Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время решение проблемы государственного долга – это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, инвестиционный климат.
Объектом исследования является государственный долг.
Предмет исследования - структура, динамика и управление государственным долгом.
Цель работы – изучить государственный долг.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить сущность и функции государственного долга;
рассмотреть виды и формы государственного долга;
провести анализ государственного долга в РФ;
раскрыть методы управления государственным долгом в РФ.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание.
1. Государственный долг: сущность, функции, виды и формы
1.1 Сущность и функции государственного долга
Под государственным долгом понимается сумма долга государства перед своими или иностранными физическими и юридическими лицами. Государственный долг делится на два вида: внутренний, то есть долг государства перед своим населением или организациями, зарегистрированными на его территории; внешний, то есть долг государства перед иностранными организациями или физическими лицами .
Под управлением государственным долгом понимается система финансовых мер, осуществляемых государством в целях погашения задолженности по кредитам, а также выплаты доходов по этим кредитам, изменения условий выдачи кредитов, выпуска новых долговых обязательств. Управление государственным долгом является одним из приоритетов государственной финансовой политики. Управление государственным долгом рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов. Эти этапы включают в себя:
Во-первых, этап размещения государственных ценных бумаг, направленный на привлечение финансовых ресурсов;
Во-вторых, этап погашения государственного долга;
В-третьих, этап обслуживания государственного долга.
Источниками погашения государственного долга являются средства государственного бюджета; золотовалютные резервы; средства, полученные от продажи государственного имущества; а также средства, полученные в результате новых заимствований.
Управление государственным долгом направлено на решение ряда задач, в том числе: поддержание объема внешнего и внутреннего государственного долга на определенном уровне.
Решение данной проблемы обусловлено тем, что необходимо сохранить экономическую безопасность государства, обеспечить возможность погашения существующих обязательств без ущерба для социально-экономического развития страны и ее финансирования; минимизировать стоимость государственного долга за счет предоставления кредитов и снижения доходности государственных ценных бумаг; сохранить репутацию надежного заемщика за счет своевременного выполнения государственных обязательств перед кредиторами; сохранить стабильность и предсказуемость государственного долга; достижение наиболее эффективного и рационального использования средств, полученных от государственных займов; координация действий государственных федеральных, региональных и муниципальных органов власти на рынке государственного долга; диверсификация долговых обязательств по различным параметрам, например по срокам заимствования, формам оплаты и т. д. .
Для своевременного погашения возникших долгов государство финансирует рынок ценных бумаг, оказывает влияние на его развитие, выходит на международные рынки. Правительство принимает законы, которые позволяют привлекать в страну большие объемы инвестиций. Государственные органы используют меры, которые помогают оптимизировать федеральные расходы .
1.2 Виды и формы государственного долга
Согласно БК РФ: «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса» .
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;
4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;
5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса .
К числу программ, связанных с управлением государственным долгом, относятся программа государственных внешних заимствований (ст. 108 БК РФ) программа государственных внутренних заимствований (ст. 110 БК РФ) программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (ст. 125 БК РФ) .
Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении (прекращении по иным основаниям) указанных обязательств полностью или частично, а также иная информация .
2. Анализ современного состояния государственного долга в РФ
2.1 Анализ государственного долга в РФ
Динамика государственного внутреннего долга России за 1993 – 2020 на основании данных официального сайта Министерства финансов РФ представлена в таблице 1 .
Внутренний государственный долг России – динамика по годам: 1993 – 2020 (данные Минфина РФ):
Анализируя таблицу 1, отметим, что за рассматриваемый период наблюдается значительное возрастание долговой нагрузки и снижение долговой устойчивости. В течении 2007–2020 годов отмечается устойчивый рост показателя государственного долга к ВВП. Устойчивый рост государственного долга является причиной роста расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета.
В истории развития внутреннего государственного долга можно выделить пять этапов долга, начиная с 1993 года:
Первый этап относится к 1993-1995 годам. Он характеризуется небольшим размером внутреннего долга состоящий из ценных бумаг, и его медленным ростом, поскольку в этот период использовались только две разновидности ценных бумаг - облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) и государственные краткосрочные облигации (ГКО). На втором этапе - начиная с 1996 года по 1997 год наблюдался резкий рост государственного внутреннего долга.
