Фрагмент для ознакомления
2
Конкурентоспособность является относительной и определяется в результате сопоставления анализируемого объекта (субъекта) с конкурирующими объектами (субъектами). Требования полноты и конкретности должны быть основой сравнения. Редкие случаи являются исключением «абсолютного» типа конкурентоспособности (продукт, обладающий уникальными характеристиками, не имеющими замены товаров, монополистическая компания).
Глава 2. Конкуренция и конкурентоспособность по М. Портеру
2.1. Общая характеристика модели конкуренции Портера
В 1979 году Майкл Портер описал стратегическую модель пяти конкурентных сил. Экономист с пятью структурными единицами, характерными для каждой отрасли, говорил о возможностях создания конкурентного преимущества и долгосрочной рентабельности товаров, а также о возможностях, позволяющих предприятию сохранять долгосрочную прибыль и оставаться конкурентоспособным .
М. Портер разработал теорию конкуренции, сущность которой заключается в том, что существует пять движущих сил на рынке, определяющих уровень прибыли допустимый на рынке. Каждая сила в модели М. Портера показывает уровень конкурентоспособности товара:
1) рыночная власть покупателей
2) рыночная власть поставщиков
3) угроза вторжения новых участников
4) опасность появления товаров — заменителей
5) уровень конкурентной борьбы или внутриотраслевая конкуренция
Рисунок 3 – Пять конкурентных сил по М. Портеру
Угроза появления новых игроков
Часто новые игроки приносят новые производственные мощности, технологии, ресурсы на рынок, что может являться шоком для отрасли .
Степень влияния новичков зависит от барьеров входа в отрасль и быстроты влияния существующих игроков. Если входные барьеры в отрасль высоки и сила борьбы с существующими предприятиями в отрасли высока, то влияние на прибыль сводится к минимуму. Правильная установка входных барьеров крайне необходима при работе с новыми игроками .
2.2 Пять конкурентных сил М. Портера
По мнению М. Портера, влияние на силу входных барьеров оказывают шесть основных факторов:
1) Экономия на масштабе
2) Увеличение объема производства, приводит к снижению стоимости производства единицы продукции, что создает трудности для нового игрока в достижении при выходе на рынок высокого дохода.
3) Дифференциация продукта и сила существующих торговых марок. Сложность выхода на рынок и занятие свободной ниши новыми игроками, связано с большим количеством разнообразных товаров и услуг в отрасли.
4) Потребность в капитале
5) Высокий первоначальный уровень инвестиций в секторе создает сложности входа новым игрокам.
6) Высокие постоянные издержки
Новым игрокам сложно добиться оборота на первом этапе входа в отрасль, из-за высоких постоянных расходов в отрасли.
Доступ к каналам распределения
Чем сложнее достичь целевой аудитории рынка, тем менее привлекательна отрасль.
Политика правительства. Низкая привлекательность отрасли для нового игрока обуславливается высокими ограничениями, налагаемыми государством на деятельность в отрасли, жесткими требованиями к продукции в отрасли, активным участием государства в отрасли .
Дополнительные угрозы. Существуют также дополнительные угрозы для вступления в отрасль новых игроков, в том числе: готовность и возможность существующих игроков снижать цены на долю рынка; присутствие резервного потенциала для активной оппозиции у существующих игроков (неактивные источники финансирования, дополнительные производственные мощности, свободные средства для укрепления рекламной печати и так далее.), а также замедление роста в отрасли.
Рыночная власть покупателей
Покупатели могут влиять на конкурентоспособность товаров компании на рынке, так как они являются потребителями товаров и, удовлетворяя их потребности, обеспечивают существование рынка.
Потребители, оказав давление на уровень цен, могут ужесточить конкуренцию, повышая требования к качеству товаров, к уровню обслуживания. Повышение качества производимого продукта за счет более высоких затрат, что приводит к снижению уровня прибыли, вызвано высокими требованиями, предъявляемыми к готовому продукту.
