Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность нашего обращения к теме китайской деловой культуры определяется интересом к стремительному и успешному экономическому развитию Китая в конце ХХ - начале XXI вв. Сложность состояния экономической, социальной, политической и других сфер жизни современного общества показывает, что даже успешные экономические сдвиги не могут быть устойчивыми без соответствующих изменений в культуре, без подкрепления духовными и нравственными ценностями, формируемыми в общественном сознании. Рассматривая российско-китайское экономическое сотрудничество как непосредственное взаимодействие деловых культур, осуществляемое в рамках несовпадающих национальных стереотипов мышления и поведения, российским участникам очень важно знать и понимать особенности китайского национального характера. Изучение китайской деловой культуры и знакомство с ее особенностями позволят преодолеть трудности коммуникации и, как следствие, добиться уважения к себе китайского партнера, достичь взаимопонимания и успеха в бизнесе.
Китай — это не просто восточная страна с богатой историей и культурой. Есть ряд отличий, по причине которых Восток и Запад никогда не смогут воссоединиться в контексте мировоззрения и понимания различных явлений. Это и религия, и понятие о Вселенной, философское мышление, отношение к окружающему миру и т. д.
На заре своего развития древнекитайская философия базировалась на религиозно-мифологических мотивах. Главную роль здесь играли различные боги и духи зооморфного происхождения, а также покойные предки. По мнению жителей Древнего Мира, предки мели значительное влияние на жизнь ныне здравствующих потомков.
К нам, в современное европейское общество, пришел культ слияния мужского и женского начал - инь и янь, которые привели первоначальный хаос в порядок.
Важно отметить, что мировоззренческая позиция Востока базируется на правом полушарии - музыке, гипнозе, эмоциях и переживаниях, самосозерцании, размышлениях о религии и смысле жизни. Складывается впечатление, что китайцы Древнего Мира были неспешными и рациональными, а их действия - обдуманными и взвешенными.
Основная идея философии древнего Китая заключается в единстве мира природы и человека. Основное стремление жителей Древнего Китая — достичь мира, понимания и гармонии с окружающей средой.
Целью данной работы является рассмотрение бизнес-культуры Китая.
Задачи:
- описать понятие культуры, ее целостности, уровней и функций;
- рассмотреть термины «бизнес культура», «ценности», «традиции»;
- проанализировать традиции конфуцианства и даосизма в Китае;
- описать идеологии конфуцианства как отражение становления государственности в Китае;
- сравнить российскую и китайскую ментальности;
- описать восприятие интерпретацию делового поведения в нашей стране и Китае;
- исследовать особенности ведения переговоров в Китае.
Объект исследования – бизнес-культура в Китае. Предмет исследования – сравнение деловой культуры России и Китая.
Глава 1. Теоретические основы понятия «бизнес культура»
1.1 Понятие культуры, ее структурной целостности, уровней и функций
В обычной жизни культура – это нормальная работа социальных институтов или вежливость и образованность. Это сумма ценностей, которое является идеалом для общества.
Итак, можно сказать, что культура включает в себя не только то, что сформировано человеком, но и средства и итоги человеческой деятельности. Такое широкое понимание культура делает ее объектом исследования различных наук.
Структурная целостность культуры. На рисунке 1 мы изобразили проблемы, которые необходимо решить при построении структуры культуры.
Рисунок 1 – Проблемы, которые необходимо решить при построении структуры культуры
На рисунке 2 мы отобразили структурные составляющие культуры.
Рисунок 2 – Структурные составляющие культуры
Структура культуры отображена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура культуры
Уровни культуры
Воспроизведение культуры как целого осуществляется на трех уровнях (рисунок 3)
Рисунок 3 – Уровни культуры
Уровни культуры характеризуют ее в разнообразном спектре формообразований и позволяют выявить структуру культуры.
Если культуру воспринимать целостно, то на всех частях, то можно понять ее функции и цели. Цель культуры в узком смысле – это всесторонне развитие индивиды, развитие его творческой самореализации. Цель культуры в широком смысле – накопление и передача итогов опыта в обществе всего человечества.
Ценности культуры и их структура
Важнейшей частью культуры является ценности, которые представляют собой свойство того или иного предмета общества удовлетворять потребности, желания и интересы.
Формирование ценностей происходит как результат осознания человеком своих потребностей и сопоставления их с явлениями окружающей действительности. На рисунке 4 мы показали ценности социального субъекта.
Рисунок 4 – Ценности социального субъекта
Культура – это общность общезначимых ценностей и норм, которые являются обоснованием единства многообразных форм культурного творчества.
Функции культуры
Чем важнее роль культуры в социуме, тем разнообразнее ее функции. Главной функцией культуры является ее гуманистическая функция, которая говорит о том, что при помощи культуры между индивидом и природой смягчаются все противоречия. Также находят взаимопонимание между собой и люди при помощи культуры. Если животные пользуются тем, что им дает природа, то человек трансформирует природу, формирует свой мир – среду культуры, которая является для него «второй природой». Людям присуще стремление к красоте. Поэтому следующая важная функция культуры – эстетическая, благодаря которой индивид развивается свои творческие силы и способности. Создается духовный облик человека, который является мерой формируемой культуры.
Также очень важная функция культуры – коммуникативная – обеспечивает сочетание традиций и новаторства, историческую преемственность культурных ценностей. Сохраняется и передается социально значимая информация, которую усваивает индивид, совершенствует и передает новым поколениям. Наука, искусство развивают знания и опыт человечества.
