Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли 3
1.1 Понятие и сущность международной торговли 3
1.2 Формы международной торговли 6
Глава 2. Соотношение политики свободы и ограничений в международной торговле 9
2.1 Эволюция взглядов сторонников свободной торговли 9
2.2 Теория протекционизма в международной торговле 14
Глава 3. Соотношение либерализма и протекционизма в международной торговле 17
3.1 История применения методов протекционизма и либерализма во внешней торговле между странами 17
3.2 Современные тенденции реализации ограничительных и либеральных мер в международной торговле 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человечество в своей истории развития проходит ряд взаимоотношений, среди которых можно выделить и экономические, характеризующие связи между людьми. Данные отношения возникли как необходимость государств и индивидов удовлетворять свои потребности. Но поскольку они постоянно растут, и их невозможно удовлетворить в рамках национального государства по многим причинам: недостаточность сырья для изготовления товаров; отсутствие навыков и знаний о технологии производства; малочисленность рабочей силы. В результате возникают международные товарообменные операции, и торговля выступает одной из ее форм, которая помогает удовлетворить все имеющиеся потребности. Следовательно, международная торговля является актуальной темой исследования, так как в эпоху глобализации все страны взаимозависимы и их деятельность основана на международном разделении труда.
Цель работы – анализ политики свободной торговли и протекционизма, для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность международной торговли;
- выявить основные формы мировой торговли;
- обобщить взгляды сторонников свободной торговли;
- систематизировать теоретические идеи сторонников протекционизма;
- изучить историю развития либерализма и протекционизма во внешней торговле;
- проанализировать современные тенденции реализации ограничительных и либеральных мер в международной торговле.
Предметом исследования является экономическая политика в области международной торговли, а объектом будет международные экономические отношения.
Методологической базой данной работы выступили методы системного анализа; общенаучные методы исследования – анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный, обобщения, конкретизации, абстрагирования, исторический. Применение этих методов в их совокупности дало возможность изучить исследуемые отношения в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
Глава 1. Теоретические аспекты международной торговли
1.1 Понятие и сущность международной торговли
Согласно принятым ООН, ВТО, ОЭСР определениям, международная торговля – это оплаченный товарооборот между странами, который представляет собой трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. Таким образом, международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.1
В теории и практике принято выделять показатели, которые характеризуют структуры внешней торговли: объём экспорта и импорта, их квоты, доли товаров и услуг экспортных и импортных показателях, балансы внешнеторговый и платежный, которые регулярно публикуются статистикой.
К основным операциям международной торговли можно отнести: экспортные сделки, импортные сделки, реэкспорт.2
Экспортные сделки – это операции, связанные с коммерческой деятельностью по продаже и вывозу продукции за рубеж национального производства. Импортные сделки - это операции по покупке и ввозу иностранной продукции в страну с целью ее продажи на местном рынке. По принятым в мире стандартам статистики международной торговли ключевым элементом для признания торговли международной, продажи товара – экспортом, а покупки – импортом является факт пересечения товаром таможенной границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности.
Современная международная торговля может быть представлена как система из трех этажей.3 Нижний этаж – рынок базовых товаров, который образует продукция сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности. Средний этаж – полуфабрикаты и трудоинтенсивные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бажан А.И. Протекционизм: возрастание роли в мировой экономике // Институт Европы РАН, Аналитическая записка №46.- 2018.- (№142).- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an142.pdf (26.04.2021).
2. Лекция 40: Свободная торговля и протекционизм // Национальный открытый университет Интуит - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://intuit.ru/studies/courses/3639/881/lecture/31323?page=1 (дата обращения 26.04.2021).
3. Куприн А.А. и др. Экономика: учебное пособие / А.В. Буга, И.И. Грозаву, Т.В. Данилова, Л.В. Дорофеева, В.С. Кудряшов, А.А. Куприн, А.Д. Шматко; под ред. А.А. Куприна; Сосновоборский филиал РАНХиГС. – СПб.: Астерион, 2018 – 456 с.
4. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под общей редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 405 с.
5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / Е. В. Чучулина ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020.- 171 с.
6. Кривокоченко Л.В. Организационные формы международной торговли товарами сырьевой группы // Российский внешнеэкономический вестник. -2017. -№2.- 43-54.
7. Бударина Н.А., Кириллова А.Н. Теденции франчайзинга в современной России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2020.- №9-1. –С.113-115.
8. Смирнов Е.Н. Международная торговля услугами в условиях цифровизации: поиск оптимального подхода к регулированию // Российский внешнеэкономический вестник. -2020.- №3.-С. 35-51.
9. Олейнов А.Г., Теории международной торговли и внешнеторгового регулирования (Часть I) // «Мировое национальное хозяйство». Издание МГИМО МИД РФ - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mirec.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/olejnov-teorii-mezhdunarodnoj-torgovli-i-vneshnetorgovogo-regulirovaniya-chast-i.pdf (дата обращения 26.04.2021).
10. Комолов О.О. Марксистская теория глобализации и новые тенденции в мировой экономике // Вестник Института экономики РАН. -2021.- №2.-С. 9-26.
11. Волчкова Н.А. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Экономический портал- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://institutiones.com/theories/1162-teoriya-mezhdunarodnoj-torgovli.html (дата обращения 26.04.2021).
12. Петров Ю.И. Взгляды Ф. Листа на политику протекционизма, свободную торговлю и таможенное регулирование // Таможенное дело.- 2018.-№1-С.38-40.
13. Тагаров Б.Ж. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики.- 2020.- N 2 (74) - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=6884 (дата обращения 26.04.2021).
14. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г.// Гарант - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения 26.04.2021).
15. Бочков Д. Торговая война США и Китая: решающая битва еще впереди // Российский совет по международным делам - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/danil-bochkov/torgovaya-voyna-ssha-i-kitaya-reshayushchaya-bitva-eshche-vperedi/ (дата обращения 26.04.2021).
16. Google, Apple и Amazon полностью переложили новый цифровой налог в Европе на клиентов // Хабр. 03.09.2020 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/news/t/517680/ (дата обращения 26.04.2021).