Третий этап развития внутреннего госдолга с конца 1997 года и до августовского дефолта 1998 года, после которого рынок государственных ценных бумаг был существенно свернут.
В 1998-2002 годах пришлось значительное сокращение темпов роста внутренних заимствований через ГКО и ОФЗ, стали погашать некоторые части нерыночного долга (векселя Минфина, долговых товарных обязательств) и постепенное восстановление рынка долговых обязательств.
После 2002 года динамика внутреннего долга стала развиваться по иному пути, это связано с тем, что изменились цели выпуска государственных ценных бумаг: т. е они стали использоваться для стерилизации лишней ликвидности и рефинансирования долга, а не для покрытия дефицита бюджета страны.
Государственный внутренний долг Российской Федерации на 2018 год по отношению к ВВП 9,4%, составил 8 689,63 млрд. рублей. На 2019 год госдолг к ВВП – 8,8% или 9 176,39 млрд. руб. и не превышает установленный статьей 1 Федерального закона № 362-ФЗ верхний предел государственного внутреннего долга в сумме 9 821 290,3 млн. рублей.
С 2010 года по 2019 год наблюдается непрерывный рост государственного внутреннего долга. Темп прироста долга 2018 относительно 2017 года составил 8,57%, 2019 года 5,60%. Таким образом, несмотря на непрерывный рост внутреннего долга, наблюдается снижение темпов его роста. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2018 года составлял 7 247, 12 млрд. рублей, за отчетный год его объем увеличился на 502,35 млрд. рублей, или на 6,9 %, и на 1 января 2019 года составил 7 749, 47 млрд. рублей.
Для рассмотрения структуры государственного внутреннего долга РФ в разрезе ценных бумаг на 2019 год составим рисунок 1.
Наибольшую долю в объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, на 1 января 2019 года составляли облигации федерального займа с переменным купоном – 63,61 % или4929,23 млрд. рублей, а наименьшую составляют облигации государственного республиканского внутреннего займа 1991 года – 0,0001 млрд. рублей.
2.2 Методы управления государственным долгом в РФ
Минфин ожидает роста объема госдолга в 2020-2022 годах, по итогам 2020 года он составит 17,1 трлн. рублей, по итогам 2021 года – 19 трлн. рублей, в 2022 году – 21,1 трлн. рублей, говорится в сообщении на сайте Минфина России. «В 2020 – 2022 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации.
По итогам 2020 года объем государственного долга составит 17,1 трлн. рублей, 2021 года – 19 трлн. рублей и 2022 года – 21,1 трлн. рублей», – говорится в материалах. Отмечается, что «в предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП)».
Минфин добавляет, что »в общем объеме государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде». Доля внутреннего долга составит 75,3% в 2020 году, 76,4% в 2021 году и 78,2% в 2022 году. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) увеличится в 2020 году с 8,2 трлн. рублей до 11,1 трлн. рублей, в 2021 году – с 11,1 трлн. рублей до 13,7 трлн рублей, в 2022 году – с 13,7 трлн рублей до 16,2 трлн рублей, следует из материалов. Доходы федерального бюджета увеличатся с 20,2 трлн. рублей в 2019 году до 20,4 трлн. рублей в 2020 году, до 21,2 трлн. рублей в 2021 году и 22,1 трлн. рублей в 2022 году, добавляют в министерстве.
По данным Минфина, доходы будут постепенно сокращаться по отношению к ВВП: с 18,5% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% ВВП в 2021 году и 17,2% ВВП в 2022 году. «Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса», – считают в Минфине. Профицит бюджета, по данным министерства, составит в 2020 году 0,8% ВВП, в 2021 году – 0,5% ВВП, в 2022 году – 0,2% ВВП .
Решение задачи привлечения заемных средств в запланированных объемах требует диверсификации предлагаемых участникам рынка долговых инструментов по типам и срокам, планомерного поддержания и развития базы инвесторов.
Основными инструментами исполнения программы государственных внутренних заимствований останутся ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК. При этом, по сравнению с предыдущим периодом, роль инструментов с плавающей процентной ставкой будет возрастать.
