Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, основной сегмент потребителей проживает в Комсомольском районе, это обусловлено тем, что магазин имеет формат «возле дома», соответственно, а значит и основные потребители являются жителями центра. Сегментирование потребителей по ассортименту показало, что 61% покупателей чаще всего приобретают молочные продукты, 18% приходится на сегмент потребителей, которые чаще всего приобретают колбасные и мясные изделия, т.е. основные потребители - потребители молочной продукции.
В итоге, представленные в данном разделе данные свидетельствуют о повышение эффективности работы ООО «ТД Челны-хлеб».
2.2. Анализ формирования маркетинга в ООО «ТД Челны-хлеб»
Для количественной оценки маркетинговой деятельности организации рассмотрим рекламный бюджет ООО «ТД Челны-хлеб». Анализ фактических расходов на маркетинговую деятельность ООО «ТД Челны-хлеб» в соответствии со сложившимся бюджетом в плане маркетинга за 2018-2020 гг. представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Состав и динамика бюджетам плана маркетинга ООО «ТД Челны-хлеб»
за 2018-2020 гг.
Показатели Годы Отклонение (+,-) Темп изменения, %
2018 2019 2020 2019 г.
от
2018 г. 2020 г.
от
2019 г. 2019 г. к
2018 г. 2020 г. к
2019 г.
1. Расходы на маркетинг всего, тыс. руб. 980 1124 1254 144 130 114,69 111,57
- коммуникация и реклама 632 743 845 111 102 117,56 113,73
- сбытовые мероприятия 181 197 235 16 38 108,84 119,29
- стратегическое развитие 167 184 174 17 -10 110,18 94,57
2. Доля расходов на коммуникацию и рекламу в структуре расходов маркетинговую деятельность, % 64,49 66,10 67,38 1,61 1,28 - -
Как видно из представленных данных таблицы 2.3, совокупные расходы ООО «ТД Челны-хлеб» на маркетинговую деятельность возросли в 2020 г. на 11,6% или на 130 тыс. руб. в денежном выражении, и составили 1254 тыс. руб. При этом расходы на коммуникации и рекламу ООО «ТД Челны-хлеб» являются основной статьей расходов на маркетинговую деятельность в организации и составили в 2020 г. 67,4% от общего бюджета маркетинга. Доля расходов на рекламу и коммуникации в общей сумме маркетинговых расходов организации за год увеличилась на 1,28 процентных пункта.
В 2020 г. были проведены следующие рекламные мероприятия:
- размещение информации о товаре в информационных печатных и интернет-каталогах;
- производство и распространение рекламной полиграфической продукции;
- изготовление и распространение рекламных листовок, плакатов;
- производство и распространите рекламных статей в специализированных изданиях;
- реклама в сети интернет и социальных сетях;
- распространите рекламных продуктов и образцов во время выставок.
В таблице 2.4 представлена информация и динамике и составе фактического бюджета на рекламу и коммуникации ООО «ТД Челны-хлеб» в 2018-2020 гг. в разрезе видов рекламы, используемой организацией.
Таблица 2.4
Состав, структура и динамика расходов на коммуникации и рекламу
ООО «ТД Челны-хлеб» за 2018-2020 гг., тыс. руб.
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп изменения, %
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % 2019 г. к
2018 г. 2020 г. к
2019 г.
1. Наружная реклама 241 38,13 287 38,63 317 37,51 119,09 110,45
2. Пресса 87 13,77 46 6,19 70 8,28 52,87 152,17
3. Полиграфия 123 19,46 171 23,01 176 20,83 139,02 102,92
4. Выставочная деятельность 161 25,47 216 29,07 233 27,57 134,16 107,87
5. Реклама в интернете 20 3,16 23 3,10 49 5,80 115,00 в 2,1 раза
Совокупные расходы на рекламу и коммуникации 632 100,0 743 100,0 845 100,0 117,56 113,73
Как видно из представленных данных, рост расходов ООО «ТД Челны-хлеб» на рекламу в 2020 г. на 102 тыс. руб., в частности произошел за счет увеличения на 30 тыс. руб. расходов на наружную рекламу, на 17 тыс. руб. – на выставочную рекламу и еще на 24 тыс. руб. – за счет роста расходов на прессу. Наибольшие темпы прироста расходов на рекламу наблюдались по расходам в сети интернет в 2,1 раза и прессу (52,2%). Расходы на рекламу в полиграфии в 2020 г. увеличились незначительно (3%) и составили 70 тыс. руб. При этом в структуре рекламного бюджета наибольшая доля расходов приходится на наружную рекламу, что объясняется ее дороговизной – 37,5% в 2020 г., снижение доли за год на 1 процентный пункт. Также высокая доля расходов приходится на выставочную деятельность – 27,6% и полиграфию – 20,8%. Наименьшую долю в расходах на рекламу составляет реклама в сети интернет – 5,8% по итогам 2020 г.
