Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Для понимания приоритетных направлений научной мысли Средневековья следует иметь представление об основных особенностях данного периода. Одной из главных особенностей являются медленные темпы развития практически всех сфер человеческой деятельности.
В период Средневековья у людей развивался особый тип мировоззрения относительно различных жизненных сфер (экономической, социальной, культурной, религиозной, политической, идеологической).
Главной особенностью Средних Веков, пожалуй, является абсолютное господство религиозного мировоззрения практически во всех жизненных явлениях и процессах. Каждая наука, согласно представлениям того времени, являлась «служанкой богословия». Разумеется, это не могло не затронуть и естественнонаучную мысль. Естествознание не имело статуса самостоятельной науки, а существовало в составе теологии. Единственными мыслителями, изучавшими естественнонаучные представления, были церковные представители. Научная мысль получала своё развитие в рамках схоластики - особой религиозной философии, которая соединила религиозную догматику с начальным этапом рационалистического научного подхода.
Однако не все категории средневекового населения разделяли убеждения церковной идеологии. Одной из таких категорий следует считать вагантов, которые имели принципиально иные жизненные приоритеты.
Анализ стихотворений вагантов позволит определить их мировоззрение и самосознание, а также выявить значение этой категории людей для дальнейшего развития жизни в средневековой Европе.
Исторический обзор. Большое значение для понимания проблемы данного исследования имеет анализ работы Фомы Аквинского «Сумма теологии». В данной работе, наряду с мыслями схоласта о жизни и религии, прослеживаются и его представления об научной мысли, которые с учётом влиятельности и авторитета Фомы Аквинского в тогдашней Европе можно рассматривать как квинтэссенцию естествознания развитого Средневековья.
Большое значение для осмысления самосознания средневековых студентов имел крупнейший известный сборник Carmina Burana, который был составлен в Южной Германии в период Средневековья. Впервые эта рукопись была опубликована в 1847 году И.А. Шмеллером. Большинство произведений данного сборника написаны на латинском языке, также встречаются стихотворения на средненемецком и старофранцузском языках.
Лирика вагантов в переводе Льва Гинсбурга также была использована в ходе данного анализа. Переводы разнообразны по своему содержанию, однако произведения объединяет наполненность глубоким философским смыслом.
Цель исследования: проанализировать самосознание вагантов на основе особенностей их поэтических произведений.
Объект исследования – поэзия вагантов
Предмет исследования – анализ самосознания средневековых вагантов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития науки и образования в период Средневековья
2. Определить особенности средневекового студенчества
3. Проанализировать самосознание средневековых студентов на основе поэзии вагантов.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ поэтических произведений.
Структура исследования: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы исследования развития мировоззрения и самосознания средневековых студентов
1.1. Развитие науки и образования в Средневековой Европе
Для понимания приоритетных направлений научной мысли Средневековья следует иметь представление об основных особенностях данного периода. Одной из главных особенностей являются медленные темпы развития практически всех сфер человеческой деятельности.
В период Средневековья у людей развивался особый тип мировоззрения относительно различных жизненных сфер (экономической, социальной, культурной, религиозной, политической, идеологической).
Главной особенностью Средних Веков, пожалуй, является абсолютное господство религиозного мировоззрения практически во всех жизненных явлениях и процессах. Каждая наука, согласно представлениям того времени, являлась «служанкой богословия». Разумеется, это не могло не затронуть и естественнонаучную мысль. Наука не имело статуса самостоятельной отрасли, а существовала в составе теологии. Единственными мыслителями, изучавшими научные представления, были церковные представители. Научная мысль получала своё развитие в рамках схоластики - особой религиозной философии, которая соединила религиозную догматику с начальным этапом рационалистического научного подхода [4].
В период раннего Средневековья научные учения были крайне стеснены рамками строгой религиозной догматики. Эта эпоха становления научной мысли в Европе получила название патристики. Патристикой (от лат. pater – отец) называли учения «Отцов церкви» - идейных предводителей христианского вероучения в раннем периоде его развития, в «послеапостольские времена», т.е. начиная со II века н.э.
1. Среди представителей патристики следует отметить таких теологов:
2. Тертуллиан (160 — 220)
3. Ориген (ок. 185 — 253/254)
4. Киприан Карфагенский (после 200 — 258)
5. Афанасий Великий (295 — 373)
6. Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390)
7. Василий Великий (ок. 330 — 379)
8. Амвросий Медиоланский (333/334 — 397)
9. Августин Блаженный (354 — 430) и др.[2] .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Аквинский, Ф. Сумма теологии. – М.: Элькор-МК, 2002.- 560 с.
2. Варли, Р., Рафик М. Основы жизни в период Средневековья. Издательский дом Гребенникова, 2015 г. - 456 с.
3. Денежкин, М.Г. Образное восприятие мирского в поэзии вагантов // Научный поиск. 2014. № 1 (11). С. 38-40.
4. Завалько, Г.А. Культура феодального общества // Философия и общество. 2015. № 1-2 (76). С. 92-115.
5. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.
6. Лирика вагантов в переводе Льва Гинсбурга [Электронный ресурс] – URL: https://itexts.net/avtor-lev-ginzburg/234152-lirika-vagantov-v-perevodah-lva-ginzburga-lev-ginzburg/read/page-1.html
7. Матерова, Е.В. Поэзия вагантов: генезис и жанры. диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2007
8. Ранний железный век и средневековье / ред. Г.А. Архипов. - М.: Марийский научно-исследовательский институт, 2017. - 152 c.
9. Экономические учения периода Средневековья [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://knigi.news/ekonomika/ekonomicheskie-ucheniya-srednevekovya-33664.html