Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Более десяти тысяч лет люди и кошки вместе движутся по тропам истории. За столь долгий период наши усатые-полосатые собратья успели побыть охотниками на грызунов, священными животными, домашними питомцами, персонажами бесчисленного множества смешных картинок. Кошки не раз становились и героями литературных произведений. Если роль одних ограничивалась лишь мурчанием на заднем плане, то другим посчастливилось изречь мудрые мысли или даже спасти мир. Театральный актёр Григорий Служитель в своём дебютном романе «Дни Савелия» не просто сделал кота центральным персонажем, а попытался его незамутнённым взглядом окинуть туманный силуэт нашего времени и потёмки человеческих душ.
Книга Григория Служителя стала одним из самых ярких и успешных литературных дебютов за последние годы.
Тираж книги был раскуплен очень быстро, в списке бестселлеров она держится уже несколько месяцев. Действие книги начинается неподалеку от театра Женовача – в одном из тихих переулков старой Таганки. Именно тут герой книги — кот Савелий, словно Улисс, начинает свое удивительное путешествие по Москве, полное сложностей и радостей, неожиданных встреч и разлук, потерь и обретений.
Удивительно, что автор не профессиональный литератор, по крайней мере, таковым до последнего времени не считался. Он актер, служит в «Студии театрального искусства» Сергея Женовача. Но что-то очень важное он сумел подметить в нашей жизни и описать это так, что книгу невозможно просто пролистать. С первых страниц погружаешься в мир главного героя — кота Савелия. И все его тревоги и удачи, встречи и разлуки, потери и обретения уже не отпускают тебя до последней страницы, и если глаза твои остались сухими — значит, что-то с тобой не так. История по-человечески пронзительная, хоть ее герой и ходит на четырех лапах.
Роман «Дни Савелия» Григория Служителя, получивший премию «Большая книга», обращен к важной проблеме трагизма судьбы современного человека, решаемой через сложный духовный подтекст. Концепция романа выстраивается с помощью разнообразных компонентов. Одним из наиболее значимых среди них является символическая детализация текста.
Цель данного исследования: изучение художественного своеобразия романа Григория Служителя «Дни Савелия».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить сюжет и историю создания романа «Дни Савелия»;
• Рассмотреть повествовательные особенности романа;
• Проанализировать символическую детализацию в тексте романа.
Объект исследования: роман Григория Служителя «Дни Савелия».
Предмет исследования: символы и концепции в романе «Дни Савелия».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Сюжет и история создания романа «Дни Савелия»
«Дни Савелия» — дебютный роман российского актёра и писателя Григория Служителя. Лауреат литературных премий «Большая книга» (вторая премия, 2019) и «Ясная Поляна» (приз читательских симпатий, 2019).
Григорий Служитель родился в 1983 г. в Москве. Закончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), актер Студии театрального искусства, солист группы O'Casey. «Дни Савелия» – его первая книга. А нашел эту рукопись Евгений Водолазкин и написал предисловие.
«Коты в литературе — тема не новая. Не буду перечислять всех, кто писал об этих священных животных, — от Кота Мурра Эрнста Теодора Гофмана и до Мури Ильи Бояшова. И вот теперь Савелий. Мы-то понимаем, что за котами всякий раз просвечивают человеки. Герои Служителя — кто бы они ни были, коты или люди — настоящие. Одинокие и страдающие, смеющиеся и любящие. Любовь в этом романе заслуживает особых слов. Она — так уж сложилось — платоническая. Самая высокая из всех любовей».
Сюжет книги разворачивается в Москве в окрестностях Таганки. Повествование ведётся от лица бездомного кота Савелия, который бродит в философских размышлениях по малоизвестным улочкам города, попадает в различные передряги и в конце концов находит смысл своей жизни.
Через всю книгу проводятся параллели жизненного пути кота с жизнью человека: первый хозяин — взросление и разлука с семьёй; служба ловцом крыс в Третьяковской галерее — служба в армии; та самая кошка, с которой вы как будто знали друг друга уже много лет, — настоящая любовь; бесприютные звери, с которыми становишься семьёй, — верные друзья.