Таким образом, анализируя динамику и структуру маркетинговой деятельности ООО «ТД Челны-хлеб», можно, таким образом, отметить две важные тенденции:
- во-первых, крайне не интенсивно финансируется такой актуальный и эффективный вид современной рекламы, как интернет-реклама;
- во-вторых, практическая устойчивая структура рекламного бюджета на протяжении трех лет свидетельствует об отсутствии гибкости в принятии управленческих решений рекламной политики организации – из года в год практически реализуется один и тот же объем и содержание рекламных мероприятий, то есть организацией реализуется явно выраженная консервативная по своей структуре и содержанию рекламная политика.
Далее проведем оценку эффективности как рекламной кампании в целом, так и отдельных ее элементов, опираясь на данные анкетирования потенциальных клиентов ООО «ТД Челны-хлеб». Опрашивалось 150 человек ‒ в основном клиенты компании. Данные приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Оценка воздействия рекламы на клиента ООО «ТД Челны-хлеб»
Средство рекламы Число контактов со
всеми клиентами Число клиентов, на
которых повлияла
реклама Коэффициент
воздействия рекламы
1. Наружная реклама 83 56 1,5
2. Пресса 18 8 2,3
3. Полиграфия 17 7 2,4
4. Выставочная деятельность 15 6 2,5
5. Реклама в интернете 17 7 2,5
Из полученных расчетов видно, что наибольший коэффициент воздействия имеет выставочная деятельность и реклама в интернете.
В таблице 2.6 представлено распределение суммы прибыли по видам рекламы.
Таблица 2.6
Прирост прибыли ООО «ТД Челны-хлеб» от реализации маркетинговой стратегии за 2020 г., тыс. руб.
Средство продвижения Число респондентов, на которых оказала влияние реклама, чел. Прирост прибыли от продаж за 2020 г.
1. Наружная реклама 62 564
2. Пресса 8 224
3. Полиграфия 9 252
4. Выставочная деятельность 5 140
5. Реклама в интернете 7 449
Всего 100 1629
В таблице 2.7 рассчитаем эффективность рекламы.
Таблица 2.7
Эффективность рекламной кампании для ООО «ТД Челны-хлеб» за 2020 г.
Средство продвижения Прирост прибыли от продаж за
2020 г. Затраты на продвижение, тыс. руб. Эффективность рекламы, %
1 2 3 4
1. Наружная реклама 225 317 70,98
2. Пресса 68 70 97,14
3. Полиграфия 254 176 144,32
Продолжение таблицы 2.7
1 2 3 4
4. Выставочная деятельность 254 233 109,01
5. Реклама в интернете 59 49 120,41
Всего 860 845 101,78
Из таблицы 2.7 видно, что общая экономическая эффективность составила 1,8%. Полученные расчеты говорят о неэффективности наружной рекламы и эффективности полиграфии.
Таким образом, по результатам проведенной оценке экономического развития и эффективности организации и осуществления маркетинговой стратегии ООО «ТД Челны-хлеб» можно сделать следующие выводы:
1. Деятельность организации характеризовалась экономическим ростом, что нашло свое выражении в росте объема продаж при одновременном более низком росте удельных затрат, что повлекло улучшение финансовых результатов работы организации; наблюдалось повышение эффективности использования ресурсов организации.
2. Рекламную деятельность в организации организует отдел снабжения и продаж.
