в следующем:
- демонстрируют суть политического строя, которого придерживается государство;
- закрепляют модель публичной власти, особенности ее взаимодействия с государством и обществом в целом;
- определяют перспективы дальнейшего развития общества;
- могут быть использованы для поиска неточностей в законодательстве и устранения пробелов.
Принципы закрепляются в нормативно-правовых актах. Если речь идет о муниципальном праве, ему присущи такие принципы, как:
Народовластие – он вытекает из положений Конституции РФ. В ней говорится, что единственным носителем власти на территории муниципального образования выступает народ, который живет на ней. Реализация своих прав на управление происходит посредством референдумов, выборов, сходов, а также через органы местного самоуправления.
Демократизм – сочетание форм представительной и непредставительной демократии. Это значит, что граждане могут участвовать выборах, принимать свои решения по обсуждаемым вопросам, выражая свою волю. Они решают важные задачи для территории при помощи представителей в местных инстанциях.
Самостоятельность – решения, принимаемые на местном уровне, необязательно согласовывать с федеральными инстанциями. Однако принимаемые меры не должны противоречить нормам общероссийского законодательства.
Соподчиненность решений – речь идет о решениях референдумов, должностных лиц, органов местного самоуправления, сходов. Юридическое равенство субъектов – юридическое равенство муниципально-правовых и гражданско-правовых субъектов. При этом применяют принцип административной соподчиненности .
Судебная защита и ответственность – ее несут субъекты муниципально-правовых отношений. Повсеместно есть развитие местного самоуправления – это значит, что подобный способ управления территории действует во всех субъектах РФ. Нельзя путать принципы местного самоуправления и муниципального права. Это не одно и то же. Муниципальное право представляет собой совокупность норм, а местное самоуправление – вид публичной власти.
Муниципальному праву присуща совокупность функций. Такое название носят основные направления воздействия норм на общественные отношения, которые складываются в системе местного самоуправления. Их делят на 2 крупные группы: общую и специальную. Первая из них самая
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
Законы, Приказы, Положения и иные нормативные документы по степени важности
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. – 12 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.03.2021 г.) // Российская газета. - 1994. - 15 декабря.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - 30 октября.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 29 октября.
Русскоязычная литература
5. Адамоков, Б.Б. Уставы муниципальных образований. Проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации. Монография / Б.Б. Адамоков. - М.: Проспект, 2017. - 322 c.
6. Алексеев, И. А. Муниципально-правовая ответственность. Проблемы теории и практики / И.А. Алексеев. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
7. Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности / О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 c.
8. Вифлеемский, А. Б. Новое правовое положение государственных (муниципальных) учреждений. Закон о монетизации бюджетной сферы / А.Б. Вифлеемский. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2016. - 312 c.
9. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. - М.: Академия, 2016. - 336 c.
10. Гончаров, В. И. Институционализация системы местного самоуправления в Российской Федерации. Конституционно-правовое исследование / В.И. Гончаров. - М.: Проспект, 2015. - 272 c.
11. Европейская Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований / European Charter on the Participation of Young People in Municipal and Regional Life. - М.: Институт муниципального управления, 2017. - 115 c.
12. Заболотских, Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления. Научно-практическое пособие / Е.М. Заболотских. - М.: Проспект, 2016. - 815 c.
13. Зотов, В.Б. Справочник муниципального служащего (+ CD-ROM) / В.Б. Зотов. - М.: Феникс, 2017. - 279 c.
14. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения / К.В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2016. - 260 c.
15. Кокотов, А. Н. Муниципальное право России: моногр. / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юрист, 2015. - 384 c.
16. Конституционализм и правовая система России. Итоги и перспективы. Материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции "Кутафинские чтения". - М.: Проспект, 2015. - 400 c.
17. Ларичев, А. А. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации и Канаде: моногр. / А.А. Ларичев. - М.: Юридический центр, 2015. - 208 c.
18. Майоров, В. И. Правовой статус муниципальных служащих / В.И. Майоров, С.Г. Соловьев. - Москва: Машиностроение, 2015. - 124 c.
19. Мильшин, Ю. Н. Муниципальное право России / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 404 c.
20. Моттаева, А.Б. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью на современном этапе / А.Б. Моттаева. - М.: МГСУ, 2015. - 164 c.
21. Попов, Л.Л. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Л.Л. Попов. - М.: Норма, 2018. - 96 c.
22. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c.
23. Чистобородов, И.Г. Государственное управление избирательным процессом в Российской Федерации. Опыт комплексного исследования. Монография / И.Г. Чистобородов. - М.: Юнити, 2018. - 192 c.
24. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
Иностранная литература
25. Алексахина, Ю.В. Альтернативные концепции управленческого решения / Ю.В. Алексахина // Аудитор. – 2016. – № 3. – С. 25-27.
26. Глебова, О. В. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / О. В. Глебова. - М.: Вузовское образование, 2017. - 274 с.
27. Жигайлова, А. В. Некоторые особенности законодательной инициативы Президента Российской Федерации / А.В. Жигалова // Молодой ученый. – 2019. – №26. – С. 212-214.
28. Понкин, И.В. Теория девиантологии государственного управления: неопределенности, риски, дефекты, дисфункции и провалы в государственном управлении / И.В. Понкин. – М.: Буки-Веди, 2016. – 250 с.
29. Татарников, М.А. Как социально–психологические факторы влияют на качество управленческих решений и эффективность групповых действий / М.А. Татарников // Главный врач. – 2017. – № 3. – С. 74-75.
Ссылки на сайты
30. Бойков, В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне / В.Э. Бойков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://ecsocman.hse.ru/data/295/829/1219/ 009.BOIKOV.pdf.
31. Тавокин, Е.П. Госслужащие о культуре как о факторе эффективного управления / Е.П. Тавокин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://wciom.ru/ fileadmin/file/monitoring.