При относительно стабильной ситуации на рынке и тренде на снижение процентных ставок акцент будет делаться на размещении средне- и долгосрочных ОФЗ-ПД. Напротив, в периоды повышенной волатильности процентных ставок предпочтение будет отдаваться эмиссии «защитных» инструментов – ОФЗ-ПК, а также ОФЗ-ИН. Однако привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ-ИН не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета. Заимствования в этом инструменте будут ориентированы, прежде всего, на решение задачи создания адекватного ориентира по стоимости заимствований для корпоративных заемщиков и индикатора, отражающего инфляционные ожидания участников рынка.
Эмиссия облигаций с изменяющимся уровнем дохода (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) станет одним из способов минимизации стоимости привлечения государством заемных средств на длительный срок в условиях, когда процентные ставки по инструментам с фиксированным доходом (ОФЗ-ПД) объективно завышены.
Однако выпуск таких облигаций сопряжен для эмитента с риском роста стоимости обслуживания долга в будущем (процентный риск). Как следствие, объем эмиссии таких инструментов не может не быть ограничен. Исходим из того, что совокупная доля ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, не превысит отметку в 20-25% объема государственного внутреннего долга. В настоящее время данный показатель уже достиг 17%.
Одним из дополнительных факторов роста привлекательности рынка ОФЗ является развитие рынка производных инструментов на госбумаги. С 2011 г. на Московской Бирже инвесторам предлагаются фьючерсы на корзины ОФЗ со сроками погашения от двух до пятнадцати лет, а с 2016 г. – и фьючерс на ставку РУОНИА, позволяющий хеджировать риск при покупке ОФЗ с переменным купонным доходом. Однако объемы сделок с данными инструментами незначительны и существенно ниже объема торгов на ОФЗ.
Заключение
После мирового финансового кризиса, в отличие от прошлых кризисов, уровень государственного долга в большинстве развитых стран не снизился, и сейчас с каждым годом растёт. Остроту этой проблеме во многих странах придаёт старение населения. Именно поэтому сейчас, как никогда, актуальны вопросы государственного долга и его противоречивого характера.
Государственный долг при осторожном использовании является инструментом, который позволяет не ограничивать бюджетные расходы при снижении налоговых поступлений и эффективно перераспределять национальное благосостояние между поколениями. Но при длительном и неэффективном использовании долговое финансирование может привести к кризису. Возможность правительства провести антикризисную политику зависит от величины накопленного долга и отношения с кредиторами, которые оценивают перспективы бюджетной политики страны.
Фрагмент для ознакомления
3
1.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 01.06.2020 №4-ФКЗ // Российская газета. – 2020. – 8 июня.
3. О Счётной палате Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 №41-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. – 2013. – 13 апреля.
4. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова. – М.: Синергия, 2019. – 560 с.
5. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие / А. А. Анисимов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 599 с.
6. Бродская, Т.Г. Макроэкономика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Т.Г. Бродская. – СПб.: Питер, 2018. – 368 с.
7. Булатов, А.С. Макроэкономика: учебник для прикладного бакалавриата / А.С. Булатов. – М.: Юрайт, 2018. – 411 с.
8. Галухин, А.В. Риски при управлении государственным долгом субъектов РФ / А.В. Галухин // Проблемы развития территории. – 2017. – № 5 (91). – С. 136-147.
9. Гребенников, П.И. Макроэкономика / П.И. Гребенников. – М.: Юрайт, 2019. – 686 с.
10. Грязнова, А.Г. Макроэкономика: теория и российская практика / А.Г. Грязнова. – М.: КноРус, 2018. – 680 с.
11. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика / Р.М. Гусейнов. – М.: Омега-Л, 2017. – 254 с.
12. Долбилин, С.А. Структура государственного долга / С.А. Долбилин // Студенческий. – 2018. – № 1-2 (21). – С. 17-21.
13. Заболоцкая, К.В. Совершенствование системы управления государственным долгом Российской Федерации / К.В. Заболоцкая // Educatio. – 2017. – № 7. – С. 20-23.