3. Анализ состава, структуры и динамики рекламного бюджета организации показал, что он носит достаточно устойчивый характер по структуре, а предпочтение отдается таким видам рекламы, как наружная реклама, а также распространите полиграфической продукции и рекламных материалов на выставках.
4. Негативным аспектом реализации маркетинговой стратегии ООО «ТД Челны-хлеб» можно отметить следующее: очень низкая интенсивность использования доступных инструментов и форм интернет-маркетинга; снижение экономической эффективности рекламы (снижение отдачи расходов на рекламу к росту рекламного бюджета).
Фрагмент для ознакомления
3
1. О рекламе [Текст]: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 12. – Ст. 1232.
2. Акулич И.Л. Управление сбытом / И.Л. Акулич. – М.: Наука, 2018. – 314 с.
3. Алексунин В.А. Маркетинг : учеб. для сред. проф. образования / В. А. Алексунин. - 6-е изд., стер. - Москва : Дашков и К, 2019. - 214 с.
4. Винслав Ю. Б. Маркетинг в системе управления интегрированными корпоративными структурами / Ю. Б. Винслав // Российский экономический журнал. - 2020. - №2. - С. 58-68.
5. Евдокимова Г. Как мы «раскрутили» пряник: [о маркетинговой кампании ООО «Кондитер» Яранского райпо Кировской области] / Генриетта Евдокимова / Г. Евдокимова // Российская кооперация. - 2018. - 29 марта (№ 12). - С. 6.
6. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности : практическое пособие / М. А. Измайлова. - 3-е изд., стер. - Москва : Дашков и К, 2019. - 236 с.
7. Карпова С.В. Рекламное дело : учебник и практикум для СПО / С. В. Карпова ; Финансовый ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 431 с.
8. Колясников К. Продвинуться на рынке. Как? : [о продвижении продукции пищекомбината «ООО «Главкооп» из Великого Новгорода ] / К. Колясников // Российская кооперация. - 2020. - 4 мая (№ 17). - С. 3.
9. Комарова Л.К. Основы выставочной деятельности : учебное пособие для СПО / Л. К. Комарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 194 с.
10. Королев В. Реклама на колесах. И стеклах : новый вид рекламы для продвижения в торговле собственной продукции общепита и хлебобулочных изделий в упаковке осваивает правление Духовщинского райпо Смоленской области / В. Королев // Российская кооперация. - 2017. - 4 мая (№ 17). - С. 7.
11. Корякин И. И. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирования / И.И. Корякин // Административное право и процесс. - 2019. - № 8. - С. 18-20.
12. Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами / И. Д. Котляров / / Практический маркетинг. - 2019. - №4. - С. 15-19.
13. Мазилкина Е.И. Условия успешного продвижения товара : практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2018. - 170 с.
14. Миронова А.С. Система сбыта производственного предприятия / А.С. Миронова. – М.: Юнити, 2018. – 325 с.
15. Основы коммерческой деятельности : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва : Юрайт, 2019. - 506 с.
16. Поляков В.А. Реклама: разработка и технологии производства : учебник и практикум для СПО / В. А. Поляков, А. А. Романов ; Финансовый ун-т. - Москва : Юрайт, 2019. - 502 с.
17. Поляков В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Поляков, А. А. Романов ; Моск. гос. ун-т экон., стат. и информ. - М. : Юрайт, 2018. - 502 с.
18. Синяева И.М. Основы рекламы : учебник и практикум для СПО / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. - Москва : Юрайт, 2019. - 552 с.
19. Соломонов Л. А. Маркетинг как система. К вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга / Л. А. Соломонов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - №1. - С. 122-131.
20. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К°, 2019. – 324 с.
21. Шинкевич Е. Что происходит на рынке CPA-рекламы: основные продукты и игроки / Е. Шинкевич // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2019. - № 4. - С. 37-38.
22. Шпаковский В.О. Организация и проведение рекламных мероприятий посредством BTL-коммуникаций : учеб. пособие / В. О. Шпаковский, Н. М. Чугунова, И. В. Кирильчук. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2018. - 126 с.
23. Яшнова О.Н. Управление службой сбыта на предприятии / О.Н. Яшнова. – М.: Юрайт, 2018. – 401 с.