В начале 2010-х годов Григорию Служителю пришла идея написания романа о двух нищих, бредущих по Москве с Басманной улицы к Парку Горького. Однако его замысел «споткнулся» об отсутствие ядра, вокруг которого должно было строиться повествование. К написанию книги толчком стала смерть любимой кошки автора, которая стала прообразом подруги Савелия.
Написание своего дебютного романа Служитель закончил в январе 2018 года, а летом того же года он был выпущен в редакции Елены Шубиной. По признанию самого автора, «Дни Савелия» — это «признание в любви родному городу и дань памяти дорогим для меня кошачьим существам».
Роман «Дни Савелия» был переведён на эстонский, венгерский, сербский и итальянский языки.
«Коты в литературе — тема не новая», как справедливо подметил Евгений Водолазкин во вступительной статье к первой книге Григория Служителя. О его «Днях Савелия» — биографии беспородного кота в сегодняшней Москве — кажется, говорят уже и те, кто особенно не следит за новинками русской литературы. Просто никто не может устоять перед котиками? А если и так, то чем же Савелий, потерявший полхвоста и глаз, лучше других котов? Да и лучше ли?
Чтобы это понять, надо, как минимум, вспомнить, кто был здесь до него.
В фольклорной и литературной традиции котам любят приписывать мистические свойства и волшебные способности (впрочем, необоснованно, как говорят Савелий и его сородичи). Более того, эти животные всегда связаны с оборотничеством, дьявольщиной и всяческой нечистью. У Гоголя в «Вечере накануне Ивана Купалы» и в «Майской ночи, или Утопленнице» в кошек активно превращаются ведьмы, у Антония Погорельского в «Лафертовской маковнице» — страшный суженый героини. А про таких трикстеров, как Кот Бегемот, Кот в сапогах или Чеширский кот, и говорить нечего.
На этих персонажей Савелий и близко не похож: ему комфортно быть самим собой, и совершенно нет ни времени, ни сил пугать и дурачить суеверных людей. Из длинного ряда своих предшественников Савва похож разве что на котов-сказителей, например, Кота-Баюна и пушкинского кота на цепи, и то только на заре своей жизни, когда он начинает развлекать обитателей «Котопойнта» выдуманными историями.
Однако перед нами не просто кот-герой, а кошачья автобиография. И тут, конечно, напрашивается параллель с гофмановским котом Мурром. Эти герои, действительно, схожи: оба, наблюдая за людьми, знают о них чуть ли не больше, чем сами люди, оба грешат философскими отступлениями от собственной летописи. Вот только если учёный кот Мурр мнит себя писателем-энтузиастом, и рассуждения его, соответственно, тоже по-писательски нарочиты и объёмны, то у Саввы, который вообще никем, кроме как котом, себя не мнит, они получаются ненавязчивыми, органичными, и им как-то сразу веришь. И Савелий, хоть он и не художник, тоже особенный, в чём он сам заверяет нас с первых строк романа: «Признаюсь, с самого начала я был отмечен редкой для своих соплеменников особенностью: я узрел божий мир даже раньше, чем в него попал. Точнее, не мир, а те временные апартаменты, которые называются материнской утробой». Будучи отмеченным кем-то с самого начала, Савелий и смотрит на мир глазами… человека ли?
Да, Савва наделён вполне человеческим рассудком и рефлексией. Но только это ещё не делает его главным героем: на это в художественном мире романа способно всякое живое существо, кроме разве что безмолвных рыб, покорно прощающихся со своей короткой жизнью. Важнее то, что кот здесь практически всезнающ. Рассказывая историю своей жизни, он вплетает в неё истории вещей, людей, семей, целых поколений. Заглядывает на годы вперёд и на десятилетия назад. Но, дочитав книгу до конца, мы понимаем, что эта позиция «над» — даже не избранность, а взгляд с другой стороны: как и во всяческом житии, герой тут проходит свой путь до самого конца. Если точка зрения кота Мурра — это восстановление взрослым эрудированным котом собственной биографии, записи о которой обрываются вместе с жизнью героя, то точка зрения Савелия — это взгляд существа, закончившего своё земное путешествие, постигшего что-то, неведомое ныне живущим. Так что