Культура также выполняет и нравственную функцию – в процессе воспитания и образования создаются нравственные принципы и цели личности, ее эстетические вкусы и предпочтения (воспитательная функция культуры).
Взаимосвязь искусства и культуры
В чем проявляется специфика культуры? Прежде всего, в искусстве. Последнее важно рассматривать через призму человеческой культуры, частью которой искусство является, наряду с религией, мифологией, моралью, просвещением и другими его формами.
Искусство формируется на этапе становления культуры параллельно с религией. Искусство и религия взаимосвязаны глубочайшими корнями. При помощи искусства люди познавали окружающий мир и самого себя, приходили к гармонии между природой и обществом. Искусство во многом схоже с культурой функциями. Но искусство обладает своими особенностями. Например, при помощи культуры человек реализует свои эстетические потребности в разных областях деятельности. Искусство же имеет своей целью удовлетворять художественные потребности, которые тесно связаны с проявлением духа человека. Искусство являет собой превращение гармонии из хаоса. Сейчас, естественно, искусство служит интересам материального мира. Но такое положение дел не было всегда. Поскольку искусство – это специфическая форма духовной культуры, продукт деятельности людей, то оно включает в себя противоречия духа и тела. Что, в принципе, есть в самом индивиде. Искусство обращается в высшим ценностям и создает потребности в эстетике у человека, развивает внутренний мир людей. Но искусство также
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Баребина Н.С. Языковая интеракция в аспекте оппозиции «западная модель аргументации VS восточная модель аргументации» // Россия и Монголия: история, дипломатия, экономика, наука: материалы межд. науч.-практ. конф., посвященной 95-летию установления дипломатических связей между Россией и Монголией, Иркутск, 19–20 марта 2016 г. Иркутск: Изд-во БГУ; Улан-Батор: Арвай Бархан, 2016. С. 277–286.
2) Булыгина Л.Д. Реализация и развитие этнокультурного потенциала китайских учащихся в полинациональных группах // Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире: материалы межд. науч.-практ. конф., 18–19 ноября 2009 г. / под ред. Л.Б. Никитиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. С. 93–96.
3) Гартман Н. Эстетика. — М.: Издательство иностранной литературы, 1958. — 692 с.
4) Гофман А. Б., Традиция, солидарность и социологическая теория. — М.: Новый хронограф, 2018. — 495 с.; 23 см.
5) Евграфов Г., Конфуций: первый учитель Поднебесной // Исторический журнал. — 2016. — № 7 (136). — С. 48-55
6) Ерофеева И. В., Муравьев А.В. Культурная память России и Китая в ментальном ландшафте СМИ // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3, N4. С. 53–65.
7) Жаркова Т.И. Преодоление социокультурной интерференции в реализации бизнес-общения // Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире: материалы межд. науч.-практ. конф., 18–19 ноября 2009 г. / под ред. Л.Б. Никитиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. С. 41–45
8) Зуева Т.М. Общество и власть: перспективы диалога и партнерства // Лучшая научная статья 2018: сб. статей XV межд. науч.-практ. конкурса, Пенза, 28 февраля 2018 г. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 116–119
9) Ишутина Ю.А. Проблемы нравственного воспитания в КНР: традиция и современность // Известия Восточного института. 2015, N2 (26). С. 60–64.
10) Карадже, Т.В. Конфуцианство как основа формирования общественно-политических идеалов современного Китая / Т.В. Карадже, И.Л. Савин // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология, 2004. – № 1 (5). С. 105-110
11) Колоколов Н.А. Народ и власть: право на восстание // Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: сб. научн. тр. / под ред. И.В. Михеевой, Ф.А. Селезнева. Вып. 2. Н. Новгород: ООО «Растр», НИУ ВШЭ -Н. Новгород. 2015. С. 15–29.
12) Конфуцианство, даосизм от А до Я : [справочник]. — Москва : АСТ : Восток-Запад, [2018]. С. 124.
13) Корепанова М. А. К вопросу о сопоставлении русской и китайской культур // XLVI Итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета: материалы всерос. конф., Ижевск, 16–21 апреля 2018 г. / под ред. А.М. Макарова. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т. 2018. С. 421–424
14) Линь Чуанчжао, Смирнова О.В. Патернализм с китайской спецификой: философские аспекты политического лидерства в национальном медиадискурсе Китая // Российско-китайские исследования. 2019. Т. 3, N3. С. 54–61
15) Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. - М.: Дело, 2018. - 440 с.
16) Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2016. - 381 с.
17) Рудяков В.А. Влияние факторов неопределенности на российско-китайские отношения в современных условиях // Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность: материалы второй межд. науч.-практ. конф., посв. 70-летию Победы во Вт. мир. войне: Том. Часть 1. / под ред. А.П. Суходолова, Т.Г. Озерниковой. Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. С. 197–204
18) Фэн Шисюань, Линь Тин, Балобанова Л.Д. Особенности межкультурной коммуникации в обучении русскому языку китайских студентов // Известия Восточного института. 2015, N2 (26). С. 75–79.
19) Христосенко К. А., Мохорова А.Ю. Особенности деловых межкультурных коммуникаций в Китае // Неделя науки СПБПУ: Материалы науч. конф. с межд. уч., Санкт-Петербург, 19–24 ноября 2018 г. / под. ред. М.С. Когана, В.Е. Чернявской. СПб.: Изд-во С.-Петерб. политех. ун-та Петра Великого, 2019. С. 435–438