Условия роста влияния покупателей
Покупатели ориентируются на крупные покупки. В таких условиях компания будет вынуждена пойти на определенные уступки покупателю, чтобы получить гарантированный доход и прибыль
Покупатели проявляют высокую чувствительность к цене и заинтересованы в снижении уровня своих затрат в будущем.
Скрытая или явная потребность в новых условиях и свойствах проявляется у потребителей, которые не удовлетворены качеством товаров, предлагаемых на рынке .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баронина Ю. А., Анализ конкурентных сил в европейском автомобилестроении (по М. Портеру) // Российский экономический журнал. — 2020. — № 4. — С. 103-112
2) Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. №2. С. 59-65
3) Грахов В. П., Кластерная политика в регионе: особенности реализации // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 28 (355). — С. 11-17
4) Гурова Т., Как сохранить совершенную конкуренцию // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
5) Индикаторы науки: 2018: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2018
6) Захарова Е.А. МЕЖСТРАНОВОЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР В СТРУКТУРЕ ВВП // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18279 (дата обращения: 21.04.2021)
7) Кухлев Б. Е., Применение анализа пяти сил М. Портера и SWOT-анализа для планирования деятельности аграрного предприятия // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — № 5 (236). — С. 52-56
8) Ларионов И. К., Экономическая теория. Политическая экономия. – М.: Дашков и Ко, 2018
9) Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд. – М.: Дело, 2018
10) Миролюбова А.А., Лубаки Комбо М.Б, Амирджони А. Исследование макроокружения вуза на основе PEST-анализа // Научно - исследовательская деятельность в классическом университете: материалы национальной научно-практической конференции Иваново, 15-29 апреля 2020 г.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2020. - С.116 - 121.
11) Портер М.Е., Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — Москва: ООО Альпина Паблишер, 2016. — 715 с.
12) Портер М.Е., Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — Москва: ООО Альпина Паблишер, 2016. — 947 с.
13) Российская Федерация. Президент (2019; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства) Официальный сайт Кремля: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 21.04.2021).
14) Румянцева Е.Е., Экономические дискуссии XXI века: М.Е. Портер, А. Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, А. А. Богданов (конспекты и краткие рецензии трудов): Монография. — Москва: ООО Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2019. — 300 с.
15) Сапрыкина В. Ю, Дегтяренко Е.А. Проблемы инновационного развития российской Федерации // Научный вестник ЮИМ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.04.2021).
16) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж: Питер, 2018
17) Сушко А. В., Оценка ценностей как один из инструментов управления мотивацией персонала // Российское предпринимательство. — 2014. — № 7 (253). — С. 82-89
18) Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия / Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2016.
19) Черных С. И., Конкурентные позиции поставщиков и заказчиков в системе закупок научно-технологической продукции // Инновации. — 2020. — № 6. — С. 62-68.
20) Ягунова, Н. А. Оценка конкурентного окружения предприятия с использованием модели пяти сил Майкла Портера / Н. А. Ягунова. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://cybeгleninka.гu/aгticle/n/otsenka-konkuгentnogo-okгuzheniya-pгedpгiyatiya-s-ispolzovaniem-modeli-pyati-sil-maykla-poгteгa
21) Knickerbocker, F. T. Oligopolistic Reaction and Multinational Enterprise. Cambridge, Mass.: Division of Research, Harvard Graduate School of Business Administration, 1973
22) Larry Downes Chunka Mui Unleashing the Killer App: Digital Strategies for Market Dominance Harvard Business School Press Boston, MA, USA, 2000 ISBN:1578512611
23) Porter M.E., Heppelmann J.E. Why every organization needs an augmented reality // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr. org/2017/11 /a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organiza tion-needs-an-augmented-reality-strategy
24) Porter M.E., Heppelmann J.E. How does augmented reality work? // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr. org/2017/11 /a-managers-guide-to-augmented-reality#why-every-organiza tion-needs-an-augmented-reality-strategy
25) Porter M.E., Heppelmann J.E. The battle of the smart glasses // Harvard Business Rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - Mode of access: https://hbr.org/2017/11/