14. Ивасенко, А.Г. Макроэкономика / А.Г. Ивасенко. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
15. Кажаева, М.В. Государственный долг России: современное состояние и проблемы развития / М.В. Кажаева // Синергия Наук. – 2018. – № 19. – С. 475-482.
16. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 408 с.
17. Карандин, Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета РФ / Д.Ю. Карандин // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2017. – № 1. – С. 118-123.
18. Кривова, Е.А. Проблема государственного долга России / Е.А. Кривова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – № 45. – С. 25-28.
19. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» / Б.Т. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 463 с.
20. Кулаева, А.М. Принципы управления государственным долгом / А.М. Кулаева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2017. – № 3 (12). – С. 23-24.
21. Кулик, А.О. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса / А.О. Кулик // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 8. – С. 112-117.
22. Кушнир, А.И. Государственный долг и его влияние на финансовую безопасность государства / А.И. Кушнир // В сборнике: экономика будущего Материалы научных исследований по итогам Международного конкурса студенческих научных работ. – 2018. – С. 87-99.
23. Лебедева, Е.С. Государственный долг как способ влияния на экономику страны / Е.С. Лебедева // Евразийское Научное Объединение. – 2017. – Т. 2. – № 4 (26). – С. 129-131.
24. Макейкина, С.М. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения / С.М. Макейкина // Вектор экономики. – 2017. – № 8 (14). – С. 17.
25. Маловичко, А.Ю. Оценка роста государственного долга Российской Федерации / А.Ю. Маловичко // Актуальные аспекты современной науки. – 2018. – № 6. – С. 138-141.
26. Марыганова, Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс / Е.А. Марыганова. – М.: КноРус, 2017. – 304 с.
27. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 560 с.
28. Неводова, И.А. Государственный долг Российской Федерации / И.А. Неводова // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 9. – С. 333-337.
29. Норенков, Д.Н. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России / Д.Н. Норенков // Контентус. – 2017. – № 4 (57). – С. 15-22.
30. Остапенко, Н.А. Государственный долг РФ: оценка на современном этапе и перспективы развития / Н.А. Остапенко // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. – № 11. – С. 92-95.
31. Пакова, О.Н. Государственный кредит и государственный долг России / О.Н. Пакова, Т.К. Лыкова // Инновационная наука. – 2017. – № 1-1. – С. 87-88.
32. Пономарева, И.А. Управление внешним долгом России в современных условиях / И.А. Пономарева // Российское предпринимательство. – 2018. – № 11. – С. 3-7.
33. Розанова, Н.М. Макроэкономика. Практикум: учебное пособие для магистратуры / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2018. – 496 с.
34. Сагов, А.М. Государственный долг, его влияние на макроэкономическую устойчивость и финансовую стабильность / А.М. Сагов // Бенефициар. – 2019. – № 11. – С. 38-44.
35. Селезнев, А.З. Государственный долг и внешние активы / А.З. Селезнев. – М.: Инфра-М, 2019. – 284 с.
36. Серегина, С.Ф. Макроэкономика / С.Ф. Серегина. – М.: Юрайт, 2018. – 527 с.
37. Терейковская, И.А. Государственный долг России: причины, последствия, регулирование / И.А. Терейковская // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 1-7.
38. Трифонова, Ю.А. Государственный бюджет и государственный долг России / Ю.А. Трифонова, Т.Б. Ершова // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. – 2017. – № 1. – С. 212-222.
39. Турсунова, М. М. Сущность и значение государственного долга в экономике / М.М. Турсунова // Молодой ученый. – 2019. – №10. – С. 902-904.
40. Хамалинский, И.В. Государственный долг РФ: современное состояние / И.В. Хамалинский // Вестник Международного института экономики и права. – 2017. – № 1 (26). – С. 32-45.
41. Ярыгина, Т.Н. Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России / Т.Н. Ярыгина // Академическая публицистика. – 2020. – № 2. – С. 153-159.
42. Минфин России. Государственный долг. Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public _debt.
43. Минфин России. Государственный долг. Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/ public_debt.
44. Минфин России. Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru.
45. РосБизнесКонсалтинг. Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru.
46. Центральный банк Российской Федерации. Официальный сайт: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru.